№ п/п | Ф.И. О. воспитателя | Образование | Стаж работы | Группа, где работает | |
1. | Белоусова Ирина Альбертовна | Высшее (ОГПИ) | 6 лет | Ср. группа "Б" | |
2. | Ветрова Надежда Валентиновн | Среднее спец. (МПУ) | 12 лет | Ст. группа "Б" | |
3. | Лашунина Марина Анатольевна | Высшее (ОГПИ) | 10 лет | Ст. группа "А" | |
4. | Отчикова Галина Георгиевна | Высшее (ОГПИ) | 10 лет | Ст. группа "А" | |
5. | Ставцева Ольга Анатольевна | Высшее (ОГПИ) | 8 лет | Ст. группа "Б" | |
6. | Тимохина Надежда Васильевна | Среднее спец. (МПУ) | 12 лет | Ср. группа "Б" | |
Опытно-экспериментальная работа проходила с 9 октября 2000года по 20 декабря 2001года.
Она проводилась в три этапа:
1 этап - констатирующий - с 9 октября 2000года по 30 октября 2001 г.
2 этап - формирующий - с 4 апреля 2001 года по 28 апреля 2001 года
3 этап - контрольный - с 25 ноября 2001 года по 20 декабря 2001 года.
II. Экспериментальная работа по формированию гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх
Констатирующий этап
Цель: изучить состояние работы по формированию гуманных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
1) выяснить представления детей о гуманных взаимоотношениях;
2) определить уровень сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх;
3) изучить особенности методики формирования гуманных отношений в сюжетно-ролевых играх.
Методы, используемые на данном этапе:
I. Анализ планов воспитателей.
II. Анкетирование воспитателей.
III. Беседа с детьми.
IV. Наблюдение и анализ сюжетно-ролевой игры.
V. Экспериментальная игра "Секрет".
Описание и анализ результатов констатирующего этапа.
I. Изучение и анализ планов воспитателей.
Данное учреждение работает по комплексной региональной программе творческого развития Г.И. Радвил. Анализ программы показал, что интересующий нас раздел отсутствует, но предлагаются следующие задачи: "воспитывать культуру общения, эмоционально-нравственную отзывчивость и доброжелательность" [16]
Изучались планы учебно-воспитательной работы двух старших групп за три месяца (сентябрь-ноябрь 2000года) для того, чтобы выяснить какие средства и методы используют воспитатели для формирования гуманных взаимоотношений, какая роль отводится сюжетно-ролевым играм в этом процессе, проводится ли предварительная работа для каждой игры, на развитие каких взаимоотношений она направлена.
Анализ планов позволил выявить следующие аспекты работы по использованию сюжетно-ролевых игр: сюжетно-ролевые игры планируются воспитателями ежедневно, в календарном плане указываются только названия игры и необходимые атрибуты. Более подробно и развернуто работа по использованию сюжетно-ролевых игр представлена в начале каждого квартала. Представлен целый ряд сюжетно-ролевых игр различной тематики ("Семья", "Магазин", "Парикмахерская", "Больница", "Строители") и для каждой игры продумана предварительная работа. В основном эта работа направлена на развитие словаря детей, его обогащение новыми словами, связанными с той или иной профессией, на развитие сюжетов игр: расширение представлений детей о той или иной профессии, приобретение детьми необходимых умений и навыков для игры
Воспитатели при планировании сюжетно-ролевых игр не уделяют внимания формированию гуманных отношений в процессе игры. В планах воспитателей присутствует отдельный раздел, который называется "Воспитание навыков культуры поведения, гуманных чувств и положительных взаимоотношений". В разделе поквартально определяются задачи работы в этом направлении, а также представлен список художественной литературы, но конкретно в плане он не отражается.
Вывод:
При планировании работы по формированию гуманных чувств и положительных взаимоотношений воспитатели предлагают использовать только художественную литературу, как средство формирования гуманных отношений, но не предлагают методы и приемы для ее использования.