Ш. Проведение беседы с детьми и анализ ответов

Вопросы для беседы.

1) Как ты понимаешь слово добрый, справедливый?

2) Назови ребят, с которыми ты дружишь и почему?

3) Чем больше всего вы любите заниматься с друзьями?

4) Каким должен быть хороший человек7

Беседа с детьми проводилась в групповой комнате, во второй половине дня. Она проходила в 2 этапа, продолжительностью 2 дня. На 1-м этапе задавались вопросы поискового характера. ("Чем больше вы любите заниматься с друзьями?"). На 2-м этапе проводилась беседа с неоконченными ответами, направленная на развитие логического мышления ребенка. ("Что бы ты сделал, если бы ты играл в "Строителей" с другими детьми и кому-то не хватило бы кубиков на постройку?". "А если бы тебе тоже нужны были кубики?").

Чтобы заинтересовать детей, вовлечь их в процесс работы, в группу был принесен почтовый конверт, в котором находилось письмо, адресованное детям детского сада № 47. В нем говорилось, что: "Детский юмористический журнал "Ералаш" проводит акцию "Милосердие", те дети, которые быстрее всех и правильно ответят на вопросы, выиграют новые игрушки. Их они смогут подарить детскому дому или дому малютки, тем самым они порадуют ребятишек, у которых нет родителей". Детей это предложение очень заинтересовало, и они охотно отвечали на предложенные вопросы. См. приложение № 3.

Анализируя ответы детей на 1-м этапе можно отметить, что в целом детские представления о различных видах отношений не богаты. В основном дети пользуются двумя определениями: "добрый" и "хороший". Говоря о том, каким должен быть хороший человек, в первую очередь говорили добрым и наоборот. Затем называют такое качество, как умение дружить и играть, быть веселым, не жадным, никого не обижать (Ветрова О., Крючкова П., Новиков Р., Трошина Ю., Хализов М., Шебаева К.). У 50% детей вызвал затруднение вопрос: "Как ты понимаешь слово "справедливый"? Ответы: "не знаю", наиболее часто встречающиеся. (Ветрова О., Новиков Р., Крючкова П., Хализов М., Трошина Ю). Этот факт говорит о том, что у детей отсутствует разделение различных качеств и отношений.50% детей называли такие качества, как ласковый, заботливый, но при их пояснении приходили к одному слову "хороший" (Шебаева К., Ильина Н., Казанцева Л., Дробов С., Хализов М.)

Вывод:

У детей все гуманные качества и отношения заключены в одном понятии "хороший", отсутствует разграничение основных гуманных отношений.

Беседа с неоконченными ответами "Как бы ты поступил, если бы…"

Вопросы:

1) Дети играли в группе, им было очень весело, а один мальчик сидел очень грустный. Что бы ты сделал?

2) Если бы ты играл (а) в "Строителей" с другими детьми, и кому-то не хватило бы кубиков на постройку, чтобы ты сделал? А если бы тебе нужны были кубики?

3) Если бы ты гулял на участке детского сада вместе с другими детьми и вдруг кто-нибудь из ребят упал около тебя и сильно ушибся. Что бы ты сделал? Как поступил бы?

Отвечая на первый вопрос, дети показали большую активность, самостоятельность во взаимоотношениях.80% детей говорили о том, что, если бы они заметили, что кто-то из детей сидит грустный, они бы постарались развеселить его - дать игрушку, книжку, пригласили бы поиграть вместе. (Рославцев Д., Шебаева К., Хализов М., Ильина Н., Дробов С., Новиков Р., Трошина Ю., Крючкова П). 20% детей сформулировало предлагаемое словесное обращение к товарищу, как выражение сочувствия, заботливости: "Почему ты грустный? Тебя кто-то обидел?"

Второй вопрос затруднил детей, они решали его формально: если два ребенка строили каждый свой домик, значит, они и должны были их достроить. И поэтому искали выход по линии поисков недостающего материала, забывая при этом о пути взаимного общения. Только двое детей придумали, что можно поделиться кубиками, построить обоим домики меньшего размера или построить сообща один дом (Трошина Ю., Хализов М.).

Отвечая на третий вопрос, 50% детей не задумываясь, сказали, что они сообщили бы воспитателям, что их товарищ упал (Ветрова О., Дробов С., Новиков Р., Шебаева К., Рославцев Д.)

После дополнительного вопроса "А если воспитательница была бы на другом участке или пошла бы в группу по делу?" и т.д. - дети пытались найти разные пути помощи со стороны взрослых (поискать воспитательницу, позвать другую, позвать медсестру и т.п.), но не догадывались, что прежде всего надо было бы поднять товарища, посадить его на лавочку, сказать утешительное слово. Только 30% детей сказали, что они подняли бы ребенка, посадили бы его, а если не смогли бы, то позвали бы ребят, которые были близко. Затем уже дети планировали обратиться к воспитателю или медсестре. И лишь 20% детей сказали, что они спросили бы у товарища, очень ему больно и тому подобное, осторожно подняли бы его, посадили бы на лавочку, а затем сказали бы воспитателю или медсестре. Ответы детей представлены в приложении № 3.

Вывод:

Представления детей о гуманных взаимоотношениях не богаты, из-за этого они не могут сами найти выход из проблемной ситуации и поэтому обращаются за помощью к взрослым.

IV. Наблюдения сюжетно-ролевых игр и их анализ

Наблюдая за играми, мы попытались выяснить, какие гуманные отношения преобладают в сюжетно-ролевых играх: игры позволяют проследить особенности взаимоотношений и взаимодействий детей в сюжетно-ролевой игре.

Было проведено 4 сюжетно-ролевых игры: "Семья", "Больница", "Строители", "Магазин". Наблюдение за играми проходило в течение 10 дней. Игры проводились во второй половине дня, в специально организованных игровых зонах с разнообразными атрибутами для каждой составляющей игры. В каждой игре участвовало 3-4 ребенка.

При распределении ролей дети, несмотря на то, что многие хотели занять ведущие роли, смогли договориться между собой и уважительно отнеслись к желаниям других. В ходе игры происходило взаимодействие детей: например, дети, играющие в "Семью", посещали "Магазин", "Строители" заходили в гости к играющим в "Семью", посещали "Больницу", где им оказывали медицинскую помощь и т.д.

Стремясь правильно выполнить взятую на себя роль в игре, дети были вежливы, доброжелательны. Например, игра "Магазин", покупатель Сережа Д.: - "Здравствуйте, мне, пожалуйста, мороженое". Продавец Оля В.: "Пожалуйста". Проявляют заботу, внимание, сочувствие. ("Больница", врач Полина К., доброжелательно разговаривает с пациентом, успокаивает его). Соблюдают правила нравственного поведения, становятся в очередь.

В целом все взаимоотношения между детьми доброжелательные. Но нередко их действия и поступки лишены чувственной основы, которая необходима для возникновения и развития различных гуманных взаимоотношений, нередко возникают конфликты из-за неумения детей сопереживать, уступать, быть внимательными к товарищам. Лишь иногда в наблюдаемой игре прослеживались истинные гуманные отношения (игра "Магазин" - Дане Р., не хватало денег, чтобы купить игрушку, тогда Ксения Ш. предложила одолжить ему денег, у нее внимательное отношение, умение понять положение других и поставить себя на их место.).

Вывод:

В играх наблюдались, в основном, взаимоотношения, обусловленные правилами игры, лишь иногда эти взаимоотношения приобретали гуманистическую направленность.

Из всего разнообразия гуманных отношений отзывчивость, доброжелательность, заботливость, справедливость, сочувствие, внимательность, мы наблюдали их проявления лишь у 60% детей (Крючкова П., Казанцева Л., Трошина Ю., Хализов М., Рославцев Д., Ильина Н.)

V. Описание экспериментальной игры "Секрет"

Цель: выявление уровня сформированности гуманных отношений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1) выявить психологическую структуру группы;

2) описать особенности межличностного выбора и его мотивов в данной группе;

3) познакомить воспитателя с результатами экспериментальной игры "Секрет" и определить вместе с ней меры по улучшению межличностных отношений в группе.

Для решения указанных задач нами была использована социометрическая методика, включающая: экспериментальную игру "Секрет", выявление мотивировок выбора, беседу с воспитателем.

Эта игра состоит в том, чтобы каждый ребенок выбрал трех детей из группы по 3-м критериям и обосновал свой выбор.

Для проведения игры "Секрет" приглашала детей по одному в отдельную комнату и проводила индивидуальную беседу по следующим вопросам:

1) С кем ты хочешь играть и почему?

2) С кем ты хочешь дружить и почему?

3) Кого ты желаешь пригласить к себе на день рожденья и почему?

Чтобы вызвать интерес у детей к игре - в задание вносился характер таинственности: ответить "по секрету".

Перед началом эксперимента говорила ребенку: "Сейчас мы поиграем с тобой в игру, которая называется "Секрет". Я буду задавать тебе вопросы, а ты, "по секрету" будешь мне отвечать. "Любишь ли ты играть? А с кем ты очень хочешь играть? Назови одного ребенка. А с кем из детей еще ты хочешь играть?"

Затем спрашивала: "Скажи, пожалуйста, почему ты хочешь играть с Мишей? (Называется имя ребенка, которому испытуемый отдавал свой 1-й выбор, затем 2-й и 3-й выборы).

В процессе беседы с ребенком по поводу выборов он обнаруживал четко выраженное предпочтение к кому-либо из сверстников. Исследование проводилось во второй половине дня, поэтому после беседы ребенок уходил домой. Это делалось для предупреждения возможности сговора, т.к. детям дошкольного возраста трудно хранить свои секреты.

Таких опросов провела три, для того, чтобы выяснить, кого ребенок выбирает для игры, для дежурства и для сугубо личных отношений.

Данные опроса фиксировала в протоколах. См. приложение № 6, протоколы №№ 1,2,3.

Протокол представляет собой социограмму, в которой отмечались 1-й, 2-й и 3-й выборы детей и обоснование выбора. Подсчитывались выборы и взаимовыборы. На основании протоколов были составлены социограммы. См. приложение 7 №№ 1,2,3. А на основе протоколов и социограмм была составлена обобщенная таблица данных по 3-м критериям.

После тщательного изучения собранного материала, приступила к обработке полученных данных.

АНАЛИЗ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ДАННЫХ

Анализируя данные обобщенной таблицы и социограмм, мы выяснили, что в группе есть дети разной авторитетности и популярности.

Маргинальное значение, которое в эксперименте является индексом социометрического статуса ребенка в группе, дает возможность разделить всех детей на 4 статусные группы. Детей, индекс которых равен 0,29 отнесли к 1 группе - особо популярных детей.

Дети, у которых индекс социометрического статуса находится в пределах 0,28-0,10 составили 2 группу популярных детей.

Дети, индекс которых ниже 0,10 образуют 3 группу - малопопулярных детей.

Обнаружили, что по индексу социометрического статуса - 1ребенок имеет очень высокий статус (1 группа) - это Сережа Д., (25 выборов);

1 ребенок (Наташа Ш.) не получила совсем выборов (4 группа);

4 человека - отнесены к 3 группе "малопопулярных" (Поля К., у нее 5 выборов, Рома Н. - 4 выбора и Саша П, с Леной К, - у них по 3 выбора);

6 детей отнесены ко 2 группе "популярных детей" (Юля Т, - у нее 14 выборов, Оля В. и Женя К. - 12 выборов, Женя Д. - 11 выборов, Миша Х. и Настя И. имеют по 9 выборов).

Таким образом, исследуемая группа имеет полную социометрическую структуру. Большинство детей группы по результатам исследования оказались в благоприятных статусных группах (в 1 и 2 группах - 7 детей, в 3и 4 группах - 5 детей).

Следовательно, уровень благополучия в группе высокий. Для того чтобы выяснить уровень взаимности отношений детей, мы вычислили коэффициент взаимности. Он определяется в %, как частное от деления числа взаимных выборов, к общему числу выборов. Уровень взаимности отношений в группе оказался сверхвысоким (83%, т.е. выше 40 %), т.к.10 детей из 12 имеют взаимовыборы.

Проведенный нами анализ полученных от детей мотивировок их выборов позволяет сказать о том, что характер мотивировок различен.

Выборы детей обосновывались теми или другими положительными качествами сверстников: внешними (из протокола № 2 Саша П. выбирает Настю И., так как у нее волосы красивые, ходит в красивой одежде, нравится ее прическа); нравственными качествами (протокол № 2 Рома Н. выбирает Женю К, так как он всегда помогает ему, а Данил Р. - хороший друг); дружескими отношениями; общим положительным отношением или характеристикой "хороший". Наибольшее число раз использовались мотивировки, связанные с дружескими отношениями и интересной совместной деятельностью. Это говорит о том, что для детей этой группы главным при социометрическом выборе были дружеские отношения и интересная совместная деятельность.

Что касается дифференциации взаимоотношений детей в зависимости от пола сверстников, то по результатам социометрического эксперимента выяснили, что в группе существует ярко выраженное общение детей со сверстниками своего пола, (мальчики выбирают мальчиков, девочки - девочек). Смешанных общений, т.е. взаимных выборов между детьми разного пола очень мало, всего 4 выбора. С результатом эксперимента познакомили воспитателя группы. Оказалось, что ответы воспитателя и результаты эксперимента во многом сходятся. Это говорит о том, что воспитатель хорошо знает детей своей группы, их взаимоотношения друг с другом. Благоприятное положение в группе - это здоровый эмоциональный климат в общении, это необходимое условие успешного развития личности.

Дети, у кого положение в группе благополучное, имеют широкий круг общения, они причастны к самым разнообразным видам деятельности, они - центр жизни, их охотно принимают в различные объединения. Совсем иное положение у детей с неблагополучным положением. Они находятся вне общения, их не очень охотно принимают в общие игры. Разумеется, сложившаяся обстановка сказывается на детях.

Таким образом, проанализировав вместе с воспитателем группы данные исследования, пришли к следующим выводам и рекомендациям.

Очень много в плане формирования межличностных отношений зависит от воспитателя. Надо стараться создавать в группе положительный эмоциональный микроклимат. Наблюдая за детьми, обязательно поощрять застенчивых, успокаивать вспыльчивых, возбудимых. Не оставлять детей вне коллектива.

Внимательно следует отнестись к детям с низким статусом, и в первую очередь к Наташе Ш. - девочке, которая не пользуется популярностью у сверстников. Именно от воспитателя зависит, повысится ли ее социометрический статус. На вопрос, что надо предпринять для повышения статуса Наташи, воспитатель ответила, что, по ее мнению, необходимо выделить ее положительные качества (она добрая, никогда не ссорится с детьми, не жадная, всегда дает детям игрушки, которые приносит из дома, в игре уступает, считается с мнением других). Кроме того, Наташа Ш. хорошо рисует. Она может помочь детям в рисовании. На занятии по рисованию надо больше внимания уделять ее работам. Обязательно обратить внимание родителей на внешний вид девочки, т.к. это влияет на отношение к ней.

Для того чтобы повысить интерес детей друг к другу, необходимо предоставить каждому ребенку возможность проявить себя в коллективе.

Следует создавать такие игровые ситуации, в которых наиболее ярко проявились бы достоинства детей, давать индивидуальные задания, результат которых влиял бы на группу.

Выводы:

1) В результате исследования выяснили, что данная группа соответствует социально-психологической структуре;

2) Исследуемая группа детей имеет полную социометрическую структуру;

3) Уровень благополучия в группе - высокий, т.к. большинство детей в результате исследования оказалось в благоприятных статусных группах (в 1 и 2 группе - 7 детей, в 3 и 4 - 5 детей);

4) Уровень гуманных отношений детей сверхвысокий (83%, т.к.10 детей из 12 имеют взаимовыборы);

5) Дети общаются в основном со сверстниками своего пола (мальчики - с мальчиками, девочки - с девочками). Смешанных общений всего 4;

6) Основные мотивировки при социометрическом выборе - дружеские отношения и интересная совместная деятельность.

Проанализировав ответы детей, сделав анализ сюжетно-ролевых игр, основываясь на материал работы Марковой Т.А., мы выделили три уровня сформированности у детей суждений, представлений о гуманных взаимоотношениях и их проявлениях.

I. Уровень. Высокий: дети, для которых характерно проявление готовности помочь другим, отозваться на их беду. У детей имеются тенденции к совпадению представлений о гуманных взаимоотношениях с реальным поведением. Игры этих детей содержательны, взаимоотношения достаточно высокие.

II. Уровень. Средний: дети с недостаточно устойчивыми дружескими взаимоотношениями, немного импульсивны, уровень моральных представлений, суждений не высок. Проявление отзывчивости, стремление оказать помощь другим детям для них непостоянно.

III. Уровень. Низкий: у детей наблюдается резкое расхождение между словами и поступками, общим поведением. Характерной чертой является равнодушное отношение к переживаниям других. Они не видят, когда другой нуждается в помощи, поддержке. Уровень сформированности представлений о гуманных взаимоотношениях и наличии их в ходе общения детей в сюжетно-ролевых играх мы отразили в таблице № 2 и голограмме № 1.

 

Таблица № 2

Количество

детей

Уровень сформированности гуманных отношений

 I  П  Ш
  10   1   5   4

Голограмма № 1

Уровни сформированности гуманных взаимоотношений детей в процентном соотношении

Выводы:

Воспитатели понимают актуальность проблемы по формированию у детей гуманных взаимоотношений, но работа в этом направлении проводится не в полном объеме, используются не все средства. Они уделяют мало внимания сюжетно-ролевым играм, как важнейшему средству развития у детей гуманных взаимоотношений.

Воспитатели считают, что наиболее эффективными средствами для формирования у детей гуманных отношений являются:

искусство, художественная литература, пример родителей, воспитателей, сверстников, социальная среда, труд, телепередачи.

Собранный нами материал доказывает, что у детей еще недостаточно развиты активность, самостоятельность, способность ориентироваться в гуманных отношениях, часто бывает, что их суждения не совпадают с реальными поступками.

Гуманные взаимоотношения у детей сформированы на среднем уровне.

Формирующий этап

 

Цель:

повысить уровень сформированности гуманных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр.

Задачи:

1) определить содержание предварительной работы по обогащению представлений детей;

2) разработать и апробировать игровые ситуации с гуманным содержанием для использования их детьми в сюжетно-ролевых играх;

По мнению авторов (Нечаевой В.Г., Котырло В.К., Марковой Т.А. и др.), игра выполняет функцию воспитания и формирования гуманных отношений. Наиболее благоприятны такие игры, в которых гуманные проявления входят в ролевые предписания: "Семья", "Больница", а также игры, сюжет которых требует от детей умения действовать сообща, вместе принимать решения, находить выход их ситуаций: "Капитаны", "Строители" и др. В своей работе мы наметили два направления:

Первое направление. Развитие у детей способности понимать состояние, настроение другого человека, формировать способы эмоционального содействия, оказывать помощь, сочувствовать.

Для решения задач первого направления мы предлагали проводить предварительную работу перед организацией сюжетно-ролевых игр.

Содержание предварительной работы:

1) чтение художественной литературы, в которой описывается какая-либо типичная ситуация, содержащая в себе моральный смысл, с последующим обсуждением описанных в них поступков;

2) рассматривание картин, отражающих разнообразные ситуации из жизни детей, на которых ребенок испытывает тревогу, боль, огорчение, обиду.

3) Игры - упражнения, в которых детям предлагается решение ситуаций, содержащих в себе моральный смысл.

Подбор картин, художественных произведений и ситуаций осуществляется, опираясь на сюжеты игр, в которые будут играть дети.

Второе направление. Формировать опыт проявления гуманных отношений посредством сюжетно-ролевой игры. Это направление будет осуществляться путем разработки и внедрения специальных игровых ситуаций в сюжетно-ролевые игры детей, позволяющих внести в сюжет такие изменения, которые потребовали бы от детей проявления гуманных чувств и отношений к сверстникам.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "СЕМЬЯ"

1 - направление. Предварительная работа.

Задачи: воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь, внимательное отношение к неудачам других.

1) Беседа по серии картин, сопровождающих развитие сюжета

Воспитатель показывает 1 картинку: "Наступила весна. Подсохли участки земли. Воспитатель предлагает детям скакалки. Она знает, что все дети обрадуются, будут прыгать". Дети рассматривают картину. Воспитатель обращает внимание на радостное состояние детей, которые очень хотят видеть прыгалки.

Показывает 2 картинку.

Воспитатель: "Девочки прыгают, улыбаются, веселятся. Но у одной из них ничего не получается. Она "запуталась" в скакалке. Заметят ли это подружки? Помогут ли они девочке?"

Показывает 3 картинку.

Воспитатель: "Да, заметили! Посмотрите, что думает одна девочка? (Учит подружку прыгать!), а другая? (Предлагает свои скакалки, думая, что у нее не сломанная скакалка)".

Воспитатель поддерживает высказывания детей, радость их от того, что подружки помогают девочке.

Показывает 4 картинку. Посмотрите, что происходит?

Воспитатель: "Оказывается, не все дети поступили так, как ее подружки! Смотрите, две девочки стоят в стороне и смеются над бедой! Ребята, вам понравились все подружки? А почему?".

Воспитатель выслушивает детей, подчеркивает, что в поступках проявляется внимание к сверстнику, желание помочь. Выражает сожаление по поводу поступка девочек, которые посмеялись над бедой сверстницы. Предлагает подумать, в каких ситуациях и как необходимо оказать помощь?

2) Игра - упражнение.

Задачи:

1) воспитывать отзывчивое отношение к окружающим;

2) активизировать собственный опыт переживаний детей в конкретной ситуации;

3) формировать умение находить разные способы решения.

Воспитатель: "Мама пришла с работы поздно, очень усталая, расстроенная. В доме не убрано. Ребята, как нам поступить?".

Воспитатель обращается к детям, предлагая им разные роли (мамы, папы, дочки, сына…), помогает наладить диалог с уставшей мамой, обратиться к ней со словами утешения.

- Ребята, а как еще можно порадовать маму?

- Кто предложит что-то новое?

Воспитатель поощряет различные предложения детей, выделяя интонацию голоса, мимику ребенка, который смог своими словами передать заботу и ласку. Отмечает детей, которые придумали различные способы, чтобы порадовать маму.

3) Продолжи рассказ

Задачи:

1) воспитывать сочувствие к переживаниям сверстника;

2) желание помочь справиться с огорчениями.

Алина любила порядок. Она всегда убиралась в кукольном уголке. Расставляла игрушки на свои места, протирала пыль с кукольной мебели. Но однажды, за очередной уборкой, Алина нечаянно пролила воду на ковер. Она в растерянности стояла и смотрела на лужицу. У ней подошла Олеся… Продолжите рассказ. О чем говорили девочки? Чтобы вы сделали? Почему вы так думаете?

Воспитатель поощряет продолжения, в которых дети проявляют сочувствие и заботу.

4) Чтение художественной литературы. "Вовка добрая душа" А. Барто.

Задачи:

1) учить употреблять слова благодарности;

2) воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других людей.

После чтения этого произведения, воспитатель беседует с детьми, задает вопросы, помогающие детям осознать смысл поступков Вовки.

Вопросы:

1) Что кричал из окна прохожим Вовка?

2) Как поступил Вовка, чтобы успокоить Катю?

3) Что случилось с Катей, почему она плакала?

Воспитатель поддерживает ответы детей, объясняет, что Вовка был внимательным к состоянию других людей и придумывал, как можно им помочь, позаботиться о них. Здесь же нужно обратить внимание на добрые поступки детей в группе.

"Волшебное слово" В. Осеевой - учит детей не только употреблять слова благодарности в ответ на заботу окружающих, но показывает, как изменяется в хорошую сторону настроение окружающих из-за грубости "героя" и изменяется к лучшему, когда "герой" осознает свои ошибки.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "БОЛЬНИЦА"

Задачи:

1) воспитывать отзывчивость, доброжелательность к сверстникам;

2) формировать способы содействия.

В работе с детьми по формированию внимательного отношения к другому человеку, оказанию ему помощи, воспитатель может использовать все средства в комплексе, но начинать следует с накопления знаний в конкретных ситуациях, в которых ребенок может испытывать эмоциональное неблагополучие и тех способов, которые используют дети с целью изменения этого состояния.

1) Рассматривание картины "Нечаянная оплошность"

Задачи:

1) учить находить слова утешения для другого человека;

2) воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки;

3) воспитывать у детей внимательное отношение к состоянию других.

На картинке изображен мальчик, который разбил чашку. Вся его внешность (фигура, лицо) отражает большой испуг. На полу разбитая чашка. К этой картине прилагается еще несколько картинок, отражающих положительное и отрицательное отношение ребят к оплошности мальчика.

- Девочка собирает осколки в совок, как бы обращается со словами утешения к мальчику;

- Мальчик сочувственно смотрит на пострадавшего;

- Девочка ведет к месту происшествия воспитателя, у обеих на лицах сочувствие к герою;

- Два мальчика смеются.

Задача воспитателя разобраться в ситуации, добиться того, чтобы дети осознали суть ситуации и эмоциональное состояние "героя". Обязательно следует обратить внимание детей на способы помощи ребенку в трудной ситуации.

Игра - упражнение.

Задачи:

1) формировать навыки взаимопомощи;

2) воспитывать сочувствие, отзывчивость, сопереживание.

Воспитатель разыгрывает сценку, поясняя: "Ребята, девочка очень печальная, ее дочка (кукла) заболела, (девочка качает куклу на руках). "Что же мне делать? Как мне быть?" - спрашивает девочка.

Воспитатель обращается к детям, предлагает им разные роли (врача, медсестры, шофера скорой помощи и др.), помогает наладить диалог с больной, обратиться к ней со словами утешения. Воспитатель поощряет инициативу детей.

Продолжи рассказ

Задачи:

1) воспитывать чувство сострадания, сопереживания к другим людям;

2) предложить ребенку дать свой вариант ответа в данной ситуации;

3) учить оказывать помощь другим людям в трудной ситуации.

Дети катаются с горки. Они веселые, смеются. Один мальчик упал. Он трет ногу, плачет. Воспитатель спрашивает у детей: "Что случилось?". Просит детей описать состояние мальчика. Предлагает ему помочь, но не говорить как. Дети предлагают свои варианты. Если они затрудняются, то воспитатель помогает: "Мальчику больно, он ушиб ногу, испугался и заплакал. Ему обидно, что над ним смеются. Разве не надо ему помочь? Можно поднять его, посадить на скамейку, улыбнуться ему, сказать ласковые слова. Он очень обрадуется, что у него есть друзья!" Такие рассуждения помогают детям задуматься над поведением "героев", оценить его с позиции проявления сочувствия, дружелюбия к сверстнику.

Чтение рассказов

Задачи:

1) на примере героев данных рассказов показать детям, какая сложная и порой опасная профессия врача;

2) воспитывать у детей чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

"Навестила" В. Осеева, "Человек заболел" И. Туригин, "Обвал" Б. Житков.

Затем провести беседу о профессии врача, о том, как важно, чтобы у врача было доброе сердце.

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА "КАПИТАНЫ"


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: