Психолого-педагогическое содержание эмпатии

Администрация Томской области

Департамент общего образования

ОГОУ «Томский государственный педагогический колледж»

 

Воспитание эмпатии у детей младшего школьного возраста

 

Дипломная работа

 

 

 

Томск, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

I. ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................................2

Глава 1 ВОСПИТАНИЕ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИИ ЭМПАТИИ........................5

1.2. РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ЭМПАТИИ...........................................10

1.3. ЭМПАТИЯ ЕЁ ВИДЫ И УРОВНИ ............................................................................12

Глава 2 СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ.

2.1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА – КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.........................................................................................18

2.2. РОЛЬ ПРИРОДЫ В ВОСПИТАНИИ ЭМПАТИИ ....................................................33

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.....................................................36

II.Глава 3ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.............................................................................................46

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ...............................................................................................................60

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ......................................................................................................61

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..............................................................63

ПРИЛОЖЕНИЕ....................................................................................................................65

I. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы: Вырастить и воспитать гармонично развитого человека – желание и стремление многих родителей. В последнее время психологами, педагогами, родителями уделяется большое внимание развитию гуманистических, то есть человеческих качеств в ребёнке. Ш.А. Амонашвили утверждал, что «без любви к ребёнку нельзя воспитать гуманную душу в человеке». Ребёнок становиться счастливым, когда ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь. Сегодня в учебно-воспитательном процессе, внимание учителя направленно на развитие качеств личности, творческое воображение, мышление, логику, память и познавательный интерес, что очень важно, но и чувство эмпатии, то есть способность воспринимать внутренний мир другого человека, уметь сочувствовать ему в сложных жизненных ситуациях.

Нравственное формирование человека начинается с рождения. Ещё в дошкольном возрасте у детей закладываются элементы нравственности: вырабатываются простейшие навыки нравственного поведения. Психологи установили, что младший школьник возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Параллельно с развитием нравственных норм, идёт развитие эмпатии. Развивать чувство эмпатии необходимо с ранних лет жизни ребёнка, так как чувство эмпатии помогает ребёнку понимать, сочувствовать, переживать за тех, кто находится рядом с ним, быть добрым по отношению к окружающему миру.

Цель: Выяснить, как чувство эмпатии может влиять на развитие ребёнка.

Гипотеза: Было предположено, что методика развития творческого воображения и эмпатии, включающая в себя различные средства и методы воспитательной работы позволит добиться положительного эффекта в улучшении эмоциональной сферы школьников.

Научная новизна поведенных исследований заключается в следующем:

С целью улучшения развития эмоциональной и личностной сферы детей разработана методика, включающая в себя элементы коррекции эмоциональной сферы; игры, упражнения, направленные на развитие способности к синестезии, творческого воображения, эмпатии, телесно-двигательные методы.

Определено влияние занятий на развитие синестезии, (от греч. synaisthesis - соощущение), явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств наряду со специфическими для него ощущениями возникают и ощущения, соответствующие другому органу чувств (например, «цветной слух» - звуковые переживания при восприятии цвета и т. п.) творческого воображения, эмпатии.

Теоретическая значимость. Результаты проведенных экспериментов дополняют теорию и методику развивающей работы с детьми, а также свидетельствуют о возможности использования комплексных средств при воспитании эмоциональной сферы.

Объект исследования. Учебно-воспитательный процесс младших школьников.

Предмет исследования: Учебная деятельность младшего школьника, взаимоотношения и эмпатия в школе и семье.

Содержание работы.

Выпускная квалификационная работа изложена на 64 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения, практических рекомендаций, приложений. Библиографический указатель включает в себя 27 литературных источника.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЭМПАТИИ

Есть много попыток определить понятие «эмпатия», и несколько из них принадлежат Карлу Роджерсу. В двадцатых годах двадцатого века он предложил одно из определений в ходе систематизированного изложения своих взглядов. Оно заключается в следующем. Быть в состоянии эмпатии означает воспринимать внутренний мир другого точно, c сохранением эмоциональных и смысловых оттенков. Как будто становишься этим другим, но без потери ощущения «как будто». Так, ощущаешь радость или боль другого, как он их ощущает, и воспринимаешь их причины, как он их воспринимает. Но обязательно должен оставаться оттенок «как будто»: как будто это я радуюсь или огорчаюсь.

Восприятие и понимание человека человеком невозможно без определённых психологических механизмов. Такие механизмы можно объединить в группу, в которую входят идентификация, эмпатия и аттракция.

 Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. При идентификации мы пытаемся понять другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его характеристикам, ставя себя на место партнера по общению. Поэтому, когда мы считаем, что окружающие нас неправильно понимают, мы говорим им: «Побывали бы вы на моем месте!» Тем самым мы как бы приглашаем их «включить» психологические механизмы идентификации. Подобные выражения есть у разных народов. Например, индейцы выражают эту же мысль следующими словами: «Чтобы понять человека, нужно семь лун проходить в его мокасинах».

Идентификация тесно связана с другим близким по содержанию явлением - эмпатией.

Эмпатию также можно назвать особым способом понимания другого человека, но здесь речь идет об эмоциональном чувствовании или сопереживании другому, а не о рациональном осмыслении его проблем. Переживание человека не остается незамеченным другими людьми. Это обусловлено тем, что взаимные переживания, взаимопонимание являются основой содействия, помощи друг другу. Внутренний эмоциональный отклик позволяет нам понять состояние другого. В некоторых случаях эмпатия носит индивидуальный, избирательный характер, когда отклик возникает на переживание не любого человека, а только очень значимого, например, близкого друга, родственника. Люди, не способные к этому, как правило, оказываются в изоляции.

Эмпатия основана на умении правильно представлять себе, что происходит внутри другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир. Именно благодаря эмпатии мы, читая книгу или смотря фильм, чувствуем то же, что чувствует человек, попавший в различные жизненные обстоятельства: тревогу и надежду разведчика, ползущего под колючей проволокой за линию фронта; радость и ликование футболиста, забившего гол; огорчение и разочарование студента, не сдавшего экзамен. Поэтому эмпатия будет тем выше, чем лучше человек способен представить себе, как одно и то же событие будет воспринято разными людьми, и насколько он допускает право на существование этих разных точек зрения. Эмпатические способности человека возрастают с ростом жизненного опыта. Пожилые люди, многое повидавшие на своем веку и многое пережившие, лучше понимают, что испытывает человек, попавший в те или иные обстоятельства, чем, скажем, подросток.

Очевидно, что механизм эмпатии в какой-то степени сходен с механизмом идентификации: и там и здесь присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его позиций. Но взглянуть на вещи чьими-то глазами - не означает полного отождествления себя с этим человеком. Если мы ставим себя на место другого, это значит, что мы ведем себя так же, как обычно ведет себя этот другой. В случае проявления эмпатии мы просто принимаем к сведению особенности его поступков и привычек, относимся к ним с сочувствием, но поступить можем совсем по-иному.

Формы эмпатии зависят от типа и характера межличностных отношений. Так, с когнитивной эмпатией мы встречаемся в тех случаях, когда в процесс общения включены интеллектуальные компоненты, и мы пытаемся сопереживать партнеру, сравнивая его поведение со своим или находя аналогичные ситуации в своей прошлой жизни. Эмоциональная эмпатия основана на подражании чувствам и реакциям, собеседника. Если когнитивная и эмоциональная эмпатия возможна при лю­бых типах отношений, то поведенческая, действенная эмпатия обычно характерна для отношений с близкими людьми. При этом мы не только мыслим (воспринимаем, понимаем), не только чувствуем (сопереживаем), но и действуем (помогаем делом). Поэтому можно звать на помощь или рыдать рядом с челове­ком, пострадавшим в аварии, а можно начать немедленно ока­зывать ему первую медицинскую помощь; можно порадоваться празднику в семье знакомых, а можно прийти и помочь им в подготовке к приему гостей.

Эта высшая форма эмпатии - действенная характеризует нравственную сущность человека. Поэтому формирование нравственно развитой личности в своей основе должно опираться на эмпатийные способности человека. Надо иметь в виду, что дети очень восприимчивы к любым воздействиям взрослых, поэтому крайне важно, чтобы учитель, показывая пример, сам был эмоционально отзывчив на переживания ребенка и окружающих, умел вовремя оказать им эмоционально действенную поддержку.

В том случае, когда познание партнера по общению осуществляется через механизмы формирования привязанности, то говорят об аттракции. «Аттракция» (дословно — привлекать, притягивать) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств. Палитра этих чувств чрезвычайно разнообразна: от простой симпатии до глубокой любви.

Причиной возникновения положительных чувств партнеров по общению нередко бывает их внешнее или внутреннее сходство. Так, школьник, у которого есть проблемы в обучении, лучше поймёт школьника, у которого есть такие же проблемы, нежели школьника у которого их нет. Подростки, со своей стороны, также гораздо лучше понимают друг друга, чем окружающих их взрослых.

Стремясь понять другого человека, верно, оценить его в целом и какие-то качества в отдельности, мы пытаемся выстроить определенную систему, которая бы помогла нам это сделать. Особенно нас интересует то, что заставляет окружающих действовать тем или иным образом, т. е. мотивы, внутренние пружины поведения. Ведь зная их, можно предсказать дальнейшие поступки вашего партнера. Однако мы часто находимся в усло­виях дефицита информации и, не зная истинных причин поведения других, начинаем приписывать им самые разнообразные мотивы, причины.

Совершенно очевидно, что эффективное общение невозможно без правильного восприятия, оценки, взаимопонимания партнеров. Процесс общения начинается с наблюдения за собеседником, его внешностью, голосом, особенностями поведения и др. Психологи говорят, что происходит восприятие одним человеком другого. На основе внешней стороны поведения мы, по словам С. Л. Рубинштейна, как бы «читаем» другого человека, расшифровываем его внутренний мир, особенности личности по внешним проявлениям. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную роль, регулируя процесс общения. В ходе познания другого человека одновременно осуществляются и эмоциональная оценка этого другого, и попытка понять логику его поступков и строй мышления, а затем, уже на основе этого, построить стратегию своего собственного поведения.

В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками индивида и объяснение на этой основе его поступков. Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них последовательно становится то наблюдаемым, то наблюдателем. Следовательно, сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия нам приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает наши потребности, мотивы и установки. Восприятие и понимание человека человеком основывается на психологических механизмах, основными из которых являются идентификация, эмпатия и аттракция.

Таким образом, каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему понимания причин поведения партнера. В обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: