Реферат по литературе как форма
Учебно-исследовательской деятельности учащихся
Ярославская область
2009
Содержание
Введение... - 3 -
Глава I Теоретическое обоснование опыта... - 6 -
ГЛАВА II Технология опыта.... - 8 -
2.1. Какой ученик может заниматься реферативной работой. - 8 -
2.2.Особенности консультативной работы учителя. - 8 -
2.3 Структура реферата. - 9 -
2.4 Система работы над рефератом………………………………………- 11 2.4.1 Выбор темы реферата… ……………………………………………….- 11
2.4.2 Что должен предусмотреть учитель, формулируя тему реферата.- 12
2.4.3 Работа над введением
2.4.4.Технология исследования………………………………………………………- 12
2.4.4 Составление плана реферата……………………………………………….- 13
2.4.5 Работа над содержанием реферата………………………………………- 13
2.4.6. Работа над заключением…………………………………………………….- 13
2.4.7 Продолжительность работы над рефератом………………………….- 13
Процедура защиты. - 14-
Оценка реферата. - 16-
2.7 Применение опыта исследовательской работы на уроках литературы……………………………………………………………………- 18
|
|
2.8 Формирование ключевых компетентностей при работе над рефератом……………………………………………………………………..- 19
Результативность работы.. - 20-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................... - 21
Информационные источники.... - 22 -
Приложения.... - 23 -
Приложение 1. - 23 -
Памятка для обучающегося по разработке реферата. - 23 -
Приложение 2. - 24 -
Общие требования и правила оформления текстов - 24 -
Приложение 3. - 25-
Темы рефератов, апробированные в ходе учебной деятельности. - 25
-Приложение 4. - 28
Отзыв руководителя об учебной исследовательской деятельности- …….- 28
Приложение 5 29-30
Образец отзыва руководителя об учебной исследовательской деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Как одна из форм работы над текстом литературного произведения реферат используется в методической практике достаточно давно. Но особое значение он начинает приобретать с 1992 года, когда вводится как одна из форм итоговой аттестации выпускников средней школы по ряду предметов (в том числе и по русскому языку и литературе). К этому времени относится и мой первый опыт по работе над экзаменационными рефератами.
Всего на моём счету семь выпусков, и ни один из них не обходился без этой формы сдачи экзамена по литературе. В свою очередь, работая с учащимися над подобной формой исследовательской деятельности, я как педагог всё более убеждаюсь в её актуальности и с точки зрения развития предусмотренных Государственным Стандартом образования компетентностями, и с точки зрения необходимости данных умений и навыков для дальнейшего обучения в средних специальных и высших учебных заведениях.
|
|
И в настоящее время реферат не утрачивает свою значимость. Переход на независимую форму аттестации — ЕГЭ по литературе – не умаляет его значения как формы исследовательской работы, позволяющей формировать у учащихся те умения и навыки, которые заявлены как приоритетные в Стандартах нового поколения. Особое внимание к развитию учебно-исследовательской деятельности и познавательной самостоятельности школьников обусловлено и пересмотром «предметоцентристской» ориентации общеобразовательной школы. Сейчас уже ясно, что усвоение содержания образования является не конечной целью, а лишь средством развития личности. Учебно-исследовательская деятельность школьников является сегодня одним из способов преодоления «предметоцентризма», изолированности отдельных наук. Она позволяет не только учесть реальные интересы и образовательные потребности ученика, выходящие подчас за рамки программы того или иного курса, но и ориентирует на освоение путей и способов расширения новых знаний, на освоение методологии самостоятельного научного исследования.
Как уже было сказано, реферат остаётся такой формой исследовательской работы, которая обеспечивает развитие у обучающихся многих предусмотренных Государственным Стандартом компетентностей. Недаром всё чаще на уровне области и региона проводятся многочисленные ученические конференции, основанные на реферативной исследовательской работе.
Ещё хотелось бы отметить, что претерпевает изменения и форма защиты реферата: интерактивная поддержка её в виде компьютерной презентации интересна учащимся и делает саму защиту современной.
Реферат также позволяет сформировать новый стиль взаимоотношений педагога и ученика, готовит старшеклассника к внеурочному сотрудничеству с научным руководителем, что становится одним из компонентов личностно-ориентированного подхода в достижении общекультурной компетенции выпускников школы. При написании реферата автор работы и научные руководители выступают как единый исследовательский и творческий коллектив, представляющий результаты своей деятельности компетентным экспертам. А это, в свою очередь, способствует развитию нового качества образовательной мотивации школьников, которая основывается на четырёх основных компонентах: возможности выбора, развитии познавательного интереса, возможности заниматься исследованием научной проблемы. Эти компоненты образовательной мотивации учеников, несомненно, очень актуальны, и реферат как форма учебной деятельности, конечно, останется важной составляющей учебного процесса. Поэтому считаю, что мой опыт работы над ученическим рефератом на сегодня актуален и будет интересен моим коллегам.
Цели и задачи работы
Исходя из вышесказанного, в своей работе я ставлю перед собой следующие цели и задачи:
1. дать представление учительской аудитории о том, какие ключевые компетентности формируются при работе над рефератом;
2. представить теоретическое обоснование данного опыта;
3. познакомить коллег с технологией опыта:
· ознакомить коллег с системой работы над рефератом:
а) определить, какой ученик может заниматься реферативной работой;
б) раскрыть особенности консультативной работы учителя;
в) представить коллегам особенности структуры реферата;
г) показать коллегам технологию формулирования темы реферата;
д) показать особенности работы над введением, определением методов и приёмов исследования, составлением плана реферата, специфику работы над его содержанием и заключением;
|
|
· определить сроки работы над рефератом;
· ознакомить коллег с различными вариантами процедуры защиты работы;
· ознакомить коллег с принципами оценки реферата;
· показать возможное применение данного опыта при работе в классе;
· показать результативность данной системы работы над школьным исследованием, представить перспективы дальнейшей работы над данной темой.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОПЫТА
Как только реферат становится формой итоговой аттестации, тотчас же в методических кругах разворачивается дискуссия о том, какую же работу следует считать рефератом и каким требованиям должен отвечать школьный реферат?
По этому вопросу сложились две точки зрения. Первая исходит строго из определения жанра реферата: (от латинского — докладывать, сообщать).
Реферат - это - краткое изложение в письменном виде в форме устного доклада содержания того или иного научного труда по определенной теме, включая обзор соответствующих источников. [6] Одним из видов рефератов является учебный реферат. Учебный реферат - это самостоятельная научно-исследовательская работа, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы; приводятся различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. [6] Учебный реферат не должен носить компилятивный характер. В нем не должно быть механически переписанных из книг или статей сложных для понимания конструкций [6].
Вопрос об особенностях школьного реферата до сих пор вызывает споры в методических кругах. Приверженцы чистоты жанра утверждали, что приближать реферат к научной работе не следует: ученик всё равно не осилит подобную форму, достаточно, если он просто тщательно проанализирует какой-либо серьёзный научный источник, сумеет понять его структуру и содержание[3]. (Такой точки зрения придерживалась, например, Калмыкова И. Р.) Что касается вопроса об обязательности или необязательности в школьном реферате исследовательской части, следует отметить, что требование учителей провести собственное исследование на материале художественных текстов по литературе, или архивных источников является, по мнению сторонников подобного подхода, избыточным.
|
|
Обосновывают они это тем, что организация и описание исследования представляет собой очень сложный вид интеллектуальной деятельности, требующий культуры научного мышления, знания методики проведения исследования, навыков оформления научного труда и т. д.. Такое задание, по их мнению, непосильно большинству детей в школе. Ещё одним аргументом, выдвигаемым ими в защиту подобной точки зрения, является убеждённость, в том, что даже студенты (а это в прошлом хорошие ученики!) испытывают большие затруднения в проведении и, организации того или иного исследования. Им, как правило, помогают в этом научные руководители высокой квалификации, кандидаты и доктора наук. В школе таких научных кадров нет. И учителям, зачастую не владеющим, в достаточной степени, технологией исследования, трудно подготовить детей к данному виду работы[3].
То есть, исходя из требований жанра и научного определения реферата, он не должен, по мнению сторонников «чистоты жанра» включать в себя самостоятельных исследований ученика. Конечно, если сам реферируемый первоисточник содержит в себе описание научного эксперимента или исследования, проведенного каким-либо ученым, то ученик должен достаточно подробно его раскрыть. Школьный экзаменационный “реферат” должен представлять собой с точки зрения жанра именно реферат в строгом, научном смысле этого слова, а именно “вторичный текст, семантически адекватный первоисточнику, ограниченный малым объемом и вместе с тем максимально полно излагающий содержание исходного текста”[6].
Реферат отличается от конспекта следующими признаками:
а) Реферат не копирует дословно содержание первоисточника, а представляет собой новый вторичный текст, создаваемый в результате систематизации и обобщения материала первоисточника, его аналитико-синтетической переработки.
б) Будучи вторичным текстом, реферат составляется в соответствии со всеми требованиями, предъявляемыми к связному высказыванию. Так, реферату, в отличие от конспекта, должны быть присущи следующие категории:
- целостность (содержательно-тематическая, стилевая, языковая),
- связность (логическая и формально-языковая),
- структурная упорядоченность (наличие введения, основной части и заключения, их оптимальное соотношение),
- завершенность (смысловая и жанрово-композиционная)
в) Для реферата отбирается информация, объективно-ценная для всех читающих, а не только для одного автора.
г) Автор реферата не может пользоваться только ему понятными значками, пометами, сокращениями, что допускается делать в конспекте[6].
.Сторонники этой концепции оговаривают, что в гимназиях, лицеях, классах с углубленным изучением предмета учитель может предложить детям проделать работу исследовательского характера в рамках реферата. Однако при этом он должен отдавать себе отчет, что требование это не обязательное, а факультативное. И оценивать такую творческую работу нужно на балл выше. При этом учитель должен напомнить ученикам, что мини-исследование раскрывается в реферате после глубокого, полного обзора научной литературы по проблеме исследования.
На наш взгляд, подобная точка зрения не совсем верна. Практика работы показала, что ученикам, прежде всего, интересно совершить своё, пусть и маленькое открытие, провести собственное исследование на интересующую их тему. К тому же специфика нашего предмета не предполагает проведения сложных научных экспериментов технического характера – работа с текстом по силам каждому. А уж насколько подобное исследование будет доступно для них, зависит от того, как построит свою работу с юными исследователями учитель. Единственно, что не вызывает сомнения: выбор темы должен быть так скорректирован учителем, чтобы сам преподаватель был компетентен в объекте исследования и предложил такой вариант темы, чтобы он был доступен именно этому ученику. Поэтому в методической практике нашей школы возобладал второй взгляд на сущность реферата как доклада на какую-либо тему, основанную на обзоре литературных и других источников[1, 2, 4, 5].
Мой собственный опыт также основан на том, что определение школьного реферата может быть таким: реферат – это основанное на литературоведческих и иных источниках небольшое самостоятельное литературоведческое исследование. Следовательно, по форме он должен напоминать, скорее, научную работу, чем просто изложение материала какого-то источника. Отсюда вытекает и специфика его построения, система работы над ним.
В этой методической разработке я опираюсь на опыт моих коллег (см. информационные ресурсы) и обобщаю собственный опыт работы по организации и руководства реферативной деятельностью учащихся.
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА