Как уже было отмечено, исследовательская работа по литературе помогает учащимся овладеть многими ключевыми компетентностями, предусмотренными стандартом. Но не следует забывать, что эта работа всё-таки в большей степени представляет собой форму внеурочной деятельности, главным недостатком которой является отсутствие массовости при овладении её навыками.
Урок, проводимый в форме защиты реферата, должен быть итоговым при завершении изучения какой-то обширной темы или ряда тем Задачи, которые я при этом ставлю перед собой, таковы:
· дать представление всем учащимся о методике проведения учебно-исследовательской деятельности,
· вовлечь каждого ученика в активную познавательную деятельность,
· выявить учащихся. способных к проведению самостоятельной исследовательской работы.
Методика подготовки подобного урока такова. На первом уроке по теме озвучивается форма проведения итогового занятия. Учащимся предлагается ряд тем для исследования, причём темы лучше дифференцировать и тем, кто занимается на «4» и «5», предложить пусть и не очень большие по объёму но по-настоящему исследовательские темы. Остальные (по желанию) могут ограничиться темами компилятивного характера. Зачастую, даже ребята, имеющие по предмету оценку «3» стремятся работать по темам повышенной сложности, и подобное желание не стоит ограничивать, единственно, что таких детей можно объединить в группы по 1-2 человека, чтобы они представили коллективную работу. Учитель знакомит учеников с основными принципами исследовательской работы, структурой реферата, особенностями его оформления. В дальнейшем учитель назначает 1-3 консультации по работе для всех учеников по их желанию.
|
|
Перед итоговым занятием рефераты должны быть просмотрены учителем и отобраны лучшие работы на защиту. Из остальных работ можно устроить выставку в классе. Если же учитель при проведении подобной формы работы приоритетным считает формирование коммуникативной компетентности, то к защите можно допустить всех, но при этом лучше применить групповой метод работы над рефератом.
Форма же защиты будет зависеть от уровня класса и степени подготовки учащихся. В сущности, может быть использована любая из форм, описанных выше.
Как показал опыт, такая работа даёт неплохие результаты и помогает выявить учащихся, которым можно будет порекомендовать подобную форму сдачи экзамена.
Кроме того, целесообразно в конце 11 класса выделить урок будущим экзаменующимся на предварительное прослушивание их работ в классе, ведь школьную научно- практическую конференцию посещают не все ученики.
|
|
Формирование ключевых компетентностей при работе над рефератом
Какие же ключевые компетентности помогает сформировать и развить работа над рефератом?
Во-первых, он помогает формированию гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
Во-вторых, развивает культуру читательского восприятия художественного текста, понимание авторской позиции, способствует развитию образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся.
В-третьих, позволяет способствовать освоению текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, помогает усвоению основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формированию общего представления об историко-литературном процессе.
В-четвёртых, при работе над рефератом совершенствуются умения анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; формируются навыки поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
Кроме того, защита реферата предполагает также формирование коммуникативной компетенции: формирование навыков публичного выступления, а при предусматривающей дискуссию форме защиты ещё и умение отстаивать и доказывать собственную точку зрения. А умение собирать и систематизировать материал по определённой теме, логически выстраивать его, наконец, пользоваться различными информационными ресурсами (включая Интернет), несомненно, пригодится ученикам в дальнейшей учёбе в вузах и колледжах.
Исходя из вышеизложенного, мы можем обозначить ряд задач, которые будет решать учитель приступая к работе над рефератом:
1. научить выпускников методике проведения учебно-исследовательской деятельности;
2. сформировать у учащихся познавательные мотивы, стимулирующие к осознанному включению их в исследовательскую деятельность;
3. вовлечь выпускника в активную познавательную деятельность;
4. научить пользоваться материалами из фондов библиотеки современными информационными технологиями для поиска необходимой для работы информации;
5. развить навыки публичного выступления и защиты своих взглядов перед компетентной аудиторией.