Выводы по второй главе

 

Общей целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; формирование готовности у него к социально-одобряемой деятельности.

Основными принципами структуры создания ситуации успеха является следующее:

принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы;

принцип субъект - субъектного взаимодействия;

принцип организации общения ребенка, предусматривающий его заинтересованность взаимодействием в ходе овладения социально-одобряемой деятельностью;

принцип гуманизации (ненасилия), предусматривающий предоставление возможности для принятия ребенком самостоятельных решений.

Содержание определяет пути и средства деятельности социального педагога, среди которых основными являются:

1. Организация совместной деятельности педагогов, психологов, администрации, социального педагога, направленной на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха.

2. Выявление критериев и показателей сформированности мотивации к социально-одобряемой деятельности.

3. Организация методического обеспечения, основанного на комплексной диагностике личности ребенка.

Как показала практика, в силу индивидуальных различий учащиеся по-разному реагируют на предложенные учителем ситуации. Для некоторых школьников ситуация успеха должна быть повторена неоднократно, до тех пор пока не реализуется основная задача: ученик испытает чувства удовлетворения не только от итога деятельности, но и от самого процесса овладения знаниями. Поэтому учителю важно создавать атмосферу доверия в отношениях с учеником. Если мы хотим сформировать у школьников стремление к достижениям, то надо сделать так, чтобы они знали, каких результатов мы ждем от них, по каким показателям будем оценивать их работу, а также были уверены в том, что все наши действия будут объективными и справедливыми.

Взаимодействие с психологом одно из важнейших условий создания ситуации успеха. Оно реализуется через организацию педагогического совета для повышения психологической компетентности педагогов.

Создание ситуации успеха социальным педагогом в работе с ребенком из неблагополучной семьи осуществляется поэтапно:

1 этап. Проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у ребенка. Внимание уделяется особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний ребенка, которые влияют на его стремление к успешной самореализации в ходе деятельности.

2 этап. Оперативное использование форм, методов и приёмов работы, адекватных, выявленным в ходе предыдущего этапа когнитивным и эмоционально-волевым состоянием ребенка. Успех в ходе работы реализуется через формирование социальным педагогом конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами целостного педагогического процесса.

3 этап. Оценивание (экспертиза) результатов проделанной социально-педагогической работы. Сравнение результатов первого этапа работы с результатами этапа после создания ситуации успеха.

Опытная работа проводилась с учеником среднего звена из неблагополучной семьи Карпенко Дмитрием, учеником 6 А класса МБОУ СОШ № 2. Дима поступил в МБОУ СОШ № 2 в 2007 году. Семья Димы многодетная, малообеспеченная. Родители злоупотребляют алкоголем. Дома напряженная, угнетающая, тревожная обстановка. Постоянные ссоры между родителями, наблюдается физическая агрессия. Изучение личной документации подростка, а также изучение личности с помощью комплекса диагностических методик (методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, методика исследования самооценки личности, исследование самооценки методом беседы, диагностики акцентуации характера, социометрический тест), позволило сделать выводы о том, что в бывшую школу он ходил без интереса, ему не нравилось там учиться. Это подтверждает его аттестатация по окончанию начальной школы, где преобладают удовлетворительные отметки. Низкий уровень мотивации к учебной деятельности, привел к отставанию, неуспеваемости в учебе. Все это подтолкнуло подростка на поиски иной, внешкольной среды общения, иной референтной группы сверстников, которые начали играть решающее значение в социализации Дмитрия. Он начал усваивать систему норм девиантного поведения, которые проявлялись в нарушении дисциплины в школе, конфликтах с учителями. Все привело к тому, что его поставили на внутришкольный учет.

Опираясь на личностные качества и способности Дмитрия, взаимодействуя с педагогическим коллективом, мы создали условия к достижениям. Ситуация успеха "переросла" из приема в педагогические условия активизации деятельности, т.к. произошла смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он стал субъектом, творцом учебной деятельности, ощутил в себе уверенность.

Уверенности Диме добавило участие в конкурсе стихов. Он занял третье место, чему был безгранично рад. Результаты стали неожиданной новостью для класса. В подготовке к мероприятию "Хоровод друзей" Дима был назначен капитаном команды класса. Его работа заключалась в организации класса, распределении обязанностей и т.д. Таким образом, Дима был вовлечен в воспитательную работу, в процессе которой его лучше узнали одноклассники, а он почувствовал себя нужным в жизни классного коллектива.

При повторном исследовании положения ребенка в коллективе класса, применяя социометрический тест, у Димы шесть положительных выборов и три отрицательных, это лучший результат, по сравнению с предыдущим, следовательно, подросток стал более общительным со своими одноклассниками. Из беседы с учителем литературы нам стало известно, что ребенок стал регулярно посещать занятия, стал проявлять активность на уроках, увереннее отвечать. Все это говорит о позитивном отношении к учению. Это подтвердилось результатами теста на мотивацию учения. У Димы также изменился уровень мотивации к учению с третьего на второй, что означает позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу. Результаты теста на исследование самооценки показывают, что она стала ближе адекватной (показатель равен 0,3).

Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха учащийся стал субъектом учебной деятельности.



Заключение

 

В современном обществе неблагополучная семья рассматривается как фактор жизненного риска ребенка. Уходит на второй план или исчезает совсем главная функция семьи - воспитательная. Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности.

Семья, находящаяся в зоне социально-экономического и психолого-педагогического риска, часто применяет деструктивные формы и способы воспитания, что в итоге приводит к формированию у ребенка искаженного внутреннего мира, плохо влияет на формы его поведения с другими людьми: педагогами, сверстниками в школе. Дети из неблагополучных семей чаще остальных попадают в зону психолого-педагогического риска по многим основаниям.

Усвоенный опыт жизни детьми в семье переходит в подсознание. Подсознательная программа заложенная в человеке семьей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чувства. Проживание ребенка в неблагополучной семье приводит к снижению у ребенка эмпатии - способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной "глухоте".

Ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой общаться, набором нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения. У этих детей часто появляется чувство своей ненужности, безысходной тоски по наилучшей жизни в семье. Длительное истощение нервной системы приводит к глубочайшему нервно - психическому утомлению. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией. Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться негативно влияют на нормальное функционирование всего организма. Они вызываются многими причинами - утратой любимого, близкого человека, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствиями, драками, скандалами и т.д. Все это толкает подростка на поиски иной среды общения, начинающий играть решающее значение в социализации подростка, в усвоении присущей ей системы ценностей, вот поэтому социальному педагогу необходимо создавать ситуацию успеха как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Следовательно, для формирования положительной самооценки нужно создавать ситуацию успеха. Метод создания ситуации успеха является методом стимулирования мотивации и поведения ребенка. Ситуация успеха - это сложное понятие, и чтобы определить его сущность необходимо дать определение "успеху" и "ситуации успеха". Ситуация - это то, что способен организовать учитель, социальный педагог, это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить ритм психологического самочувствия ребенка, изменить стиль его деятельности, взаимоотношений с окружающими. Используя ситуацию успеха как фактор решения проблем ребенка из неблагополучной семьи, достигается улучшение социального самочувствия ребенка и приобретение опыта целесообразного саморегулирования, повышение уровня мотивации к успеху во всех видах деятельности и уровня самореализации и самоутверждения в семье, коллективе сверстников и более широком социуме. Ситуация успеха становится своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности.

Использование метода создания ситуации успеха в социально-педагогической деятельности необходимо. Так как успех формирует позитивную самооценку, а известно, что люди с положительной самооценкой терпимее относятся к окружающим, им легче бороться с трудностями.

Целью создания ситуации успеха является оказание помощи ребенку из неблагополучной семьи в решении проблем; формирование готовности у него к социально-одобряемой деятельности.

Ситуация успеха строится по принципам:

принцип ориентации на личность воспитанника, его внутренние резервы;

принцип субъект - субъектного взаимодействия;

принцип организации общения ребенка, предусматривающий его заинтересованность взаимодействием в ходе овладения социально-одобряемой деятельностью;

принцип гуманизации (ненасилия), предусматривающий предоставление возможности для принятия ребенком самостоятельных решений.

Содержание ситуации успеха определяет пути и средства деятельности социального педагога, среди которых основными являются:

1. Организация совместной деятельности педагогов, психологов,

администрации, социального педагога, направленная на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха.

2. Выявление критериев и показателей сформированности мотивации к социально-одобряемой деятельности.

3. Организация методического обеспечения, основанного на комплексной диагностике личности ребенка.

Учителю важно создавать атмосферу доверия в отношениях с учеником. Если мы хотим сформировать у школьников стремление к достижениям, то надо сделать так, чтобы они знали, каких результатов мы ждем от них, по каким показателям будем оценивать их работу, что все наши действия будут объективными и справедливыми.

Одно из важнейших условий создания ситуации успеха взаимодействие с психологом. Оно реализуется через организацию педагогического совета для повышения психологической компетентности педагогов.

Создание ситуации успеха социальным педагогом в работе с ребенком из неблагополучной семьи осуществляется поэтапно:

1 этап. Проведение психолого-педагогической диагностики, ориентированной на выявление особенностей мотивации к успеху у ребенка. Внимание уделяется особенностям когнитивных и эмоционально-волевых состояний ребенка, которые влияют на его стремление к успешной самореализации в ходе деятельности.

2 этап. Оперативное использование форм, методов и приёмов работы, адекватных, выявленным в ходе предыдущего этапа когнитивным и эмоционально-волевым состоянием ребенка. Успех в ходе работы реализуется через формирование социальным педагогом конкретных ситуаций, которые являются структурными и функциональными единицами целостного педагогического процесса.

3 этап. Оценивание (экспертиза) результатов проделанной социально-педагогической работы. Сравнение результатов первого этапа работы с результатами этапа после создания ситуации успеха.

Опытная работа проводилась с учеником среднего звена из неблагополучной семьи Карпенко Дмитрием, учеником 6 А класса МБОУ СОШ № 2 с. Юмагузино Кугарчинского района РБ. Семья Димы многодетная, малообеспеченная. Родители злоупотребляют алкоголем. Дома напряженная, угнетающая, тревожная обстановка. Постоянные ссоры между родителями, наблюдается физическая агрессия. Изучение личной документации подростка, а также изучение личности с помощью комплекса диагностических методик (методика исследования самооценки личности, методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы, исследование самооценки, тест диагностики акцентуации характера, беседа социометрический тест,), позволило сделать выводы о том, что в бывшую школу он ходил без интереса, ему не нравилось там учиться. Низкий уровень мотивации к учебной деятельности, привел к отставанию, неуспеваемости в учебе. Все это подтолкнуло подростка на поиски иной, внешкольной среды общения, иной референтной группы сверстников, которые начали играть решающее значение в социализации Дмитрия. Он начал усваивать систему норм девиантного поведения, которые проявлялись в нарушении дисциплины в школе, конфликтах с учителями. Все привело к тому, что его поставили на внутришкольный учет.

Опираясь на личностные качества и способности Дмитрия, взаимодействуя с педагогическим коллективом, мы создали условия к достижениям. Ситуация успеха "переросла" из приема в педагогические условия активизации деятельности, т.к. произошла смена позиции учащегося в учебном процессе: из пассивного объекта он стал субъектом, творцом учебной деятельности, ощутил в себе уверенность. Уверенности Диме добавило участие в конкурсе стихов. В подготовке к мероприятию "Хоровод друзей" Дима был назначен капитаном команды класса. Его работа заключалась в организации класса, распределении обязанностей и т.д. Таким образом, Дима был вовлечен в воспитательную работу, в процессе которой его лучше узнали одноклассники, а он почувствовал себя нужным в жизни классного коллектива.

При повторном исследовании положения ребенка в коллективе класса, применяя социометрический тест, у Димы шесть положительных выборов и три отрицательных, это лучший результат, по сравнению с предыдущим, следовательно, подросток стал более общительным со своими одноклассниками. Дима стал регулярно посещать занятия, проявлять активность на уроках, увереннее отвечать. Что говорит о позитивном отношении к учению. Это подтвердилось результатами теста на мотивацию учения. У Димы также изменился уровень мотивации к учению с третьего на второй, что означает позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу. Результаты теста на исследование самооценки показывают, что она стала ближе адекватной (показатель равен 0,3). Таким образом, из субъекта обстоятельств ситуации успеха учащийся стал субъектом учебной деятельности.

Таким образом, мы подтвердили гипотезу нашего исследования о том, что использование социальным педагогом метода создания ситуации успеха в работе с ребенком из неблагополучной семьи будет эффективным, если социальный педагог обладает методологическими основами создания ситуации успеха; будет организована совместная деятельность педагогов, психологов, администрации, социальных педагогов, направленная на создание условий, при которых у ребенка формируется потребность в достижении успеха; социально-педагогическая деятельность осуществляется поэтапно.



Литература

 

1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. - М., 1990.

2. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1986.

3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983.

4. Антонов А.И. Возродить семейную жизнь // Социологические исследования. - 1992. - № 10. - С.96-100.

5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М., 1985.

6. Белкин А.С. Знаете ли вы своего ребенка. - Екатеринбург, 1994.

7. Белкин А.С. Семейная радость // Народное образование. - 1991. - № 11. - С.30-33.

8. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как ее создать. - М., 1991.

9. Белкин А.С. Трудные ситуации // Воспитание школьника. - 1993. - № 5. - С.26-29.

10. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

11. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. - М., 1979.

12. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988.

13. Валиева Ф.А. Место и роль семейно-бытовых отношений в социализации личности // Учитель Башкирии. - 2004. - № 6. - С.88-91.

14. Варга А.Я. Предпосылки девиантного материнского поведения // Психологический журнал. - 2000. - № 2. - С.38-44.

15. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. - М., 2001.

16. Василюк Ф.Е. Психология переживаний. - М., 1984.

17. Волкова Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.

18. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред.В. В. Давыдова. - М., 1996.

19. Галагузова М.А. Социальная педагогика. - М., 1999.

20. Глассер У. Школы без неудачников. Пер. с анг. /Общ. ред. и предисловие В.Я. Пилиповского. - М., 1991.

21. Гончарова Т.Н. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. - 2002. - № 6. - С.56-59.

22. Гребенников И.В. Семейное воспитание. - М., 1990.

23. Грибоедова Т.П. Семья как воспитательное пространство // СОТИС. - 2006. - № 4. - С.17-24.

24. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 1994.

25. Дементьева И.Ф. Современная российская семья: трудности и надежды // Педагогика. - 1996. - № 6. - С.22-25.

26. Дендеберя Е.В. Как поднять самооценку. - Ростов-на-Дону, 2003.

27. Докучаева А.А. Дети похожи на нас. - Уфа, 1991.

28. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики. - М., 2002.

29. Землянухина Н.А. Влияние внутрисемейных отношений на формирование личности ребенка // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. - С.81-83.

30. Зикратов В.В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики // Социальная педагогика. - 2006. - № 1. - С.41-50.

31. Ильин Е.Н. Искусство общения. - М., 1982.

32. История социальной педагогики /Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2001.

33. Каган М.С. Человеческая деятельность. - М., 1974.

34. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. - СПб., 1997.

35. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. - М., 1999.

36. Ковалев С.В. Психология современной семьи. - М., 1988.

37. Кон И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. - М., 1989.

38. Коновалова И. Достижение успеха или избегание неудачи? // Первое сентября. - 2004. - № 12 - С.44-48.

39. Коротаева Е.Н. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. - 2004. - № 5. - С.44-46.

40. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1997.

41. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.

42. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983.

43. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства. - М., 2003.

44. Макаренкова И.В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционно-профилактической работы) /И.В. Макаренкова, А.В. Мисько. - М., 2004.

45. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. - М., 1983.

46. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. - М., 1983.

47. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы /Пер. с анг. - М., 1999.

48. Мастюкова Е.М. Профилактика и коррекция нарушений психического развития детей при семейном алкоголизме. - М., 1989.

49. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. - М., 1984.

50. Назарова С.А. Работа с неблагополучными семьями // Социальная работа. - 2007. - № 1. - С.25-31.

51. Немова Н.В. Как создать среду, побуждающую к успеху? // Директор школы. - 2004. - № 3. - С.46-49.

52. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М., 2001.

53. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2003.

54. Педагогический словарь /Под ред. Кирова И.А., Гончарова Н.К. - М., 1997.

55. Психология эмоций. Хрестоматия /Под ред. Вилюнаса В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. - М., 1984.

56. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие. - М., 2000.

57. Роджерс К. Становление личности. Взгляд на психотерапию /Пер. с анг.М. Злотник. - М., 2001.

58. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. - М., 2006.

59. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

60. Саготовская С.Г. Воспитание личности в условиях семейного коллектива. - Томск, 1971.

61. Ситуация успеха. Личностно-ориентированное взаимодействие. Сост. Шептенко П.А., Воронина Г.А., Черниченко С.М., Юркина Е.Е. - Барнаул, 1997.

62. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. - М., 1976.

63. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М., 1989.

64. Соколова Н.А. Социально-педагогическая поддержка ребенка в учреждениях дополнительного образования // Социальная педагогика. - 2003. - № 1. - С.42-45.

65. Сорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Российский журнал социальной работы. - 1995. - № 2. - С.28-35.

66. Социальная педагогика: Курс лекций /Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М., 2000.

67. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983.

68. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1971.

69. Фромм Э. Человек для себя иметь или быть? / Пер. с анг. Н.И. Войскунской, И.И. Каменской. - М., 1997.

70. Целуйко В.М. Вы и ваши дети. Психология семьи. - М., 2004.

71. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. - М., 2004.

72. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. - М., 1991.

73. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. - М., 1982.

74. Шуман В.П. Стимулы успешного учения. - М., 1981.

75. Щубинский В.С. Человек как цель воспитания // Педагогика. - 1992. - № 3. - С. 19-23.

76. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе. - М., 1980.

77. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.



Приложения

 

Приложение 1

 

Педагогический совет


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: