Особенности развития коммуникативных умениях в старшем школьном возрасте

 

Эмпирическая часть нашего исследования предполагала проверку предположения о том, что успешное развитие коммуникативных умений старшеклассников будет более эффективно, если учитывать уровень сформированности коммуникативных умений учащихся, использовать игры, направленные на развитие мотивации к коммуникативной деятельности и использовать специальные методические приемы для организации речевого взаимодействия учащихся при помощи деловых и ролевых игр.

Экспериментальное исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

Цель констатирующего этапа заключается в определении уровня развития коммуникативных умений старшеклассников в начале исследования.

Задачей констатирующего этапа было выявление и оценка коммуникативных и организационных умений старшеклассников через проведение методики КОС-1; выявление межличностных отношений в группе через проведение социометрии Дж. Морено.

Для того чтобы выявить коммуникативные и организаторские способности личности, к которым относятся: умение четко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление к расширению сферы контактов, участию в общественных и групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу, мы предложили респондентам методику КОС-1, которая состоит из 40 вопросов. [27, с.48-50] (Приложение 5)

Респондентам была предоставлена следующая инструкция:

"Вам надо очень внимательно проследить за тем, чтобы номер вопроса и номер клетки, куда вы записали свой ответ, совпадали. Заполняя лист ответов, имейте в виду, что вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей. Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями. Не следует много времени затрачивать на обдумывание, отвечайте быстро. Возможно, что на некоторые вопросы вам будет трудно ответить. Давайте посмотрим на правила ответов при таком вопросе: "Правда ли, что вам не нравится заниматься математикой?" Если вам действительно не нравится заниматься математикой, то вы сначала для себя ответьте на вопрос так: "Да, это правда". Следовательно, в "листе ответов" вы поставите "+". Но если вам нравится заниматься, то на вопрос "Правда ли что вам не нравится заниматься математикой?" вы ответите отрицательно: "Нет, неправда". В таком случае в листе ответов поставьте "__". Отвечая на вопросы, не стремитесь произвести заведомо благоприятное впечатление своими ответами. Свободно выражайте свое мнение. Плохих или хороших ответов здесь нет. Постарайтесь ответить на все вопросы".

Результаты получились следующие: 26% респондентов имеют высокий уровень коммуникативных способностей, 51% респондентов - средний уровень, 16% респондентов - ниже среднего уровня и 7% респондент - низкий уровень. При этом 24% респондентов имеют высокий уровень организаторских способностей, 64% респондента - средний уровень, 8% респондента - ниже среднего уровень и 4% - низкий уровень.

Данные результаты выразим в виде диаграммы. (Рис.2).

 

Рис. 2. Результаты методики КОС-1 на констатирующем этапе

 

Для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования мы провели социометрическую технику, разработанную Дж. Морено. (Приложение 6) С помощью социометрии мы изучили типологию социального поведения обучающихся в условиях групповой деятельности, социально-психологическую совместимость членов конкретных групп. [28, с.60-62]

Каждый ученик был отнесен к определенной статусной группе: 20% - "звёзды", 13% - "предпочитаемые", 13% - "принятые", 20% - "непринятые", 34% - "отверженные".

Полученные данные выразим в виде диаграммы. (Рис.3).


Рис. 3. Результаты социометрического опроса на констатирующем этапе

 

Обучающимся была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов, в которой им надо было выбрать один из вариантов ответов, или выбрать один из вариантов ответов, либо напиши свой, или написать свой вариант ответа. (Приложение 7)

В ходе проделанной работе выяснили, что 68% подростам нравится играть. Это говорит о том, что, несмотря на возраст, игра имеет своё большое значение и здесь. Из результатов исследования ясно, что 56% ребят принимают активное участие в играх.

34% подростка активны в игре, 34% - играют по установленным правилам, а 16% - пытаются спорить и 16% - остаются пассивными в игре.

При выборе той или иной игры инициативны 56%.

13% предпочитают ролевые игры, 16% - подвижные игры, 34% - логические, 10% - компьютерные и 27% - деловые игры. Большинство подростков (44%) чаще играют в игру "Мафия", на втором месте стоит игра "Крокодил" (18%), на третьем - "Волейбол" (16%), 13% предпочитают игру "Твистер" и 9% - "Футбол".

Также в ходе исследования выяснили, что 39% ребят испытывают чувство радости при победе, 25% - чувство гордости за себя и свою команду, 20% - самодостаточность и 16% - остаются довольны результатом.

Проанализировав полученные результаты всех трёх методик, мы обучающихся разделили на две эквивалентные группы - экспериментальную и контрольную - и провели те же методики.

Результаты методики КОС-1 контрольной и экспериментальной групп на констатирующем этапе мы поместили в таблицу. (Приложение 8)

В контрольной группе было установлено, что 4 респондента имеют высокий уровень коммуникативных способностей, 7 респондентов - средний уровень, 3 респондента - ниже среднего уровня и 1 респондент - низкий уровень. При этом в этой же группе 4 респондента имеют высокий уровень организаторских способностей, 10 респондентов - средний уровень, 1 респондент - ниже среднего уровень.

В экспериментальной группе было установлено, что 3 респондента имеют высокий уровень коммуникативных способностей, 8 респондентов - средний уровень, 2 респондента - ниже среднего уровня и 1 респондент - низкий уровень. При этом в этой же группе 4 респондента имеют высокий уровень организаторских способностей, 9 респондентов - средний уровень, 1 респондент - ниже среднего уровень и 1 респондент - низкий уровень.

Данные результаты выразим в виде диаграмм. (Рис.4,5).

 

Рис. 4. Результаты методики КОС-1 в контрольной группе на констатирующем этапе.


Рис. 5. Результаты методики КОС-1 в экспериментальной группе на констатирующем этапе

 

Участникам экспериментальной и контрольной групп необходимо было ответить на вопросы анкеты социологического опроса.

Полученные данные были проанализированы и обобщены и на их основании были составлены социометрические матрицы (Приложение 9), которые дают достаточно полную картину взаимоотношений в группе и о занимаемой позиции каждого члена коллектива. Опираясь на результаты социометрических матриц, построим социограммы. (Приложение 10)

При помощи данных социоматриц был определен социометрический индекс каждого подростка в контрольной и экспериментальной группах. На основании данных индексов каждый подросток был отнесен к определенной статусной группе. Проанализированные данные были внесены в таблицы 1 и 2.

 

Таблица 1. Социометрические статусы (экспериментальная группа).

Статусная группа Учащиеся
"Звезда" Артем Г., Борис К., Борис Л.
"Предпочитаемые" Кристина М.
"Принятые" Екатерина Г., Оксана К., Юлия Ш.
"Непринятые" Андрей К., Дима Е., Юлия К.
"Отверженные" Евгений Н., Сергей П., Андрей Ш., Максим А.

Таблица 2. Социометрические статусы (контрольная группа)

Статусная группа Учащиеся
"Звезда" Анна Д., Александра Т., Андрей Х., Римма А, Валентина Н.
"Предпочитаемые"  
"Принятые" Илья Г.
"Непринятые" Наташа Щ., Евгений Ш., Дима В.
"Отверженные" Ярослав У., Иван М., Ксения П., Ирина И., Максим Ф., Павел С.

 

Для более полного вида, сравним полученные результаты при помощи секторных диаграмм. (Рис.6).

 

Рис. 6. Соотношение статусных групп (%) в экспериментальной и контрольной группах.

 

Анализируя все вышеизложенное, можно отметить следующее: в экспериментальной группе присутствуют как явные лидеры, набравшие наибольшее количество выборов и составляющие статусную группу "Звезды" (Борис Л., Артем Г., Борис К). Интересным является то, что среди лидеров нет девочек. Также в данной группе присутствует достаточно большое количество "Отверженных" подростков, которых не принимают в коллектив. Среди них явный аутсайдер Сергей П., не получивший ни одного положительного выбора.

Также в данной группе очень много группировок (по 3-4 человека).

В контрольной группе следующая ситуация: здесь такое же количество человек, набравших наибольшее число выборов (3 человека), среди которых в отличие от экспериментальной группы 2 девочки, но выявлено большее количество "Отверженных". Даная группа так же состоит из нескольких микрогрупп, в коллективе нет единства.

Также обеим группам была предложена анкета, состоящая из 7 вопросов, в которой им надо было выбрать один из вариантов ответов, или выбрать один из вариантов ответов, либо напиши свой, или написать свой вариант ответа. (Приложение 7) Результаты мы поместили в таблицы. (Приложение 11)

В ходе проделанной работе выяснили, что в контрольной группе 53,3% подростам нравится играть. Это говорит о том, что, несмотря на возраст, игра имеет своё большое значение и здесь. Из результатов исследования ясно, что 60% ребят принимают активное участие в играх.

33,3% подростка активны в игре, 33,3% - играют по установленным правилам, а 26,7% - пытаются спорить, и только 6,7% - остаются пассивными в игре.

При выборе той или иной игры инициативны 60%.

53,4% предпочитают ролевые и подвижные игры, 26,6% - логические и компьютерные и 20% - деловые игры. Большинство подростков (26,7%) чаще играют в игру "Мафия", на втором месте стоит игра "Крокодил" (33,3%).

Также в ходе исследования выяснили, что 40% ребят испытывают чувство радости при победе, 26,7% - чувство гордости за себя и свою команду, 20% - самодостаточность и 13,3% - остаются довольны результатом.

В экспериментальной группе 73,3% подростам нравится играть. Это говорит о том, что, несмотря на возраст, игра имеет своё большое значение и здесь. Из результатов исследования ясно, что 60% ребят принимают активное участие в играх.

26,7% подростка активны в игре, 46,7% - играют по установленным правилам, а 20% - пытаются спорить, и только 13,3% - остаются пассивными в игре.

При выборе той или иной игры инициативны 53,3%.

66,6% предпочитают ролевые и логические игры, 39,9% - логические и компьютерные и деловые игры. Большинство подростков (46,7%) чаще играют в игру "Мафия", на втором месте стоят игры на ассоциации (26,7%).

Также в ходе исследования выяснили, что 33,3% ребят испытывают чувство радости при победе, 26,7% - чувство гордости за себя и свою команду, 20% - чувство удовлетворенности и 20% - остаются довольны результатом.

Сравним полученные результаты методики КОС-1 в контрольной и экспериментальной группах, записав их в таблицу 3.

 

Таблица 3. Результаты по методике КОС-1 в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе

Уровень Контрольная группа Экспериментальная группа

Коммуникативные способности

Низкий 6,7% 6,7%
Ниже среднего 20% 13,3%
Средний 46,7% 53,3%
Высокий 26,7% 20%

Организаторские способности

Низкий 0% 6,7%
Ниже среднего 6,7% 6,7%
Средний 66,7% 60%
Высокий 26,7% 26,7%

 

Сравним полученные результаты социометрического опроса в контрольной и экспериментальной группах, записав их в таблицу 4.

 

Таблица 4. Результаты социометрического опроса в контрольной и экспериментальной группах на констатирующем этапе

Статусная группа Контрольная группа Экспериментальная группа
"Звезда" 20% 20%
"Предпочитаемые" 13,3% 13,3
"Принятые" 6,7% 20%
"Непринятые" 20% 20%
"Отверженные" 40% 26,7%

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: