Система учета успеваемости студентов Байкальского государственного университета экономики и права

Дипломный проект

 

Разработка подсистемы учета успеваемости студентов Байкальского государственного университета экономики и права

 

 

Иркутск, 2009



Оглавление

Введение

1 Система учета успеваемости студентов Байкальского государственного университета экономики и права

1.1 Общая характеристика Байкальского государственного университета экономики и права

1.2 Действующая Информационная система БГУЭП

1.3 Организация учета успеваемости в БГУЭП

1.3.1 Процессное описание учета успеваемости

1.3.2 Анализ технологии оценки знаний

1.4 Требования к подсистеме учета успеваемости БГУЭП

1.5 Расчет экономической эффективности

2 Конструирование подсистемы

2.1 Построение модели функций

2.2 Построение модели данных

2.3 Конструирование приложений

Заключение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Формы документов

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Техническое задание

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Хранимые процедуры подсистемы учета успеваемости

 



Введение

В настоящем дипломном проекте разработана программная подсистема учета организации обучения Байкальского государственного университета экономики и права (БГУЭП).

Актуальность проектирования подсистемы учета успеваемости студентов БГУЭП? обусловлена следующими обстоятельствами:

- Анализ успеваемости по данным в бумажной форме отличается высокой трудоемкостью и низкой оперативностью.

- Компьютерный учет позволяет создать средства контроля регистрации оценок со стороны студента, преподавателя, декана, зав. кафедрой, учебного отдела, проректора по учебной работе. Контроль позволит уменьшить долю неправильно оформленных документов.

- Подсистема позволит оперативно изготавливать бумажные документы по итогам обучения.

- Накопленные оценки позволят строить учебные рейтинги студентов.

- Подсистема предоставит аналитический инструмент по анализу качества обучения по оценкам преподавателей.

Подсистема учета успеваемости должна быть интегрирована в информационную систему БГУЭП.

В соответствии с техническим заданием, подсистема должна состоять из приложений - АРМов инспектора деканата, лаборанта кафедры, ректора, проректора по учебной работе. АРМы регистрируют и получают данные с SQL-сервера, которые обеспечивает эффективное хранение данных и выполнение запросов на расчет различных показателей успеваемости. Для публикации данных об успеваемости и рейтинге студентов на Internet-сервере БГУЭП должны быть разработаны специальные страницы. Эксплуатация подсистемы не должна потребовать увеличения штатов. Должны быть расширены функции администратора SQL-сервера для управления полномочиями новых пользователей и работа инспекторов и лаборантов будет выполняться при помощи ПО подсистемы.

Подсистема предназначена для автоматизации:

- учета успеваемости в деканатах;

- построения рейтинга студентов по успеваемости в рамках одного факультета и целом по университету;

- формирования и печати итоговых документов по обучению студентов;

- анализа успеваемости.

Цели, стоящие перед настоящим проектом, заключаются в том, чтобы разрабатываемая подсистема, удовлетворяла следующие потребности:

- снижение времени на подготовку экзаменационных сессий;

- уменьшение числа ошибок и увеличение оперативности формирования приложений к дипломам за счет предоставления доступа к сведениям об оценках.

- уменьшение ошибок в приказах о переводе студентов с курса на курс;

- увеличение достоверности и подробности анализа успеваемости и организованности проведения сессий;

- повышение качества обучения на основе анализа оценок.

Для достижения этой цели, необходимо, достичь таких результатов, чтобы АРМ инспектора деканата могло автоматизировать следующие функции:

- редактирование описания сессии – списка испытаний (зачетов и экзаменов, список должен извлекаться из рабочих учебных планов для указанной сессии и может корректироваться инспектором деканатов;

- печать экзаменационных и зачетных ведомостей и направлений,

- ввод и редактирование оценок на основе групповых ведомостей и персональных направлений на сдачу зачета, экзамена;

- регистрация перезачета оценки при переводе студента из другого вуза;

- редактирование оценок студентов;

- формирование ведомостей на пересдачу, включающая всех студентов потока;

- регистрация продления сессий студентам;

- формирование и печать сведений об успеваемости за указанный период обучения (количество и доля отличников, ударников, троечников, задолжников) в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, по видам финансирования обучения: бюджетное или коммерческое;

- формирование и печать итоговых таблиц об итогах сессии по группам: студенты по строкам, столбцы – экзамены и зачеты, на пересечении - итоговые оценки;

- формирование и печать показателей успеваемости: успеваемость, качество знаний, количество задолжников, троечников, ударников и отличников, количество пересдач по всем студентам и по коммерческому набору в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, преподавателей, кафедр;

- формирование и печать списка задолжников и задолженностей за текущую сессию и нарастающим итогом с начала учебного года и за все время обучения,

- формирование и печать рейтинга студентов по средневзвешенной стобалльной оценке;

- формирование и печать приложения к диплому;

- формирование и печать академической справки;

- формирование и печать итогов сессии в личное дело студента.

АРМ лаборанта кафедры должен автоматизировать следующие функции:

- формирование и печать показателей успеваемости: успеваемость, качество знаний, количество задолжников, троечников, ударников и отличников по всем студентам и по коммерческому набору в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, преподавателей, кафедр;

- формирование и печать меры отличия распределения оценок (сумма квадратов отклонений частот оценок) преподавателя, предмета от среднего по вузу, кафедре

- формирование и печать среднеквадратического отклонения распределения оценок преподавателя, предмета в сравнении с аналогичным показателем по вузу, кафедре;

- формирование и печать списка задолжников и задолженностей за текущую сессию и нарастающим итогом с начала учебного года и за все время обучения по предметам и преподавателям кафедры,

- предоставлять подробную информацию об успеваемости по дисциплинам кафедры;

- формировать и печатать списки студентов по группам.

АРМ ректора должен объединять возможности АРМов инспектора и лаборанта в части формирования и печати итоговых отчетных форм по успеваемости в разрезах групп, потоков, курсов, специальностей, форм обучения, предметов, преподавателей, кафедр и в целом по вузу.

В настоящем проекте была разработана программная подсистема учета организации обучения в БГУЭП, модернизирована технология учета оценок, правила формирования итоговых документов, определены показатели успеваемости, разработаны требования к подсистеме учета успеваемости, построены оценки экономической эффективности подсистемы, построены модели функций подсистемы и схема данных, определена архитектура подсистемы и разработаны макеты экранных форм для приложений подсистемы.



Система учета успеваемости студентов Байкальского государственного университета экономики и права

1.1 Общая характеристикаБайкальского государственного университета экономики и права

Байкальский государственный университет экономики и права (БГУЭП) является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования РФ. БГУЭП призван обеспечивать высококлассное экономическое и юридическое образование в соответствии с государственными образовательными программами и программами повышения квалификации в регионе оз. Байкал. БГУЭП одновременно является ведущим научным центром в области экономики и юриспруденции в Иркутской области.

В состав БГУЭП кроме головного вуза входят четыре филиала в городах Чита, Братск, Усть-Илимск, Якутск, а также два колледжа. Филиалы обладают полной самостоятельностью, головной вуз оказывает филиалам лишь методическую помощь Далее в работе рассматривается деятельность только головного вуза.

Основным видом деятельности вуза являет обучение по программам высшего профессионального образования в экономике и юриспруденции. В вузе обучается 6 500 студентов очной формы обучения, 4 500 ускоренной, 3 000 заочной.

Преподаватели вуза проводят научные исследования, которые не всегда финансируются за счет внешних источников. Исключения составляют заказы областной администрации в области социально экономической политики областного руководства и ряд грантов. Несмотря на небольшие финансовые показатели, это вид деятельности чрезвычайно важен для вуза как стимул научного развития преподавателей, научных школ, послевузовского обучения (аспирантура и докторантура), функционирования центров повышения квалификации. Ежегодно в вузе обучаются около 500 аспирантов и 5-10 докторантов, работает 6 советов по защитам кандидатских и докторских диссертаций.

В БГУЭП функционируют 14 центров повышения квалификации, которые проводят переподготовку специалистов в виде краткосрочных курсов повешения квалификации. Кроме источника прибыли эти центры также являются стимулом повышения квалификации преподавателей и источником заказов на научные исследования.

Для организации своей деятельности вуз имеет хорошую материальную базу в виде 8 учебных корпусов, 216 аудиторий, на 8929 посадочных мест. Кроме этого вуз вкладывает значительные средства в ее развитие: строительство новых корпусов, ремонт аудиторий, развитие технической составляющей обучения (мультимедийное оборудование аудиторий, оборудование для видеоконференций, компьютерная инфраструктура (локальная сеть около 1 000 компьютеров, Интернет, компьютерные классы).

Учебный процесс обеспечивает около 400 преподавателей, более 70% из них имеют ученые степени.

Основной контингент получающих образовательные услуги – это жители Иркутской области и соседних регионов. Потребителем подготовленных специалистов также выступает в основном рынок труда региона озера Байкал. Вуз привлекает учащихся качеством образовательных услуг. Со многими крупными предприятиями вуз связывают договоры о практике студентов, подготовке и переподготовке кадров.

Учредителем БГУЭП является Федеральное агентство по образованию, которое выдает лицензию на проведение обучения (сроком на 5 лет) и раз в 5 лет проводит комплексную проверку вуза. В случае успешного прохождения проверки, вуз получает аккредитацию – право выдавать дипломы государственного образца.

По итогам учебного года вуз передает учредителю отчеты по формам 3НК и 4НК. На основе отчетности вуза Федеральное агентство по образованию по заявке вуза ежегодно выделяет определенное количество бюджетных мест для конкурсного зачисления абитуриентов в очередном учебном году.

Областные органы власти участвуют в комплексной проверки вуза и могут рекомендовать (или не рекомендовать) предоставление вузу лицензии на обучение студентов по специальностям, необходимым для успешного развития области. Кроме этого, органы местной власти являются крупным заказчиком научно-исследовательской продукции.

В планировании свой деятельности вуз исходит из Государственных образовательных стандартов (ГОСов), потребностей региональной экономики и спроса на образовательные услуги. В стратегическом отношении вуз старается сформировать наиболее востебованную номенклатуру специальностей и программ обучения. Решения об изменении в номенклатуре специальностей предлагаются ведущими специалистами вуза, обсуждаются на ректорате и утверждаются Ученым советом БГУЭП. Основным периодом обучения является учебный год. На основании ГОСов выпускающая кафедра формирует рабочие учебные планы образовательных программ для учебных групп, по которым выбирается нагрузка преподавателей и создается расписание. Выполнение нагрузки отражается в отчетах преподавателей и аттестациях студентов. Результаты аттестаций рассматриваются по итогам каждого полугодия. В основные показатели деятельности вуза входят численность контингента студентов, объем педагогической нагрузки в часах, численность преподавателей, успеваемость (доля студентов, успешно завершивших соответствующий период обучения), качество знаний (доля студентов, завершивших соответствующий период обучения с оценками «отлично» и «хорошо»).

БГУЭП уверенно занимает свой сектор рынка образовательных услуг. По официальным рейтингам экономических вузов он входит в десять лучших вузов страны. Благодаря хорошему научно-педагогическому потенциалу и высокой репутации можно уверенно прогнозировать его успешную деятельность.

Основные образовательные услуги не связаны жестко друг с другом, но образуют естественную цепочку образовательных услуг: среднее специальное образование, высшее специальное образование, послевузовское образование (аспирантура и докторантура) и повышение квалификации. Научная деятельность, включающая работу советов по защите диссертаций, необходима вузу для формирования кадрового потенциала преподавателей и повышения качества обучения. Обслуживающие виды деятельности связаны поддержанием в хорошем состоянии зданий, аудиторного фонда, снабжением, обеспечением информационной инфраструктуры.

Структура управления БГУЭП является традиционной для вузов РФ. Возглавляет вуз Ученый совет и ректор, которому подчинены проректоры и основные управления (см. Рис. 1). Каждое из основных направлений деятельности возглавляет соответствующий проректор. Учебную деятельность возглавляют сразу три проректора: два проректора по учебной работе и проректор по ускоренному обучению. Проректорам по учебной работе подчиняются деканы, организующие делопроизводство по обучению студентов, каждый на своем факультете. Каждый факультет включает несколько кафедр, ведущих обучение в основном по профилю факультета. Заведующие кафедрами организуют научную и учебную работу преподавателей.

Для вуза характерна многоплановость управляющих связей. Работу кафедр и преподавателей курирует декан в части организации обучения студентов своего факультета. В методическом и научном плане преподавателей контролируют заведующие кафедрами. Если преподаватель возглавляет некоторые научные исследования, то в этом плане он начинает подчиняться проректору по научной работе.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: