ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
Работу выполнила:
студентка 2 курса 20 группы
факультета психологии
Янчесова Ю.М.
Научный руководитель:
Геннадий Иванович
Минск – 2007
Оглавление
Стр.
Введение……………………………………………………………….3
Биография……………………………………………………………...4
§1. Технология саморазвития………………………………………...4
1.1. Классификационные параметры…………………………….5
1.2. Целевые ориентации…………………………………………5
1.3. Концептуальные положения………………………………...5
1.4. Особенности содержания……………………………………6
1.5. Особенности методики и организации……………………..7
1.6. Педагогические принципы…………………………………..8
§2. Монтессори-движение за рубежом: история и современность..9
2.1. США…………………………………………………………..9
2.2. Япония………………………………………………………..10
2.3. Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Малайзия………………….12
2.4. Филиппины…………………………………………………..13
2.5. Африканские страны………………………………………...13
2.6. Европейские страны…………………………………………14
§3. Монтессори-движение в России: история и современность…..14
Заключение……………………………………………………………17
Библиографический список………………………………………….18
Введение
Взаимопроникновение и диалог культур является тенденцией времени. Возникновение и укрепление взаимосвязей России и зарубежных стран создаёт условия для формирования открытого педагогического мышления, при котором осваивается всё целесообразное в мировом восприятии и образовании. Заметным явлением в зарубежном образовании ХХ в. стала образовательная система итальянского педагога, врача и общественного деятеля Марии Монтессори. Во всём мире интерес к её идеям то поднимался, то спадал, тем не менее, они не только нашли применение и развитие, но и оказали существенное влияние на современное зарубежное образование. Монтессори-детские сады и школы существуют в Европе, Северной и Южной Америке, в Азии и Австралии.
В России в 1910 – 1930-е гг. идеи Монтессори также нашли ряд сторонников, среди них – А.П. Выгодская, А.А. Перроте, Т.Л. Сухотина, В.В. Таубман, Ю.И. Фаусек; на русский язык были переведены её книги «Метод научной педагогики», «Самовоспитание и самообучение в начальной школе», «Руководство к моему методу» и некоторые другие. Ряд отечественных специалистов прошли профессиональную подготовку за рубежом. Появился спрос на Монтессори-образование со стороны родителей. Возник целый ряд детских садов, в различной степени реализующих идеи Монтессори. В педагогических вузах и колледжах, в институтах повышения квалификации работников образования, на негосударственных курсах осуществляется подготовка специалистов, способных работать по Монтессори. Однако в конце 1930-х гг. политическая ситуация меняется, и система Монтессори на длительный период оказывается в забвении.
И всё же и в последующий период её идеи находят некоторое применение. Их использует Е.Н. Потапова для обучения детей письму, широкую известность приобретают так называемые «рамки Монтессори» среди дидактических материалов Б. и Л. Никитиных, ряд её идей положен в основу системы сенсорного воспитания, разработанной Л.А. Венгером и его учениками. Но вплоть до конца 1980-х гг. ХХ в. В связи с происходящими в обществе процессами демократизации и тенденцией гуманизации отечественного образования происходит возрождение системы Монтессори и распространение её в различных регионах России.
Характерной чертой современного российского образования является бурный процесс создания и реализации вариативных программ. Это стимулирует развитие педагогики в целом, способствуя обогащению содержания, форм и методов воспитания и обучения; создаёт воспитателям и учителям дополнительные возможности для творчества и профессионального совершенствования; предоставляет родителям возможность выбора подходящей образовательной программы для своих детей. На этом фоне проявляется устойчивый интерес к зарубежной педагогике, и предпринимаются попытки использовать зарубежный опыт при разработке отечественных вариативных программ наряду с адаптацией и реализацией зарубежных программ в России. Однако поверхностное знакомство и механический перенос подобных программ на российскую почву могут привести и нередко приводят к ошибочному пониманию их сути и безуспешному применению в нашей стране. Имеет место также эклектичное соединение элементов различных программ и создание своеобразного «образовательного компота», вносящего лишь сумятицу в педагогический процесс и способствующего перегрузке детей. Дополнять и разнообразить образовательные программы можно лишь на основе ясного понимания их целей, содержания, методов и средств воспитания и обучения. В связи с этим всесторонний объективный анализ системы Монтессори приобретает особую актуальность для отечественного образования.
Биография
Мария Монтессори родилась в 1870 году в итальянском городке Чиаравалле. Родители всегда поощряли интересы дочери, делая всё для развития её способностей. Марии было 26, когда она стала первой официально признанной в Италии женщиной-врачом. Работая, она часто сталкивалась с малышами с ограниченными возможностями. Наблюдая за ними, Мария сформулировала идею, ставшую отправным пунктом её педагогической системы: для любого ребёнка, как больного, так и здорового, необходима специальная развивающая среда, содержащая все знания об окружающем мире, представленные в чёткой, доступной и тщательно продуманной форме.
Если карьеру Марии Монтессори можно назвать успешной, то её личная жизнь была совсем не безоблачной. В 1898 году Мария родила сына вне брака и в отчаянии отдала его на воспитание в интернат, решив полностью посвятить себя работе с чужими детьми. Следующая встреча Марии с сыном состоялась, когда Марио был уже взрослым. Он простил мать и стал верным другом и помощником в её деле, сопровождая и поддерживая Марию до конца её жизни.
В 1907 году в Сан-Лоренцо открылся первый дом ребёнка, работа в котором строилась по методике Монтессори. А уже через два года Мария добилась серьёзных результатов и к ней буквально нахлынули педагоги из Лондона, Парижа, Барселоны и других городов. Идеи гуманистической педагогики быстро завоевали мир.
В 1929 году была организована Международная Монтессори Ассоциация (AMI), которая действует и по сей день. Труды профессора Монтессори выдвигались на соискание Нобелевской премии. Мария Монтессори умерла незадолго до своего 82-летия, а дело всей её жизни по сей день живёт и приносит плоды во всём мире.
Технология саморазвития
Единственный, кто понимает
ребёнка, - это другой ребёнок.
М.Монтессори
Монтессори Мария (1870-1952) – итальянский педагог, реализовала идеи свободного воспитания и раннего развития в детском саду и начальной школе.
Технология саморазвития была создана как альтернатива муштре и догматизму в обучении, распространённым в конце XIX века. М. Монтессори восприняла ребёнка как существо, способное к самостоятельному развитию, и определила главной задачей школы – поставлять «пищу» для естественного процесса саморазвития, создавать окружающую среду, которая способствовала бы ему.