По свидетельству А. Джоостена, влияние идей М. Монтессори на педагогику Индии чрезвычайно велико. Все учебники по педагогике признают значение системы Монтессори в обновлении целей и практики воспитания. Экзаменационные программы всегда включают соответствующие вопросы. Имя Монтессори упомянуто во всех словарях индийских диалектов, его произношение и написание уже «индианизировано». Спрос на Монтессори-педагогов имеется со стороны не только Монтессори-садов и школ, но и «традиционных» учебных заведений. Она широко известна и почитаема в Индии, и её часто называют «Мать Монтессори» или доброта сердца, её вклад в борьбу за права и свободу развивающегося человека. Она стала почти культовой личностью.
История Монтессори-движения в Индии А. Джоостен также разбивает на три периода: 1913 – 1939 гг., 1939 – 1949 гг., с 1949 г. по настоящее время. В первый период в Индию проникла информация о методе Монтессори, и делались начальные попытки создания детских садов. Так, уже в 1913 г. официальный представитель правительства Индии принял участие в первом Международном Монтессори-курсе в Риме. Первые детские сады были основаны в крупных городах – Аллахабаде, Венаресе, Бомбее, Калькутте, Хайдерабаде. Пропаганде и распространению идей Монтессори в Индии в большой степени способствовали С. Сарабхаи, Е. Сендинг, Г. Бхадека. Её первая книга была переведена на ряд языков Индии.
|
|
Следующий этап связан с пребыванием в Индии Марии Монтессори и её сына Марио Монтессори в 1939 – 1949 гг. Они эмигрировали туда в самом начале Второй мировой войны и там прошло 10 лет их плодотворной деятельности. Они проводили курсы для педагогов.
Монтессори-движение в Индии оказало влияние на соседние страны – Пакистан, Шри-Ланку, Цейлон, Малайзию.
Ряд проблем Монтессори-движения в Индии – экономические, социологические и культурные. Экономические: трудности финансирования. Монтессори-общества, находя источники финансирования, частично теряют независимость. Система Монтессори стала предметом торговли, и это не идёт на пользу её развитию. Социальные: 90% окончивших Монтессори-курсы – женщины. В Индии в силу традиций зачастую не могут себе позволить уехать туда, где требуются представители их профессии, они не могут жить совершенно самостоятельно; разнообразие языков, затрудняющие работу; желание родителей как можно скорее получить результат обучения, чтобы ребёнок мог быстрее покинуть школу и начать работать. В школах часто не хватает мест, и родители забирают детей из Монтессори-садов и определяют их в дошкольные учреждения при школах, чтобы гарантировать место в школе. Как и повсюду, в Индии обсуждается проблема приемлемости для страны педагогической системы, возникшей в другой культуре. Проблема адаптации выдвигается на передний план, часто делаются неуклюжие попытки такой адаптации без достаточных знаний и соответствующего научного сопровождения, что приводит к неудачам. При этом для повышения престижа учреждения используют имя Монтессори, и отсутствие эффекта также связывается с этим именем.
|
|
Филиппины
ИсторияМонтессори - движения на Филиппинах начинается с 1952 г., когда монахиня из Голландии сестра Г. Бургеманс основала детский сад при Колледже святого Джозефа в Куэзон-Сити. В 1957 г. другая голландская монахиня сестра Аккурсия открыла на Филиппинах Монтессори-школу для детей с нарушениями развития. Филиппинка П. Солвиен основала в 1964 г. детский сад, а в 1966 г. по окончании курсов в Италии – Монтессори-центр. Другой центр был основан И. Гомез Вельхаф, получившей диплом в США.
В последующие годы стали распространяться Монтессори-детские сады и школы. В 1968 г. в некоторые из них стали наряду со здоровыми детьми принимать детей с нарушениями развития. По выходе из Центра около 80% этих детей могут посещать обычные школы и лишь 20% - спецшколы.
Африканские страны
Первые Монтессори-курсы состоялись в Танзании в 1968 – 1971 гг. при поддержке Мусульманского общества. После посещения Монтессори ряда африканских стран был разработан АМI-проект помощи детям Африки. У него были две основные цели:
1) помочь правительствам африканских государств осознать фундаментальные потребности развития детей, чтобы эти потребности служили основанием для новой образовательной политики;
2) создать центры детского развития, в том числе в качестве альтернативы официальным детским садам.
В этот период в Кении, Эфиопии и Уганде открылись первые Монтессори-детские сады. Просили помощи в работе представители Мавритании, Сомали, Судана, Замбии, Ботсваны, Нигерии и Ганы.
Европейские страны
Направления деятельности Монтессори-обществ Англии, Германии, Голландии, Дании, Ирландии, Италии, Франции, Швеции:
1. Пропаганда идей Монтессори среди педагогов и родителей. Для этого они организуют посещения Монтессори-учебных заведений, выставки, доклады и 1 - 3 дневные семинары для всех желающих, а также ведут устную пропаганду.
2. Курсы подготовки специалистов по Монтессори-педагогике.
3. Конференции и семинары по повышению квалификации воспитателей и учителей, работающих в Монтессори-учебных заведениях. Они выполняют и дополнительные функции, позволяя специалистам общаться друг с другом.
4. Работа с правительством и государственными органами. Эта работа необходима для устранения изоляции Монтессори-движения от государства и официального признания его властными структурами.
5. Ежегодные конференции-собрания членов Монтессори-обществ, на которых помимо педагогических тем обсуждаются организационные вопросы. Такие конференции проводятся всеми Монтессори-обществами.
6. Разработка методических пособий для педагогов.
7. выпуск журналов и другой информационной литературы о Монтессори-педагогике.
8. Создание видеофильмов о Монтессори-педагогике. Такие фильмы снимают практически во всех странах.
§3. Монтессори-движение в России: