Индия. «Артхашастра» (между IV-III вв.до н.э.)

Экономическая мысль Древней Индии представлена сборником древних молитв, религиозных гимнов и магических заклинаний под названием «Веды»; законами Ману и сочинением «Артхашастра».

В «Ведах» отразились экономические воззрения периода общинного строя и начала формирования рабовладельческих отношений. В них группировка людей осуществлялась исходя из естественного качества человека (варны), его долга.

Законы Ману трактовали рабство как извечное явление, утверждающее существование кастового строя и сформировали его принципы. Учение о кастах объясняло генезис рабства. Точно определялись обязанности рабов и рабство приравнивалось к общественному долгу. Кастовое направление в индийской экономической мысли позволяло представить классовое деление общества извечным и божественным установлением.

Однако для индийских мыслителей характерно своеобразное понимание рабства, которое состояло в том, что в законах шудр объявляли коллективным достоянием высших каст (брахманов), что позволяло признавать нормой коллективное рабовладение.

Сочинение «Артхашастра» (наука о политике), автором которого является Каутилья, или Виншнагупта, - советник царя Чандрагупты (321 – 297 гг. до н. э.), представляет собой свод правил, адресованных царям и правителям которые они должны использовать в государственной деятельности.

Данное сочинение – это политико-экономический трактат, относящийся к числу наиболее выдающихся древнеиндийских источников, соответствующих периоду разложения рабовладельческого строя и возникновения феодальных отношений.

В трактате развивается учение о кастах. Население страны делится на четыре касты ариев (брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры), за которыми закрепляется их социальное неравенство.

Законом для брахманов являются учение, обучение, жертвоприношение; для кшатриев – учение, жертвоприношение, раздача даров, добывание средств к жизни военным делом, охрана; для вайшьи – учение, жертвоприношение, раздача даров, земледелие, скотоводство и торговля; для шудры – послушание и ведение хозяйства в повиновении у дваждырожденных, ремесло и актерство.

«Артхашастра» также развивает учение о рабовладении. В трактате допускается совместимость рабства с наличием имущества, право на получение наследства и подарков.

В сочинении анализируются различные форму рабовладения. Для ариев исключается состояние рабства, но допускается для чужеземных племен, иноземцев, варваров.

Трактат рекомендовал меры, позволяющие ограничивать развитие рабства путем взимания штрафов за продажу детей до восьмилетнего возраста; освобождение от рабства потомства свободного человека, продавшего себя в рабство и пр.

В «Архашастре» поднимается вопрос об экономической роли государства и допускается самое широкое его вмешательство в хозяйственную жизнь. Среди функций государства называются: колонизация окраин, создание новых деревень, переселение избыточного населения, поощрение иммиграции иноземцев, строительство колодцев и резервуаров, поддержание ирригационной системы, поощрение землевладения, скотоводства и садоводства.

Так развиваются идеи о государственном землевладении. Царю рекомендуется развивать земельные владения, свободные от штрафов и налогов; оплачивать администрацию земельными пожалованиями. В трактате допускается частная собственность на землю; оберегается привилегированное землевладение брахманов, которые не платили налогов.

Финансовая программа для царя базировалась на множестве натуральных и денежных налогов, пошлин (поземельный налог в виде урожая, натуральные поборы с фруктовых садов, огородов, разных видов скота и т.д.). Важным источником доходов было царское хозяйство. Среди расходов на первом месте были затраты на богослужение, гаремы и кухню.

Одним из средств увеличения казны являлась торговля, в связи с этим в сочинении уделяется внимание надзору за торговлей, необходимости выяснения положения на рынке, развитию сухопутной и водной торговли, поощрению купцов, возводящих иноземные и экспортирующие царские товары. Отмечается, что торговая прибыль не должна приносить вреда подданным.

Для привлечения иноземных товаров предлагалось предоставлять льготы, освобождая торговцев от поборов, объявлять «беспошлинным» полезный товар.

Таким образом, в «Архашастре» содержится учение о хозяйстве.

 

Глава 2: Экономические учения Древней Греции.

2.1. Ксенофонт (около 430 – около 354 гг. до н.э.).

В своих произведениях Ксенофонт отразил стремление рабовладельцев использовать развитие товарно-денежных отношений для укрепления натурального хозяйства. Поэтому, с одной стороны, Ксенофонт рассматривал хозяйственную деятельность как процесс создания полезных вещей, то есть потребительных стоимостей. В это связи он первый их древнегреческих писателей обратил внимание на значение разделения труда и вместе с тем учил рабовладельцев, что для «обогащения хозяйства» необходимо получение излишка за счет минимального удовлетворения потребностей рабов. С другой стороны, как отметил К. Маркс, в высказываниях Ксенофонта имеется наличие буржуазного инстинкта. Ксенофонт указывал связь между разделением труда и размерами рынка, на меновую стоимость продукта, наряду с его потребительной стоимостью и признавал кроме функций денег в качестве средства обращения и накопления сокровищ их обращение в качестве капитала.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: