Платон (427 – 347 гг. до н. э.)

Мысль о разделении труда и трудовой кооперации как основе человеческого общежития проводит в социальных проектах, основанных на идеальных, по его понятиям, принципах справедливости, Платон (427 – 347 гг. до н. э.). В работе «Государство» он делит общество на несколько групп: земледельцы, торговцы, ремесленники и войны. Управление государством Платон вручает прошедшим военную школу философам. Эта высшая группа населения, ответственная за соблюдение справедливости в государстве, не может владеть личным имуществом: философы-правители должны жить сообща, не пользоваться деньгами, иметь общий стол и т. д. Хозяйственные обязанности – это удел остальных граждан, на них не распространяется отказ от семьи, собственности и личного хозяйства. Платон допускает обмен продуктами с другими странами (так как и между ними существует разделение труда), поскольку обмен происходит на частной основе, предполагается сохранение рынка и средств обмена – денег. Утопия Платона направлена против его родины – Афин, где все граждане были допущены к управлению государством; образцом справедливого государственного устройства ему служила Спарта, где правящий слой и войны были свободны от хозяйственной деятельности, а трудовое население – илоты – не допускалось к управлению страной.

В более позднем труде «Законы» Платон отказался от идеи общности имущества правителей государства. Новый проект наделял землей всех поровну, а участок, выделенный семье, должен был, во избежание дробления и последующего хозяйственного упадка измельчавших частей, наследовать один из сыновей по выбору отца. Справедливость рабства в «Законах», как и в «Государстве», Платон под сомнение не ставил.

 

 

Аристотель (384 – 322 гг. до н. э.).

Особенно ярко основные черты греческой социально-экономической мысли выражены в трудах Аристотеля (384 – 322 гг. до н. э.), их содержание пережило свое время и внимательно изучалось экономистами XIX –XX вв. В центре внимания философа домашнее хозяйство как деятельность, направленная на производство и потребление. В нем сохраняется место для рабов, хотя Аристотель и создает свой проект, в противовес господствующим в Греции хозяйственным отношениям. На рабов возлагаются тяжелые, монотонные, нетворческие обязанности, они – исполнители, такова их природа.

Мысль Аристотеля не останавливается на домашнем хозяйстве, им создано учение об экономике хрематистике. Приобретение новых благ он считает естественным, когда одних продуктов производится больше необходимого для удовлетворения потребностей домашнего хозяйства, других – меньше, на основе чего становиться возможным натуральный обмен. Это естественная сфера хозяйственной деятельности – экономика. Обмен, рассчитан не на потребление, а на получение торговой прибыли, философ считает противоречащим природе вещей, называют эту сферу хозяйственной деятельности хрематистической. Особо предосудительно взимание процентов по денежным ссудам. Деньги    в руках ростовщика, по Аристотелю, получают превратное значение, служат не тем целям, для которых изобретены.С данных позиций он определяет богатство как совокупность натуральных продуктов, призванных обеспечивать потребности людей. Лишенные этого свойства деньги богатством не являются.

Аристотель расходиться с Платоном, стремившимся к установлению имущественного равенства между гражданами, так как считает собственность учреждением, соответствующим природе человека. Владение ею обеспечивает определенную свободу частной жизни, государство же должно следить, чтобы владение (философ признаёт только его основной вид – землю) не выходило за установленные пределы. Эксплуатацию имущества собственник возлагает на рабов, так как гражданин должен иметь досуг для главного – участия в общественных делах.

При таких исходных данных ясно, что Аристотель не считает вложенный в производство труд мерилом ценности. Его учение о ценности, изложенное в работе «Никомахова этика», принимает в качестве мерила всех вещей потребность. Деньги – лишь средство, по договорённости людей служащее мерой существующих в обществе потребностей, ценность самих денег определяется потребностью в них. Совершая меновую сделку, люди соотносят свои потребности в обмениваемых предметах, затем выражая их в деньгах. Эта идея получила развитие много позже – в созданной в XIX в. теории предельной полезности.

Экономические взгляды Аристотеля были реакцией на явления, развившиеся в денежном хозяйстве. Злоупотребление в этой сфере заставляли его высказываться против торговли, денежного хозяйства и кредита, поскольку и в его время сосуществовало полнокровное, самодостаточное домашнее хозяйство.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: