Состав неналоговых доходов бюджета

 

Неналоговые доходы государства можно классифицировать по разным критериям:

по территориальному уровню - федеральные доходы и доходы субъектов Российской Федерации;

по методам формирования - доходы обязательного характера и добровольные поступления от юридических и физических лиц;

по источникам их аккумуляции - доходы, аккумулируемые в государственных бюджетных и внебюджетных фондах;

по конкретным основаниям взимания платежей, образующих неналоговые доходы государства. [4]

В Бюджетном кодексе Российской Федерации в статье 41 перечисляются неналоговые доходы.

К неналоговым доходам относятся:

доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением доходов от использования имущества, находящегося в оперативном управлении автономных учреждений;

доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

иные неналоговые доходы.[5]

Состав неналоговых доходов определяется Бюджетным ко­дексом РФ и включает:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе:

- средства, получаемые в виде арендной платы либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в го­сударственной или муниципальной собственности;

- средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюд­жетных средств на счетах в кредитных организациях;

- средства, получаемые от передачи имущества, находяще­гося в государственной или муниципальной собственно­сти, под залог, в доверительное управление;

- средства от возврата государственных кредитов, бюджет­ных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспече­ния, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и государственных и муниципальных га­рантий соответствующим органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам, бюджетным ссудам и государственным и муници­пальным гарантиям;

- плата за пользование бюджетными средствами, предос­тавленными другим бюджетам, иностранным государст­вам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

- доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в устав­ных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муници­пальным образованиям;

- часть прибыли государственных и муниципальных уни­тарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов или иных обязательных платежей;

- другие доходы от использования имущества, находящего­ся в государственной или муниципальной собственности.

2. Доходы от продажи или иного возмездного отчуждения иму­щества, находящегося в государственной или муниципальной собст­венности, в том числе:

- средства от продажи уставного капитала организаций, на­ходящихся в государственной или муниципальной собст­венности;

- средства от продажи акций, находящихся в собственности государства;

- доходы от реализации государственных запасов и резервов;

- доходы от продажи государственных производственных и непроизводственных фондов, земли и нематериальных активов;

- иные доходы.

3. Доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, по­лученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федера­ции, субъектам Российской Федерации, муниципальным образова­ниям, и иные суммы принудительного изъятия.

5. Иные неналоговые доходы.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, зачисляются в доходы федерального, бюджетов субъектов РФ или, соответственно, местного бюджета в полном объеме. Порядок учета доходов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть определен в нормативных правовых актах подзаконного характера. [6]

Порядок перечисления в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ средств, получаемых в процессе приватизации государственного и муниципального имущества, нормативы их распределения между бюджетами различных уровней, а также размеры затрат на организацию приватизации определяются законодательством РФ о приватизации.

В государственной собственности находится значительная часть пакетов акций негосударственных предприятий. Доход в этом случае может поступать в виде части прибыли (дивидендов), распределяемой по итогам года.[7]

Штрафные санкции являются одним из источников пополнения доходной части бюджетов РФ.

При этом действующая классификация доходов бюджетов РФ распределяет штрафные санкции по двум источникам доходных поступлений. Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах относятся к налоговым доходам. Иные штрафные санкции являются источником неналоговых доходов. К последним относятся, например:

1) поступление сумм за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий:

2) санкции за нарушение порядка применения цен:

3) административные штрафы и иные санкции, включая штрафы за нарушение правил дорожного движения, штрафы, взыскиваемые за нарушение валютного законодательства и законодательства в области экспортного контроля, санкции за не целевое использование бюджетных средств и др.[8]

Согласно п.1 ст. 46 Бюджетного кодекса штрафы подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено БК РФ и другими законодательными актами РФ. Средства, в принудительном порядке изымаемые в доход государства, зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и решениями судов.

А в п. 2 этой же статьи отмечается, что, кроме штрафов, в доходы бюджетов могут зачисляться суммы конфискаций, компенсаций и иные средства, взимаемые в принудительном порядке в доход государства. К числу последних могут быть отнесены, например:

1) суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей;

2) поступление сумм в возмещение причиненного военному имуществу ущерба и др.

Суммы конфискаций, компенсаций и тому подобное зачисляются в доходы бюджетов в соответствии с законодательством РФ и судебными решениями.[9]

Неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно с уверенностью делать выводы о компетентности или о некомпетентности конкретных государственных управленцев


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: