Московское государство конца 15 – 17 века

Освобождение Руси от ордынского ига в 1480 г. Привело к завершению процесса формирования огромного единого русского государства вокруг Москвы. Это было многонациональное государство с доминированием русского народа, с общинно-корпоративной структурой общества и отношениями подданства. Усиление централизации Российского государства в 16 веке связано с принятием русскими правителями царского титула в 1547 г. В течение 17-го переломного столетия произошли события огромной исторической важности, определившие пути дальнейшего развития страны и характер ее политико-экономической и культ. жизни. К наиболее значимым из них можно отнести разгром польско-литовской интервенции 1613 г. и завершение централизации гос-ва, а также воссоединение Украины с Россией в 1655 г.

Реформа русской православной церкви привела к ее расколу, а Россия превратилась в многонациональное абсолютистское государство. Славяне и кипчакская ветвь тюркских народов тесно интегрировались с русскими в единую культурно-историческую среду. Избавившись от ордынской зависимости, Россия в силу своего гео. положения начала европеизироваться, заимствовать европейский опыт военного, технического, инженерного и отчасти культурного характера. Европеизация носила поверхностный характер, не меняющий экономические, политические и социальные нормы. Происходило присвоение достижений соседней цивилизации, начался процесс секуляризации (обмельчения) культуры, усиление в ней светских элементов и демократических тенденция. Расширились и углубились культурные связи со стороны Западной Европы; инициатором и координатором усвоения западного опыта выступала центральная верховная власть. Особая роль православия и православной церкви была заключена в доктрине «Москва – Третий Рим 16 века», сформулированной старцем Филофеем. Учение содержало два главных постулата об особой, предопределенной Богом исторической роли московского гос-ва и русской церкви по всем христианском мире, а также о божественном происхождении власти царя. Так была создана идеологическая основа централизованного самодержавного гос-ва. Новая идеология определила самосознание русского народа на долгие годы. Россия оставалась глубоко религиозным обществом, с усиливающимся государственническим элементом мировоззрения.

Цели гос. культурной политики - объединение русских земель в сильное, национальное государство посредством идеологической и культурной централизации. Этим целям отвечали: централизация церкви, реформы Никона, книгопечатная деятельность и художественная жизнь страны.

 

Лекция 17.10.2019

Субъекты ГКП Московского государства.

В 16-17 вв. отдельными вопросами культуры заведовали различные приказы и дворы. Печатный приказ 1553-1722 гг. ведал печатным двором, гос.типографией и типографской школой; Приказ Верхней типографии отвечал за придворную типографию, Иконный приказ заведовал дворовыми иконописцами, Приказ соборного дела ведал живописными и ремонтными работами в кремлевских соборах. В 17 веке главную роль стал играть Приказ каменных дел (строительный) и мастерские оружейные палаты. Церковь из равного партнера государства превратилась в подчиненную структуру, а церковный собор 1666-67 гг. признал главенство власти государевой над властью патриаршей. Постепенно церковь уступает свои культурно-просветительские функции светской власти. В московский период церковь и гос-во по-прежнему главные финансисты всего культурного строительства.

Объекты ГКП.

В этот период происходит массовое строительство храмов и основание монастырей. В конце 17 века наиболее крупными книжными собраниями были библиотеки Софийского собора в Новгороде, в монастырях Кирилло-Белозерском и Соловецком; крупными книгохранилищами были Троице-Сергиева Лавра и Волоколамский монастырь. В 15-17 вв. в Москве появляются Патриаршая библиотека, дворцовые библиотеки и частные книжные коллекции крупных бояр. В 16-17 вв. идеям самодержавия служат уже европейские виды культурных учреждений: газета, типография и театр. Европейские типографии заводились по инициативе частных лиц, печатное же дело Московского государства было правительственным предприятием.

Государственная типография была открыта в 1553 году. Гос-во строго контролировало содержание книг. На стоглавом соборе в 1551 г. были приняты первые законодательные меры, регламентирующие содержание богослужебных книг. В 17 веке при дворе Алексея Михайловича был организован придворный театр (1672-76 гг.), с которым в русскую культуру впервые вошла чувственная западноевропейская музыкальная традиция, сыгравшая впоследствии важнейшую роль в расцерковлении русской культуры.

Образовательные учреждения.

К 16 в. в России сложилась система обучения и воспитания, в которой регулярная школа не имела характера стабильного государственного или церковного института. О недостатке школ говорили участники стоглавого собора, и в результате появилось первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия. Во второй половине 17 века стали создаваться светские, начальные и проф. учебные заведения по образцам немецких школ. В 1654 г. при аптекарском приказе открылась лекарская школа. В 1665 при Заиконоспасском монастыре была открыта школа, готовившая служащих для гос.учреждений. В 1681 г. при печатном приказе была основана типографская школа. В середине 17 в. уровень грамотности городского населения стал повышаться, во многих столичных школах стали учить иностранным языкам и основам гуманитарного знания. В 1685 г. в Москве открылась школа братьев Лихудов, греческих монахов. Эта школа послужила началом будущей Славяно-греко-латинской академии (1687-1814 гг.), в организации которой принимали участие как гос-во, так и церковь. Цель академии – подготовка образованных людей для гос. и церковного аппарата.

 

Лекция 24.10.19


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: