Государственное управление художественной культуры

В 16-17 вв. ГКП развивалась под знаком преодоления областных различий и выдвижения на первый план общих русских тенденций. Централизация художественной жизни была выражена в создании единой системы подготовки и функционирования худож.кадров, установлении единых канонов в архитектуре (Успенский собор) и живописи (Андрей Рублев). Из искусства постепенно исчезает свободное творчество; теперь заказ гос. значения строго регламентируется представителями церкви и власти. В 17 в. царское правительство инициировало заимствование европейских новшеств, найм западных специалистов, поездки русских людей за рубеж, ввоз в страну иностранных книг, гравюр, чертежей и произведений искусства. В Россию стали приезжать тысячи иностранцев. Большую роль в европеизации и централизации худож. жизни сыграли Приказ каменных дел и Мастерские оружейные палаты. Сюда приглашались иностранные мастера и стягивались все выдающиеся худож.силы Руси. Для всех русских земель Москва была непререкаемым приоритетом в области искусства. Главный мастер оружейной палаты Симон Ушаков (1628-1686 гг) встал во главе движения, ведущего к разрыву с древнерусской иконописной традицией и к появлению светских жанров в живописи (портрет, росписи стен на мифологические сюжеты). Придворная архитектура с обилием европейских заимствований существенно повлияла на вкусы современников.

Социальные эффекты ГКП.

Показателем христианизации населения и развития культуры в эпоху Средневековья являются: рост числа храмов, монастырей, библиотек, количества книг, числа грамотных и высокообразованных людей; развитие национального искусства, литературы, архитектуры, живописи. На протяжении 10-13 вв. письменность проникла во все слои городского населения Руси, не уступавшего по уровню образованности центральной и западной Европе. Об этом свидетельствуют найденные в Новгороде, Смоленске, Пскове, Витебске, Твери и Москве берестяные грамоты, датируемые 11-15 веками, а также надписи на предметах обихода и стенах храмов. Грамотными были не только духовенство и князья, но и широкие слои посадского населения, включая женщин.

Преодоление культурной катастрофы, связанной с монгольским нашествием и вассальной зависимостью от золотой орды потребовало значительных усилий и нескольких столетий. В конце 15-17 веков грамотных можно было найти преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия. Одним из критериев социальных результатов культурной политики можно назвать степень освоения людьми целей и принципов идеологии, меру воплощения идеологических установок в практических делах и конкретных поступках. Православная гос. идеология определила особенности русской культуры и повлияла на весь строй жизни средневекового русского человека. В этот период была заложена основа присущая российскому обществу система ценностей: ориентация на высшие ценности, государственность и коллективизм. Идеалом общества была аскеза как добровольное самоограничение от земных удобств и благ во имя высших целей. Ордынская зависимость и борьба с ней имели определенные социокультурные последствия. Стремление к освобождению, требующее консолидации внутренних сил, привело к централизации власти и управления. Государственность и соборность понимались как приоритет общего над личным. После смуты гос-во и держава, обретенные в ходе борьбы за независимость, рассматривались как главные нац. достижения. Европейские ценности, индивидуализм и рационализм, связанные с идеями ренессанса, не имели широкой социально-экономической почвы в России. Начавшаяся европеизация в России расколола российскую политическую и культурную элиту на приверженцев старины и иностранных приверженцев. Начиная с истоков русской истории, гос-во стало играть доминирующую роль в проведении культурной политики; ее партнером в средневековый период выступила православная церковь, как одна из основ рос. государственности.

 

 

Лекция 31.10.2019


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: