Упражнение 1. «Применение эмпатии»

Цель: исследование диапазона применения эмпатии

Число участников: 10 человек.

Время выполнения15,-2 часа.

Обстановка: помещение, достаточно просторное для того, чтобы все участники могли сидеть в общем круге, а в случае необходимости раз­биться на пары и работать, не мешая друг другу. Необходимо при­готовить большие листы бумаги и маркеры или доску с мелом для записи комментариев членов группы в ходе обсуждений. Листы бу­маги с подобными комментариями можно прикрепить к стене и ис­пользовать в качестве заметок для памяти. Их можно оставить на сте­не до завершения работы мастер-класса. Эти памятки будут отражать взаимосвязь проводимых занятий и демонстрировать прогресс в об­учении.

Вы можете написать основные теоретические моменты на специ­альной прозрачной бумаге, и тогда вам потребуется проектор и экран. Все печатные материалы к упражнению должны быть подготовлены заранее и в достаточном количестве. Списки литературы можно раз­дать в конце упражнения, по объему они не должны превышать од­ной страницы.

Постарайтесь сделать так, чтобы все члены группы приняли учас­тие в последующем обсуждении данного упражнения, а также убеди­тесь в том, что у каждого, кто хотел что-то сказать, была возможность это сделать.

Методика: мы не можем быть эмпатичными по отношению ко всем людям без исключения. Наши чувства, убеждения, система ценностей могут вступать в противоречия с образом мыслей и взглядами других. С помощью данного упражнения можно исследовать некоторые огра­ничения применения эмпатии.

Участники разбиваются на пары и, пользуясь приведенным ниже списком лиц, отмечают те их качества, которые препятствуют прояв­лению эмпатии к ним.

По прошествии 15 минут вновь образуется общий круг и прово­дится обсуждение того, почему членам группы было сложно сопере­живать тому или иному человеку. Проводится поиск альтернативных стратегий и, возможно, альтернативных учреждений консультатив­ных служб, куда рекомендуют обратиться клиентам в случае, когда консультанту не удается установить отношения, построенные на эм­патии.

Оценивание: все участники по очереди говорят о том, чему они научи­лись, выполняя данное упражнение, и о том, что они заберут с собой в «реальную жизнь», не связанную с жизнью группы. Завершение: участникам предоставляется 5 минут на задавание во­просов, выражение чувств, обращения к другим участникам группы и проговаривание всего того, что возникло в процессе выполнения упражнения.

Эмпатия в сложных ситуациях

Выполняя данное упражнение, вам необходимо оценить диапазон про­явлений эмпатии по отношению к людям, описываемым ниже. Пред­ставьте себе, что вы консультируете каждого из них, и в ходе работы они рассказывают вам о своей жизни и своем прошлом. Попытайтесь опре­делить как можно более конкретно, что именно в этих людях есть тако­го, из-за чего вам может быть сложно (а может, и нет) испытывать по от­ношению к ним эмпатию.

Семнадцатилетний парень, сообщающий вам о том, что он «голубой».

Молодая девушка, регулярно принимающая «экстази».

Женщина, сообщающая вам о том, что она хочет себя убить.

Старший по положению коллега, который чувствует, что ему необхо­димо поговорить с вами в конфиденциальной обстановке о своем се­мейном кризисе.

Упражнение 1. «Отвественность»

Цель: Развитие чувства ответственности, при­вычки выполнять свои обязательства

Время выполнения: от 20 минут до 35 минут

Число участников: от 5 до 25 человек.    

 «Это ставшее традиционным домашнее за­дание поможет вам разобраться в своем сти­ле общения, лучше понять то, что мешает во взаимоотношениях с окружающими, и, глав­ное, сделать необходимые выводы и порабо­тать над ними. Поэтому не воспринимайте работу со своими дневниками «Мой стиль об­щения» (по школьной привычке) в качестве не­кой навязанной вам процедуры, которая нужна только ведущему. Это нужно прежде всего вам.

Стремитесь более подробно описывать свои наблюдения, анализировать список партнеров, свои реакции на содержание получаемых со­общений. При этом не забывайте о том, что вам важно разнообразить контакты, находить новых партнеров для общения (разумеется, в определенных рамках). Проявляйте актив­ность сами, так как у вас специальное задание. Выполняйте его с чувством ответственности и радости от получаемого удовольствия - об­щения с людьми».

Рекомендации. Напом­ните участникам, что это будет посто­янное домашнее задание. Его выпол­нение дает материал для работы на следую­щих занятиях, приучает к самоконтролю, улучшает отношения с окружающими людь­ми. Поэтому не следует уклоняться от его вы­полнения.

ЗАНЯТИЕ 9. «МНЕНИЕ»

Цель: Проанализировать приобретенные эмпатийные и коммуникативные умения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: