В телефонных сетях связи интенсивность поступающей нагрузки на станциях обладает резко выраженной нестационарностью. Она меняется по месяцам года, дням недели и часам суток. Это обусловлено нестационарностью поступающего потока вызовов. Кроме того, колебания интенсивности нагрузки характеризуются определенной периодичностью, что необходимо учитывать при прогнозировании нагрузки.
Из регулярных колебаний интенсивности нагрузки наиболее значительными являются колебания по часам суток. В значительной степени они зависят от распорядка жизни в городе и структурного состава абонентов, включенных в АТС.
Средняя длительность обслуживания одного вызова имеет более стабильный характер и менее подвержена колебаниям. Однако известно, что в вечернее время продолжительность разговора на местных телефонных сетях возрастает. Это связано с тем, что для вечернего времени суток характерна повышенная нагрузка от абонентов квартирного сектора, разговоры которых имеют преимущественно личный характер и в среднем относительно большую длительность. Для абонентов делового сектора характерны более короткие переговоры, которые большей частью приходятся на дневное время.
|
|
Для большинства станций местных и междугородных сетей характерно наличие трех периодов наибольшей интенсивности нагрузки (ПНН): утреннего (9.00... 12.00), послеобеденного (14.00... 17.00) и вечернего (19.00...22.00).
Для удовлетворительного качества обслуживания абонентов в любое время суток расчет объема оборудования необходимо выполнять исходя из значения интенсивности нагрузки в тот час, когда она является наибольшей. Этот час называется часом наибольшей нагрузки и сокращенно обозначается ЧНН.
Час наибольшей нагрузки - это непрерывный интервал времени в 60 мин, в течение которого средняя интенсивность нагрузки является наибольшей. Для интервала наибольшей интенсивности нагрузки, равного трем часам, используют понятие периода наибольшей нагрузки (ПНН). ЧНН и ПНН определяют с точностью до 15 мин.
Степень концентрации нагрузки в ЧНН оценивается коэффициентом концентрации. Коэффициент концентрации нагрузки kЧНН есть отношение интенсивности нагрузки за ЧНН YЧНН к суммарной интенсивности нагрузки за сутки :
(7.1)
Величина коэффициента концентрации зависит в основном от структурного состава абонентов АТС и лежит в пределах 0,08...0,15. Чем меньше коэффициент концентрации, тем более равномерно загружено станционное оборудование. Коэффициент концентрации телефонной нагрузки имеет минимальную величину при доле абонентов хозяйственного сектора в емкости АТС порядка 20...30 %.
|
|
Наблюдениями установлено, что нагрузка в ЧНН в разные дни также не одинакова. В субботу и воскресенье нагрузка значительно ниже, чем в рабочие дни недели. Регулярные колебания нагрузки наблюдаются и по месяцам года. Минимальная нагрузка на АТС в городах, исключая курортные, наблюдается в летние месяцы - июнь, июль, август. Наибольшая нагрузка имеет место в феврале, марте и ноябре, декабре. В эти месяцы и должны проводиться измерения нагрузки.
8. Расчет параметров телефонной нагрузки n и
Основными параметрами телефонной нагрузки являются:
• число источников нагрузки n;
• среднее число вызовов, поступающих от одного источника нагрузки в единицу времени ;
• средняя длительность занятия коммутационной системы
при обслуживании одного вызова .
Различают следующие категории источников телефонной нагрузки: телефонные аппараты промышленно-хозяйственного сектора – nп.-х; квартирные телефонные аппараты - nкв; таксофоны - nт; соединительные линии учрежденческих телефонных станций - nс.л. Таким образом, общее число источников равно:
n = nп.-х+ nкв+ nт (8.1)
n =740+841+7+28=1616
Среднее число вызовов от одного источника в единицу времени , в данном случае за 12 часов. Параметр можно разделить по категориям источников телефонной нагрузки: п.-х - от одного телефонного аппарата промышленно-хозяйственного сектора; кв - от одного квартирного телефонного аппарата; т - от таксофона; т - соединительных линий.
Обозначим в общем виде через , среднее число вызовов от одного источника i -й категории, ni - число источников i -й категории. Тогда при категориях источников нагрузки на АТС средневзвешенное число вызовов от одного источника определится из выражения:
(8.2)
В зависимости от состояния коммутационного оборудования линий межстанционных связей и линий вызываемого абонента вызов, поступающий на АТС, может быть удачным. т.е. окончиться разговором, либо неудачным (разговор не состоялся).
Доля удачных вызовов из общего числа поступивших выражается коэффициентом p. Коэффициент p - это коэффициент полезного действия (КПД) станции по вызовам. Вызов может оказаться неудачным по ряду основных причин:
· занятость линии вызываемого абонента ;
· не ответ вызываемого абонента ;
· ошибки вызывающего абонента - недобор части знаков
абонентского номера, набор несуществующего номера и т.д. ;
· техническая неисправность в узлах коммутации .
Очевидно, что = 1, так как эти случаи составляют полную группу событий. Распределение коэффициентов (i - вид занятия) называется спектром занятий.
По результатам измерений на ГТС нашей страны эти коэффициенты имеют следующие значения: p=0,5...0,6; = 0,2...0,3; =0,08...0,12; =0,03...0,1; =0,03...0,05.
Как правило, КПД станции по вызовам относительно невысок ( p = 0,5...0,6) и значительная часть оборудования оказывается загруженной непроизводительными занятиями. В первую очередь, следует выявлять и разгружать перегруженные абонентские группы и отдельные АЛ, особенно с большой интенсивностью входящей нагрузки. Хороший эффект по снижению величин и дало переключение на трехзначные номера всевозможных справочно-информационных служб, бюро заказов, ремонтных организаций и т.д. При этом для каждой службы можно выделить при необходимости несколько АЛ.