Под длительностью занятия при обслуживании одного вызова понимается промежуток времени с момента снятия абонентом телефонной трубки (замыкание шлейфа абонентской линии) до момента возвращения приборов станции, занятых обслуживанием, в исходное состояние.
Длительность занятия в основном зависит от действий абонентов и частично от систем АТС и, следовательно, является случайной величиной. Среднее значение длительности занятия может быть определено только на основании результатов наблюдений на действующих сетях.
Рассмотрим составляющие средней длительности для следующих видов занятий:
· успешное занятие (разговор состоялся);
· безуспешное занятие по причине занятости линии вызываемого абонента;
· безуспешное занятие по причине не ответа вызываемого
абонента;
· безуспешное занятие по причине ошибки набора номера
вызывающим абонентом;
· безуспешное занятие по техническим причинам.
Успешное занятие (разговор состоялся)
Занятие, окончившееся разговором, состоит из следующих основных элементов: слушания абонентом сигнала "Ответ станции", набора номера, коммутации соединительных линий, посылки вызова вызываемому абоненту, разговора и освобождения приборов станции.
|
|
Средняя длительность этого вида занятия может быть рассчитана по формуле:
(9.1)
где - средняя продолжительность слушания абонентом сигнала «Ответ станции»; - набора номера; - установления соединения; - посылки вызова вызываемому абоненту; , -разговора; - отбоя.
По данным наблюдений на действующих сетях можно считать = 3 с, = 7 с. Время набора номера можно рассчитать как = 1,5n с - для импульсного набора и = 0,8n с для тонального набора, где n - число цифр абонентского номера. Время установления соединения зависит от типа АТС и ее емкости (от = 0 для цифровых АТС до = 2,5...3 с для координатных АТС). Время освобождения приборов в АТС мало, и можно принять = 1 с для декадно-шаговой и = 0 для координатной и электронной АТС.
Продолжительность разговора составляет значительную
часть величины и поэтому должна определяться с возможно
большей точностью. Средняя продолжительность разговора
зависит от категории разговаривающих абонентов и времени
суток. Короткие деловые разговоры характерны для абонентов
хозяйственного сектора ( =100...110с днем и = 120...130с
вечером). Для абонентов квартирного сектора, характерны более длительные по времени разговоры ( = 110...200с днем и =200...500с вечером).
Средняя продолжительность разговора по АТС в целом определяется как средняя взвешенная длительностей по числу разговоров источников соответствующих категорий , т.е. по формуле:
|
|
(9.2)
где - число источников i -й категории; - среднее число вызовов от одного источника i -й категории; - доля вызовов от источников i -й категории, закончившихся разговором; - число категорий источников, включенных в АТС.
С учетом значений отдельных составляющих приближенно можно принять
(9.3)