Актуальные проблемы развития потребительского кредитования физических лиц в России

Потребительское кредитование за последние годы стало одним из приоритетных направлений розничного банковского бизнеса, поскольку его основой являются короткие деньги и диверсификация рисков невозвратов за счет распределения маленьких кредитов на большое количество заемщиков.

В таблице 1 и на рисунках 1-2 (Приложение И) представлена динамика показателей банковского сектора в целом по кредитованию в России за 2008-2010 гг. [1, с. 21]. По данным таблицы 1 можно сделать вывод, что все показатели кредитования в России с 2008 г. по конец 2010 г. имеют положительную динамику. Так возросла общая сумма выданных кредитов в целом с 6 368,4 млрд. руб. до 19 561,0 млрд. руб. (на 13 192,6 млрд. руб. или на 207,2 %). Возросла сумма выданных потребительских кредитов физическим лицам с 1 055,8 млрд. руб. до 4 083,0 млрд. руб. (на 3 027,2 млрд. руб. или на 286,7 %.). То есть темпы роста потребительского кредитования в нашей стране даже несколько опережают темпы роста кредитования населения в целом.

Таблица 1 – Динамика потребительских кредитов банковского сектора в целом по России за 2008-2010 гг.

Показатель 01.01.08 01.01.09 01.01.10 01.07.10 01.08.10 01.09.10 01.10.10 01.11.10
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Кредиты всего, млрд. руб.   6 368,4 9 438,0 14 258,2 17 320,0 17 727,0 18 445,0 19 029,0 19 531,0
Просроченная задолженность всего, млрд. руб. 76,4 121,1 184,1 231,8 237,3 245,7 276,2 330,9
Кредиты физическим лицам, млрд. руб. 1 055,8 1 882,7 2 971,1 3 590,0 3 739,0 3 890,0 4 018,0 4 083,0
Просроченная задолженность физ. Лиц, млрд. руб. 19,9 50,6 96,5 119,3 122,4 123,5 131,4 133,9

2008 год был очень сложным для банковского сектора нашей страны, и особенно для кредитных рынков, в виду сложившейся кризисной финансовой ситуации.

Во-первых, одной из проблем потребительского кредитования явилась проблема просроченной ссудной задолженности. Так по данным таблицы 1 видно, что её величина за период 2008-20010 гг. увеличилась с 19,9 млрд. руб. до 133,9 млрд. руб. на 114,0 млрд. руб. или 572,9 % или в 6,7 раза [1, с. 21].

Следствием значительной просроченной задолженности Российским банкам явилось ужесточение условий предоставления заемных средств клиентам. Так, к примеру, с момента начала кризиса ликвидности произошло ужесточение требований к заемщикам по некоторым экспресс-кредитам и кредитным картам. Сократилось количество кредитных предложений на рынке. Появился список «некредитуемых сфер деятельности». Недавно работники финансовой сферы могли взять потребительский кредит без всяких проблем, а сегодня картина изменилась и данная область относится к категории повышенного риска.

Во-вторых, другая проблема потребительского кредитования заключается в том, что на доступность кредитов для населения в смысле готовности банков выдавать такие кредиты сильно повлияло наличие у коммерческих банков «длинных» денег. Попросту говоря у банков их имеется немного. Речь идет о тех деньгах населения, которые могли бы путем их внесения в банки в виде вкладов перераспределиться в выданные кредиты. Деньги населения – это, скорее всего, ресурсы, которые уже выбраны. К сожалению, большая часть населения уже «сидит» в кредитах, а не в депозитах, т.к. проводимая процентная политика – при высокой инфляции поддерживались низкие процентные ставки – отбила всякую охоту к сбережениям. В стране ещё достаточно много людей, которым просто нечего сберегать, они могут обслуживать только свои текущие потребности [2, с. 13].

В-третьих, следует отметить, что поскольку рынок потребительских кредитов контролировался в основном тремя банками – «Русским Стандартом», «Home credit» и «Урса Банком», которые направляли в рынок деньги, привлеченные с мирового рынка, – то полная заморозка международного кредитования не может не сказаться на темпах роста рынка в ближайшие месяцы и даже год. Динамика рынка потребительского кредитования прямо коррелирует с тенденциями финансового рынка в целом.

В-четвертных, в условиях нестабильной экономической ситуации банки вынуждены повышать процентные ставки по кредитам. Этот шаг сильнее всего ударяет по карманам заемщиков. Особенно страдают те клиенты банков, которые заключили кредитные договора с плавающей процентной ставкой.

Таблица 2 – Информация по процентным ставкам потребительского кредитования ряда российских коммерческих банков до и после удорожания кредитных ресурсов, %

Название Банка Название кредита %-ная ставка до начала кризиса %-ная ставка после кризиса
1 2 3 4
Джии Мани банк Потребительский кредит (в наличной форме) + «Оптимальный» 15% 15,0   20,0
Сбербанк Кредит на неотложные нужды 16,0 21,0
Банк Москвы Кредит на неотложные нужды 17,0 23,0
ОТП Банк Кредит наличный 19,0 25,0
МДМ-Банк Потребительский кредит     20,0 26,0
Уралсиб Кредит без обеспечения 20,9 26,0
Райфайзенбанк Персональный кредит 17,0 27,0
ВТБ 24 Кредиты наличными 24,0 28,0
Стройкредит Потребительский кредит 23,5 29,0
Альфа-Банк Потребительский кредит 26,0 31,0
Русский стандарт Кредиты наличными 29,0 36,0

Рис. 3 Динамика процентных ставок потребительского кредитования ряда российских коммерческих банков до и после удорожания кредитных ресурсов

В таблице 2 и на рисунке 3 представлена информация по процентным ставкам потребительского кредитования ряда коммерческих банков до и после удорожания кредитных ресурсов.

В Приложении К представлена динамика изменения процентных ставок по потребительским кредитам с учетом их минимального и среднего уровня, как в рублях, так и долларах США, в период с начала октября 2008 года по апрель 2009 года.

Здесь нужно отметить, что на сегодняшний день почти все банки вернули ставки на докризисный уровень или, по крайней мере приблизили его к этой отметке, поскольку ситуация на финансовом рынке за 2010 год значительно улучшилась.

Продолжая рассматривать проблемы потребительского кредитования в России, можно добавить следующее.

В-пятых, изменилась мотивация клиентов, оформляющих потребительский кредит. Раньше одолженные средства использовались исключительно напрямую, то есть на неотложные нужды. Теперь заемщиками гораздо чаще стала рассматриваться возможность перекредитования. Это особенно актуально для тех, кто оформлял кредиты в валюте, в том числе на покупку, например, автомобиля. «Психология клиентов в отношении к потребительскому кредитованию также претерпела изменения – нередки случаи, когда заемщики прибегают к данному продукту, рефинансируя свои долларовые займы в рубли. Таким образом, потребительский кредит приобретает все большее значение для населения как реальный инструмент получения доступа к крупным нецелевым займам».

В-шестых, с рынка потребительского кредитования ушли «непрофильные» банки и малые игроки. Из-за высокого роста просроченной задолженности выдачу кредитов приостановили и некоторые основные банки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 2008 год характеризуется замедлением развития потребительского кредитования, что обусловлено неблагоприятной экономической ситуацией и снижением доходов населения. Эта тенденция сохранилась и в 2009 году.

Однако на данный момент макроэкономическая обстановка постепенно стабилизируется, и это значит, что можно говорить о возобновлении темпов роста рынка потребительского кредитования. Правда, прогнозы аналитиков носят позитивный характер только в рассуждениях о долгосрочной перспективе – населению деньги на неотложные нужды требуются постоянно.

Рост рынка потребительского кредитования в России сопряжен с множеством проблем, как старых, так и вновь образовавшихся. В отличие от отечественных кредитных учреждений, работу западных банков существенно упрощают базы данных кредитных историй за длительный период. В России законодательная и практическая работа по созданию кредитных историй ведется (например, принят и с 1 июня 2005 года вступил в силу Федеральный Закон Российской Федерации от 30 декабря 2004 года N 218-ФЗ «О кредитных историях», в соответствии с которым создаются кредитные истории граждан), но больших массивов данных как таковых до сих пор нет. В силу хотя бы хронологического фактора.

На Западе по потребительскому кредитованию такая работа ведется десятилетиями (а в США, Канаде, Финляндии и ЮАР уже более века), что позволяет более точно оценивать риски и упрощает выдачу кредиту, а также (что немаловажно для потребителя) снижает процентные ставки. Такие эффекты на российском рынке очень желательны, но эту проблему (даже при условии наличия законодательной базы) способно решить только время. Впрочем, даже наличие кредитных историй не отменяет некоторой нестабильности в стране, несовершенства судебной системы и вместе с этим проблем реализации обеспечения по «плохим» кредитам.

Значительная часть средств граждан остается в «серой» зоне экономики, а значит, продолжает быть недоступной для получения кредитов. В отсутствие реальной информации о доходах не может быть и речи о цивилизованном потребительском кредитовании. Важной перспективой для банков является также налаживание долгосрочных отношений с потребителем.

Огромная популярность одноразовых экспресс-кредитов – атрибут начального становления рынка. Можно предположить, что со временем будет развиваться система кредитных карт и овердрафтовых кредитов. Это также в интересах заёмщиков, так как при наличии долгосрочных отношений с банком по кредиту ставка будет ниже той, которую банк установит для заемщика, с которым познакомился час назад. Кроме того, учитывая особую популярность экспресс-кредитов, со временм может проявить себя в полном объеме и проблема неплатежей по потребительским кредитам.

Рынок бурно растет, в ближайшее время ожидается дальнейшее расширения участия иностранцев, банки-новички стремятся как можно быстрее выйти на рынок и занять свою нишу, а первопроходцы упрочить свою позицию. В такой лихорадочной обстановке недавно вошедшие на рынок отечественные банки в силу отсутствия опыта могут выдать значительное количество недостаточно обоснованных кредитов. Иностранные банки, незнакомые с местными условиями тоже могут быть причиной появления большого числа кредитов, выплаты по которым не будут осуществляться.

Отдельно стоит сказать об участии на рынке иностранного капитала. Чувствуя большой объём российского рынка и в то же время испытывая некоторый застой на западном рынке потребительского кредита, крупные иностранные игроки стремятся войти на рынок, покупая доли в российских компаниях и создавая свои дочерние банки. Такие крупные западные банки как Societe Generale, GE Consumer Finance и Cetelem объявили о своих планах занять существенную долю российского рынка. С точки зрения потребителя это позитивные изменения, так как разнообразие кредитных продуктов будет расти, а ставки по кредиту падать. Но смогут ли выжить в таких условиях российские банки, с их относительно скромными ресурсами остается под вопросом. Именно проблема низкой капитализации остается основным препятствием на пути развития отечественного потребительского кредитования (впрочем, это общая проблема для банков России). Большое количество средних и мелких банков рады были бы выйти на рынок, но им не хватает средств. Рынок развивается, в основном, за счёт крупных игроков, которые раньше считали потребительское кредитование неперспективным для себя видом услуг.

Несмотря на все проблемы, рынок потребительского кредита активно развивается благодаря огромному интересу со стороны населения и розничных сетей, которые установили, что предоставление потребительского кредита является прекрасным способом увеличения своей прибыли.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: