Психологические идеи Фрэнсиса Бэкона

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ,

основоположник современного английского эмпиризма,

утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих

вопросов, касающихся природы души, исключить органи-

ческие функции из ее состава и перейти к эмпирическому

описанию ее процессов.

Концепция души. Выделяются два типа души и свой-

ственные им способности.

1. Рациональная, божественная душа (или дух) облада-

ет памятью, разумом, рассудком, воображением, жела-

нием (влечением), волей.

2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способ-

ностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремле-

нием к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств

и возможностью совершать произвольные движения.

Теория познания. Чувства выделяются как первич-

ный элемент познания, однако они не дают всей полноты

и объективности картины мира. Объективное познание

заключается в применении рационального метода к чув-

ственным данным. Эмпирическое познание имеет огра-

ничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека.

Выделяется 4 типа ограничений-идолов:

1) идолы рода, которые заложены в самой природе че-

ловека;

2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения от-

дельного человека;

3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу

взаимной связанности и сообщества людей;

4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных

догматов философии.

В целом этап развития психологии в эпоху Возрожде-

ния можно охарактеризовать, с одной стороны, как воз-

вращение к традициям и ценностям античной философии

и психологии с их антропоцентризмом и определением

души как главного предмета изучения, но с другой -

и возникновением принципиально новых, неизвестных

античным философам и мыслителям особенностей по-

нимания человеческой природы, как, например, примат

творчества и творца над всеми остальными элементами

мироздания.

ная душа, отвечающая за физиологические функции и

присущая растениям; сенситивная душа, присущая жи-

вотным и ведающая чувственным восприятием, произ-

вольными движениями; разумная душа, присущая только

человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную

способность, и вмещает две предыдущие низшие души.

Источником познания считаются не божественные идеи,

но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь мате-

риал познания появляется из чувств, а интеллект, разум

обрабатывает этот материал дальше.

Значение психологических идей Бэкона

1. Завершил этап развития психологии, где предметом

изучения являлась душа, и дал начало развитию нового

этапа, где главным предметом изучения становится со-

знание.

2. Предложил конкретные способы практического изуче-

ния предмета: опыт, эксперимент.

3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой

является психология: философия рассматривает челове-

ка как такового, гражданская философия изучает его во

взаимодействии с другими людьми, заложил принцип

междисциплинарное™ наук.

4. Способствовал разделению наук о человеке на уче-

ние о личности и учение о связи души и тела, разделение

их предметов и задач, что повлекло за собой разделе-

ние предмета психологии в соответствии с конкретными

задачами.

ял из нескольких ступеней и заключался, как и в сенсуа-

лизме, в восхождении от частного к общему при переходе

от восприятия к логическому мышлению, но понятие, ко-

торое формировалось таким образом, не является окон-

чательным и объективным. Поэтому выделялся второй

этап познания - интуитивное мышление, которое черпает

знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия,

осознавая всеобщие законы и свойства предметов.

Решение проблемы эмоций и свободы человека осно-

вывалось на позиции ученых античности, которые счита-

ли, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и

вызываются ею), поэтому свобода связывалась с возмож-

ностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельность.

Концепция тела и души,

Дуализм в философии Р. Декарта

Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень

важное разделение души и тела, сделав их совершенно

независимыми друг от друга субстанциями через исполь-

зование механистической теории человеческого организ-

ма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятель-

но функционировать и обрабатывать весь психический

материал без помощи души. Способностью тела является

только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е.

отражение мозгом внешних воздействий. Способность

души - это мышление, а принцип ее работы - рефлек-

сия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей,

ощущений, которые видны только ей. Предметом изуче-

ния психологии становится сознание.

Объяснение сосуществования в организме души и тела

как независимых субстанций основано на принципе пси-

хофизического взаимодействия: тело влияет на душу,

пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий,

эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воз-

действует на тело, понуждая его работать и изменяться.

Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на

тело, но и тело способно существенным образом влиять

на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправлен-

ном воздействии души на тело, как было принято раньше,

а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоре-

чивость) во взаимодействии души и тела означает, что,

с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -

тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно

от тела, но в действительности существует только в связи

Пс рационализма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: