Фрэнсис Бэкон (1561-1626) - английский философ,
основоположник современного английского эмпиризма,
утверждал, что необходимо отказаться от изучения общих
вопросов, касающихся природы души, исключить органи-
ческие функции из ее состава и перейти к эмпирическому
описанию ее процессов.
Концепция души. Выделяются два типа души и свой-
ственные им способности.
1. Рациональная, божественная душа (или дух) облада-
ет памятью, разумом, рассудком, воображением, жела-
нием (влечением), волей.
2. Чувствующая, нерациональная душа обладает способ-
ностью к ощущению и способностью выбора, т. е. стремле-
нием к благоприятным и от неблагоприятных обстоятельств
и возможностью совершать произвольные движения.
Теория познания. Чувства выделяются как первич-
ный элемент познания, однако они не дают всей полноты
и объективности картины мира. Объективное познание
заключается в применении рационального метода к чув-
ственным данным. Эмпирическое познание имеет огра-
ничения, заблуждения (идолы), обманывающие человека.
|
|
Выделяется 4 типа ограничений-идолов:
1) идолы рода, которые заложены в самой природе че-
ловека;
2) идолы пещеры - индивидуальные заблуждения от-
дельного человека;
3) идолы площади - заблуждения, возникающие в силу
взаимной связанности и сообщества людей;
4) идолы театра, вселившиеся в души людей из разных
догматов философии.
В целом этап развития психологии в эпоху Возрожде-
ния можно охарактеризовать, с одной стороны, как воз-
вращение к традициям и ценностям античной философии
и психологии с их антропоцентризмом и определением
души как главного предмета изучения, но с другой -
и возникновением принципиально новых, неизвестных
античным философам и мыслителям особенностей по-
нимания человеческой природы, как, например, примат
творчества и творца над всеми остальными элементами
мироздания.
ная душа, отвечающая за физиологические функции и
присущая растениям; сенситивная душа, присущая жи-
вотным и ведающая чувственным восприятием, произ-
вольными движениями; разумная душа, присущая только
человеку, имеет в себе разум, т. е. интеллектуальную
способность, и вмещает две предыдущие низшие души.
Источником познания считаются не божественные идеи,
но опыт и чувственное восприятие индивида. Весь мате-
риал познания появляется из чувств, а интеллект, разум
обрабатывает этот материал дальше.
Значение психологических идей Бэкона
1. Завершил этап развития психологии, где предметом
изучения являлась душа, и дал начало развитию нового
этапа, где главным предметом изучения становится со-
|
|
знание.
2. Предложил конкретные способы практического изуче-
ния предмета: опыт, эксперимент.
3. Предлагал единую науку о человеке, частью которой
является психология: философия рассматривает челове-
ка как такового, гражданская философия изучает его во
взаимодействии с другими людьми, заложил принцип
междисциплинарное™ наук.
4. Способствовал разделению наук о человеке на уче-
ние о личности и учение о связи души и тела, разделение
их предметов и задач, что повлекло за собой разделе-
ние предмета психологии в соответствии с конкретными
задачами.
ял из нескольких ступеней и заключался, как и в сенсуа-
лизме, в восхождении от частного к общему при переходе
от восприятия к логическому мышлению, но понятие, ко-
торое формировалось таким образом, не является окон-
чательным и объективным. Поэтому выделялся второй
этап познания - интуитивное мышление, которое черпает
знания из разума, мгновенно актуализируя в нем понятия,
осознавая всеобщие законы и свойства предметов.
Решение проблемы эмоций и свободы человека осно-
вывалось на позиции ученых античности, которые счита-
ли, что эмоции отражают внешнюю ситуацию (а часто и
вызываются ею), поэтому свобода связывалась с возмож-
ностью преодоления аффекта и разумной регуляцией деятельность.
Концепция тела и души,
Дуализм в философии Р. Декарта
Рене Декарт (1596-1650) первым осуществил очень
важное разделение души и тела, сделав их совершенно
независимыми друг от друга субстанциями через исполь-
зование механистической теории человеческого организ-
ма как ≪тела-машины≫ и способности тела самостоятель-
но функционировать и обрабатывать весь психический
материал без помощи души. Способностью тела является
только движение, а принципом его работы - рефлекс, т. е.
отражение мозгом внешних воздействий. Способность
души - это мышление, а принцип ее работы - рефлек-
сия, т. е. процесс отражения собственных мыслей, идей,
ощущений, которые видны только ей. Предметом изуче-
ния психологии становится сознание.
Объяснение сосуществования в организме души и тела
как независимых субстанций основано на принципе пси-
хофизического взаимодействия: тело влияет на душу,
пробуждая в ней страсти в виде чувственных восприятий,
эмоций и т. п., а душа с помощью мышления и воли воз-
действует на тело, понуждая его работать и изменяться.
Дуализм Р. Декарта. Не только душа воздействует на
тело, но и тело способно существенным образом влиять
на состояние души, т. е. речь идет не об однонаправлен-
ном воздействии души на тело, как было принято раньше,
а об обоюдном взаимодействии. Дуализм (противоре-
чивость) во взаимодействии души и тела означает, что,
с одной стороны, душа независима от тела, но с другой -
тесно с ним связана. Душа может существовать отдельно
от тела, но в действительности существует только в связи
Пс рационализма