И мышления в философии Р. Декарта

Понятие рационализма у Декарта тесно связано

с изучением содержаний сознания, в которое включено

три типа идей:

1) идеи, порожденные самим человеком:

ются из чувственного опыта человека и являются обобще-

нием данных от органов чувств. Функция этих идей в том,

чтобы давать знания об отдельных предметах или явлени-

ях, но они не могут помочь человеку объективно познать

законы окружающей действительности;

2) идеи приобретенные, основанные на опыте не од-

ного человека, а обобщающие опыт и представления раз-

ных людей, но дают знания об отдельных вещах и облас-

тях жизни, поэтому бесполезны в объективном познании

окружающего мира;

3) идеи врожденные, которые могут дать человеку

объективные познания об окружающем мире, так как до-

ступны только разуму и не нуждаются в дополнительной

информации, получаемой от органов чувств. Способ по-

лучения знаний называется рациональной интуицией, а та-

кой подход к познанию окружающей действительности -

рационализмом.

Понятие мышления. Мышление - это единственный

атрибут души, что обусловливает постоянность мысли-

тельных процессов, происходящих в душе, т. е. она всегда

знает о том, что происходит внутри нее. Это означает,

что нет никакой бессознательной психики. Душа - это

мыслящая субстанция, природа которой состоит в одном

мышлении. Психика понимается как внутренний мир че-

ловека, доступный самонаблюдению, имеющий особое,

Теория познания

И теория аффектов Б. Спинозы

Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский фило-

соф.

Теория познания. Существует четыре способа позна-

ния: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного

опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное вос-

приятие сущности через познание ее ближайшей причи-

ны. На основе этих четырех способов познания Спиноза

выводит три типа познания:

1) познания первого рода - это мнение и вообра-

жение, которые существуют в виде образов. Эти позна-

ния являются смутными и искаженными, а также дают

лишь абстрактные знания;

2) познания второго рода - это общие идеи о сущест-

венных свойствах вещей. Они составляют основание для

наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуаль-

ных особенностей обозначаемых объектов;

3) интуитивное познание, определяемое как знание

сущности вещей, в котором конкретное и индивидуаль-

ное выступает в их подлинном единстве.

Теория аффектов. Аффекты определяются как естест-

венные проявления природы, и их необходимо рас-

сматривать с двух точек зрения. С точки зрения мышле-

ния аффекты - это ложная, внушенная окружающими

вещами идея, в которой утверждается неадекватная

реальной способность тела существовать и действовать,

а с точки зрения протяжения аффекты - это состояния

тела, в которых вследствие воздействия других тел пре-

увеличивается или преуменьшается действительная воз-

можность этих тел существовать и действовать.

Представления


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: