Понятие рационализма у Декарта тесно связано
с изучением содержаний сознания, в которое включено
три типа идей:
1) идеи, порожденные самим человеком:
ются из чувственного опыта человека и являются обобще-
нием данных от органов чувств. Функция этих идей в том,
чтобы давать знания об отдельных предметах или явлени-
ях, но они не могут помочь человеку объективно познать
законы окружающей действительности;
2) идеи приобретенные, основанные на опыте не од-
ного человека, а обобщающие опыт и представления раз-
ных людей, но дают знания об отдельных вещах и облас-
тях жизни, поэтому бесполезны в объективном познании
окружающего мира;
3) идеи врожденные, которые могут дать человеку
объективные познания об окружающем мире, так как до-
ступны только разуму и не нуждаются в дополнительной
информации, получаемой от органов чувств. Способ по-
лучения знаний называется рациональной интуицией, а та-
кой подход к познанию окружающей действительности -
рационализмом.
Понятие мышления. Мышление - это единственный
|
|
атрибут души, что обусловливает постоянность мысли-
тельных процессов, происходящих в душе, т. е. она всегда
знает о том, что происходит внутри нее. Это означает,
что нет никакой бессознательной психики. Душа - это
мыслящая субстанция, природа которой состоит в одном
мышлении. Психика понимается как внутренний мир че-
ловека, доступный самонаблюдению, имеющий особое,
Теория познания
И теория аффектов Б. Спинозы
Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский фило-
соф.
Теория познания. Существует четыре способа позна-
ния: 1) понаслышке; 2) от беспорядочного случайного
опыта; 3) от общего к частному; 4) непосредственное вос-
приятие сущности через познание ее ближайшей причи-
ны. На основе этих четырех способов познания Спиноза
выводит три типа познания:
1) познания первого рода - это мнение и вообра-
жение, которые существуют в виде образов. Эти позна-
ния являются смутными и искаженными, а также дают
лишь абстрактные знания;
2) познания второго рода - это общие идеи о сущест-
венных свойствах вещей. Они составляют основание для
наук, но страдают отрывом от конкретных индивидуаль-
ных особенностей обозначаемых объектов;
3) интуитивное познание, определяемое как знание
сущности вещей, в котором конкретное и индивидуаль-
ное выступает в их подлинном единстве.
Теория аффектов. Аффекты определяются как естест-
венные проявления природы, и их необходимо рас-
сматривать с двух точек зрения. С точки зрения мышле-
ния аффекты - это ложная, внушенная окружающими
вещами идея, в которой утверждается неадекватная
|
|
реальной способность тела существовать и действовать,
а с точки зрения протяжения аффекты - это состояния
тела, в которых вследствие воздействия других тел пре-
увеличивается или преуменьшается действительная воз-
можность этих тел существовать и действовать.
Представления