Окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение
Связей внутри психики, а не умозрительные теоретизиро-
Вания по этому поводу являются единственно верным ис-
Точником получения научного знания.
Анализ чувственных признаков, участвующих в построе-
Нии образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал
Мало изученные в прежних теориях особенности вос-
Приятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его
Субъективно-идеалистической доктрины о том, что созна-
Ние есть то, что попадает туда посредством восприятия.
Учение об ощущениях Э. Кондильяка
Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк
(1715-1780) выделял лишь один источник опыта - ощу-
щение, а первичным ощущением, на котором основано
все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, яв-
ляется обоняние. Существует следующая схема форми-
рования всех психических способностей через первич-
ность обоняния:
1) этап первый - возникает ощущение запаха и, не-
|
|
однократно повторяясь, трактуется как опыт, который
включает в работу память. Внимание появляется при
определенном, более сильном по сравнению с другими
ощущении. С возникновением памяти формируются два
ощущения - прошлое и наличное;
2) этап второй - возникает суждение, также основан-
ное на ощущении, так как внимание по отношению к двум
ощущениям дает сравнение;
3) этап третий - возникновение потребности на основе
сравнения двух ощущений - удовольствия и неудоволь-
ствия, которые тесно взаимосвязаны, так как без позна-
ния второго невозможно понимание первого. Однако по-
нять разницу между ними человек может, только сравнив
их, а сравнение есть результат ощущения;
4) далее на основе потребности возникает воображе-
ние, задача которого сводится к восстановлению образа,
соответствующего потребности;
5) на основе потребности создаются воля и желание;
6) взаимодействие организма со средой также осуществ-
ляется с помощью ощущения, которым на этот раз яв-
ляется осязание. Именно через силу воздействия орга-
низма на предмет или, наоборот, предмета на организм
%
Причины различия
Умственных способностей человека
По К. Гельвецию
К. Гельвеции (1715-1771) поставил своей задачей вы-
явление причин различий в умах людей. Теория Гельве-
ция имеет следующие положения.
1. Способность к ощущению и сохранению этих ощуще-
ний, т. е. к памяти, является у человека врожденной.
2. Ощущения являются базой для всех остальных чело-
веческих способностей.
3. Внимание является основой для выполнения любых ум-
ственных операций, так как обусловливает сравнение идей.
|
|
4. Внимание основано на усилии, которое, в свою оче-
редь, вытекает из интереса человека к чему-либо.
5. Интерес является движущей силой и формирует
стремление человека к счастью, которое определяется
как физическое удовольствие.
6. Физические потребности обусловливают и опреде-
ляют все человеческие поступки, действия и мысли, а так-
же некоторые эмоции, например дружбы и любви.
7. Качество и совершенство органов чувств, через кото-
рые реализуется врожденная способность к ощущению,
не влияет на разницу в мышлении людей, так как люди
имеют одинаковый изначальный уровень способностей
к восприятию ощущений.
8. Неравенство умов не заключается и в различиях куль-
туры, географии, национальностей, пищи и темперамента.
9. Причиной различий не являются ни врожденные фе-
номены, т. е. ощущения, ни объективная окружающая
среда, а есть что-то субъективно приобретенное, и имен-
но оно и обусловливает эти различия.
-X
3 1. Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо
Жан Жак Руссо (1712-1780) - мыслитель, философ,
писатель, создал первую в истории психологии целост-
ную систему воспитания и развития ребенка, сведя в своем
сочинении Эмиль, или О воспитании все существующие
до этого взгляды на данную проблему. Руссо выдвигал
следующие принципы развития и воспитания ребенка.
1. Всегда необходимо учитывать индивидуальные раз-
личия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать
особенности развития каждого ребенка, с тем чтобы адек-
ватно применять это знание в процессе воспитания.
2. Помимо индивидуальных различий, существуют и об-
щие для всех детей особенности, связанные с тем или
иным возрастным этапом, и эти особенности также долж-
ны быть хорошо известны воспитателю.
Руссо создал первую возрастную периодизацию, вклю-
чающую в себя 4 этапа.
1. Первый этап - от 0 до 2 лет, главной задачей здесь
является физическое развитие ребенка.
2. Второй этап - с 2 до 12 лет, задача - развитие сен-
сорных способностей ребенка, и в первую очередь спо-
собности к ощущению, так как именно ощущение являет-
ся основой формирования у ребенка мышления.
3. Третий период - с 12 до 15 лет - необходимо посвя-
тить обучению ребенка, так как основа мышления - ощу-
щение - уже сформирована.
4. Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершен-
нолетия, является основой для закладывания главных
ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ре-
бенка начинает активно формироваться чувственная сфе-
ра, что обусловлено накоплением определенного жизнен-
Отечественная психологическая мысль
В эпоху Просвещения
Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась
под влиянием господствующего феодально-крепостни-
ческого строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу
с государственной идеологией крепостничества и важ-
нейшей задачей ставили изучение человека в гуманисти-
ческом, научном ключе, стремясь искоренить из недр об-
щества всевозможные суеверия и предрассудки.
В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависи-
мости умственного развития ребенка от просвещения и
обучения. Источником индивидуального ума он считал
опыт других людей, который передается посредством
языка и письменности.
И. Михайлов в своей книге Наука о душе, ставшей
первой в России книгой по психологии, систематизиро-
вал весь багаж психологических знаний, опираясь на эм-
пиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся
опытному изучению явления человеческой психики -
ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.
М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную тео-
рию цветового зрения, объясняющую ощущения с мате-
риалистической точки зрения как результат воздействия
на органы чувств человека предметов внешней среды.
|
|
А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал
следующие психологические идеи.
1. Человек - это целостный организм, имеющий в со-
вокупности различные, порой противоположные друг
другу характеристики.
2. Душа не рассматривается как совокупность чувств,
мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно
I
17
10. Субъективно приобретенным феноменом челове-
ческой психики являются страсти, которые и есть движу-
щая сила мышления, и случайные необъективно происхо-
дящие внешние воздействия, т. е. случай.
11. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е.
развитию своих мыслительных способностей, является
стремление к славе. При этом страсть есть продукт и ре-
зультат воспитания и, более того, является сублимацией
физического наслаждения.
12. Таким образом, воспитание и случай есть две причи-
ны различия в умственных способностях разных людей.
вначале появляется внутреннее проживание этого воз-
действия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью
проекции этих внутренних ощущений появляется пони-
мание и осмысление этого предмета как части окружаю-
щей среды.
Понимание Кондильяком мышления опирается на пози-
ции материалистического сенсуализма, и не делается
различия между мышлением и ощущением. Более того,
мышление не только основывается на ощущении, но пред-
ставляет собой разновидность самого ощущения.
важных органов. важных органов - мозга и нервов, не может быть само-
стоятельной, так как ее существование невозможно без
этих органов.
3. Индивидуальное сознание формируется благодаря
ведущей роли языка и речи.
4. Развитие способностей обусловлено не только вос-
питанием, но и влиянием природы. При этом каждый че-
ловек неограничен в своем совершенствовании.
5. Воля обусловлена вниманием, которое является вы-
ражением мышления, и помогает человеку справляться
со своими страстями.
6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее
способность к ≪мысленное™≫ неразрушима, вечна.
ного опыта. Важнейшей задачей является формирование
|
|
правильных, добрых чувств и суждений, а также способ-
ности к волевому действию.
Историческое значение теории Руссо заключается
в том, что в ней впервые была произведена попытка с на-
учной точки зрения объяснить психическую природу ре-
бенка и дана первая в истории психологии возрастная пе-
риодизация психического развития. И хотя теория Руссо
не учитывала многих факторов, влияющих на становление
личности ребенка, она явилась основой для дальнейших
разработок в области возрастной психологии.