Опыт единственным источником рационального знания об

Окружающем мире и доказал, что эмпирическое изучение

Связей внутри психики, а не умозрительные теоретизиро-

Вания по этому поводу являются единственно верным ис-

Точником получения научного знания.

Анализ чувственных признаков, участвующих в построе-

Нии образа вещи, ее формы, движения и т. д., затрагивал

Мало изученные в прежних теориях особенности вос-

Приятия, но этот анализ служил у Беркли основанием его

Субъективно-идеалистической доктрины о том, что созна-

Ние есть то, что попадает туда посредством восприятия.

Учение об ощущениях Э. Кондильяка

Французский философ Этьен Бонно де Кондильяк

(1715-1780) выделял лишь один источник опыта - ощу-

щение, а первичным ощущением, на котором основано

все человеческое восприятие и, следовательно, опыт, яв-

ляется обоняние. Существует следующая схема форми-

рования всех психических способностей через первич-

ность обоняния:

1) этап первый - возникает ощущение запаха и, не-

однократно повторяясь, трактуется как опыт, который

включает в работу память. Внимание появляется при

определенном, более сильном по сравнению с другими

ощущении. С возникновением памяти формируются два

ощущения - прошлое и наличное;

2) этап второй - возникает суждение, также основан-

ное на ощущении, так как внимание по отношению к двум

ощущениям дает сравнение;

3) этап третий - возникновение потребности на основе

сравнения двух ощущений - удовольствия и неудоволь-

ствия, которые тесно взаимосвязаны, так как без позна-

ния второго невозможно понимание первого. Однако по-

нять разницу между ними человек может, только сравнив

их, а сравнение есть результат ощущения;

4) далее на основе потребности возникает воображе-

ние, задача которого сводится к восстановлению образа,

соответствующего потребности;

5) на основе потребности создаются воля и желание;

6) взаимодействие организма со средой также осуществ-

ляется с помощью ощущения, которым на этот раз яв-

ляется осязание. Именно через силу воздействия орга-

низма на предмет или, наоборот, предмета на организм

%

Причины различия

Умственных способностей человека

По К. Гельвецию

К. Гельвеции (1715-1771) поставил своей задачей вы-

явление причин различий в умах людей. Теория Гельве-

ция имеет следующие положения.

1. Способность к ощущению и сохранению этих ощуще-

ний, т. е. к памяти, является у человека врожденной.

2. Ощущения являются базой для всех остальных чело-

веческих способностей.

3. Внимание является основой для выполнения любых ум-

ственных операций, так как обусловливает сравнение идей.

4. Внимание основано на усилии, которое, в свою оче-

редь, вытекает из интереса человека к чему-либо.

5. Интерес является движущей силой и формирует

стремление человека к счастью, которое определяется

как физическое удовольствие.

6. Физические потребности обусловливают и опреде-

ляют все человеческие поступки, действия и мысли, а так-

же некоторые эмоции, например дружбы и любви.

7. Качество и совершенство органов чувств, через кото-

рые реализуется врожденная способность к ощущению,

не влияет на разницу в мышлении людей, так как люди

имеют одинаковый изначальный уровень способностей

к восприятию ощущений.

8. Неравенство умов не заключается и в различиях куль-

туры, географии, национальностей, пищи и темперамента.

9. Причиной различий не являются ни врожденные фе-

номены, т. е. ощущения, ни объективная окружающая

среда, а есть что-то субъективно приобретенное, и имен-

но оно и обусловливает эти различия.

-X

3 1. Концепция воспитания Ж. Ж. Руссо

Жан Жак Руссо (1712-1780) - мыслитель, философ,

писатель, создал первую в истории психологии целост-

ную систему воспитания и развития ребенка, сведя в своем

сочинении Эмиль, или О воспитании все существующие

до этого взгляды на данную проблему. Руссо выдвигал

следующие принципы развития и воспитания ребенка.

1. Всегда необходимо учитывать индивидуальные раз-

личия ребенка, и взрослый воспитатель должен знать

особенности развития каждого ребенка, с тем чтобы адек-

ватно применять это знание в процессе воспитания.

2. Помимо индивидуальных различий, существуют и об-

щие для всех детей особенности, связанные с тем или

иным возрастным этапом, и эти особенности также долж-

ны быть хорошо известны воспитателю.

Руссо создал первую возрастную периодизацию, вклю-

чающую в себя 4 этапа.

1. Первый этап - от 0 до 2 лет, главной задачей здесь

является физическое развитие ребенка.

2. Второй этап - с 2 до 12 лет, задача - развитие сен-

сорных способностей ребенка, и в первую очередь спо-

собности к ощущению, так как именно ощущение являет-

ся основой формирования у ребенка мышления.

3. Третий период - с 12 до 15 лет - необходимо посвя-

тить обучению ребенка, так как основа мышления - ощу-

щение - уже сформирована.

4. Четвертый период, длящийся от 15 лет до совершен-

нолетия, является основой для закладывания главных

ценностей, норм и понятий, так как в этот период у ре-

бенка начинает активно формироваться чувственная сфе-

ра, что обусловлено накоплением определенного жизнен-

Отечественная психологическая мысль

В эпоху Просвещения

Русская психологическая мысль в XVIII в. развивалась

под влиянием господствующего феодально-крепостни-

ческого строя. Все мыслители в своих трудах вели борьбу

с государственной идеологией крепостничества и важ-

нейшей задачей ставили изучение человека в гуманисти-

ческом, научном ключе, стремясь искоренить из недр об-

щества всевозможные суеверия и предрассудки.

В. Н. Татищев в своих работах развивал идеи зависи-

мости умственного развития ребенка от просвещения и

обучения. Источником индивидуального ума он считал

опыт других людей, который передается посредством

языка и письменности.

И. Михайлов в своей книге Наука о душе, ставшей

первой в России книгой по психологии, систематизиро-

вал весь багаж психологических знаний, опираясь на эм-

пиризм Локка и описывая конкретные, поддающиеся

опытному изучению явления человеческой психики -

ощущения, волю, мысли как ассоциации представлений.

М. В. Ломоносов выдвинул трехкомпонентную тео-

рию цветового зрения, объясняющую ощущения с мате-

риалистической точки зрения как результат воздействия

на органы чувств человека предметов внешней среды.

А. Н. Радищев развивал идеи Ломоносова и выдвигал

следующие психологические идеи.

1. Человек - это целостный организм, имеющий в со-

вокупности различные, порой противоположные друг

другу характеристики.

2. Душа не рассматривается как совокупность чувств,

мыслей и жизненных сил и, выполняя функции жизненно

I

17

10. Субъективно приобретенным феноменом челове-

ческой психики являются страсти, которые и есть движу-

щая сила мышления, и случайные необъективно происхо-

дящие внешние воздействия, т. е. случай.

11. Страстью, побуждающей человека к действию, т. е.

развитию своих мыслительных способностей, является

стремление к славе. При этом страсть есть продукт и ре-

зультат воспитания и, более того, является сублимацией

физического наслаждения.

12. Таким образом, воспитание и случай есть две причи-

ны различия в умственных способностях разных людей.

вначале появляется внутреннее проживание этого воз-

действия, т. е. внутреннее ощущение, а затем с помощью

проекции этих внутренних ощущений появляется пони-

мание и осмысление этого предмета как части окружаю-

щей среды.

Понимание Кондильяком мышления опирается на пози-

ции материалистического сенсуализма, и не делается

различия между мышлением и ощущением. Более того,

мышление не только основывается на ощущении, но пред-

ставляет собой разновидность самого ощущения.

важных органов. важных органов - мозга и нервов, не может быть само-

стоятельной, так как ее существование невозможно без

этих органов.

3. Индивидуальное сознание формируется благодаря

ведущей роли языка и речи.

4. Развитие способностей обусловлено не только вос-

питанием, но и влиянием природы. При этом каждый че-

ловек неограничен в своем совершенствовании.

5. Воля обусловлена вниманием, которое является вы-

ражением мышления, и помогает человеку справляться

со своими страстями.

6. Душа как таковая не наделяется бессмертием, но ее

способность к ≪мысленное™≫ неразрушима, вечна.

ного опыта. Важнейшей задачей является формирование

правильных, добрых чувств и суждений, а также способ-

ности к волевому действию.

Историческое значение теории Руссо заключается

в том, что в ней впервые была произведена попытка с на-

учной точки зрения объяснить психическую природу ре-

бенка и дана первая в истории психологии возрастная пе-

риодизация психического развития. И хотя теория Руссо

не учитывала многих факторов, влияющих на становление

личности ребенка, она явилась основой для дальнейших

разработок в области возрастной психологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: