детстве и механизмы ее развития являются врожденными. тели, выступает в роли цензора поступков и мыслей, ис-
пользует бессознательные механизмы ограничения, осуж-
дения и запрещения. Место локализации Суперэго мо-
жет быть различным в зависимости от осознаваемое™
его содержаний.
Все три составляющие личности находятся в противо-
стоянии друг другу, что и обусловливает главные внут-
ренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовле-
творению своих желаний, игнорирующее любые правила и
нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу
со всем, что противоречит общепринятым нормам мора-
ли, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и
Суперэго.
человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забы-
вания и т. п., а в патологических случаях и через различ-
ные невротические проявления (как на соматическом, так
и на психическом уровнях).
Изучение бессознательных компонентов психики и пе-
ревод их в сферу сознания составляет ядро психотера-
певтического метода Фрейда и может осуществляться
|
|
с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной
жизни (забывание имен, событий, дат), невротических
симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций,
которые связаны у пациента с травмирующим событием
или чувством.
Направления критики тели, выступает в роли цензора поступков и мыслей, ис-
пользует бессознательные механизмы ограничения, осуж-
дения и запрещения. Место локализации Суперэго мо-
жет быть различным в зависимости от осознаваемое™
его содержаний.
Все три составляющие личности находятся в противо-
стоянии друг другу, что и обусловливает главные внут-
ренние конфликты личности: Ид, стремящееся к удовле-
творению своих желаний, игнорирующее любые правила и
нормы, сталкивается с Суперэго, которое ведет борьбу
со всем, что противоречит общепринятым нормам мора-
ли, а Эго является полем битвы и противостояния Ид и
Суперэго.
человека, проникая в сознание через сны, оговорки, забы-
вания и т. п., а в патологических случаях и через различ-
ные невротические проявления (как на соматическом, так
и на психическом уровнях).
Изучение бессознательных компонентов психики и пе-
ревод их в сферу сознания составляет ядро психотера-
певтического метода Фрейда и может осуществляться
с помощью анализа сновидений, ошибок повседневной
жизни (забывание имен, событий, дат), невротических
симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций,
которые связаны у пациента с травмирующим событием
или чувством.
Направления критики теории 3. Фрейда:
1) мифологическое объяснение ≪сексуальных комплек-
|
|
сов≫, антиисторический подход к анализу культурных и
социальных процессов общества;
2) неправомерное перенесение выводов, сделанных на
основе частного наблюдения, на более общие закономер-
ности развития природы и общества;
3) биологизированность, отсутствие социального фак-
тора, влияющего на развитие личности, и пансексуаль-
ность концепции Фрейда.
4) критика и реконструкция идей психоанализа со сторо-
ны его последователей, направленная на введение соци-
альных детерминант развития личности.
4. Латентная (скрытая) стадия (6 лет - до начала поло-
вого созревания) - сила сексуальных инстинктов ослабе-
вает под действием общественно-социальных факторов -
обучения, школы, активного физического и интеллектуаль-
ного развития ребенка.
5. Генитальная стадия (от 10-11 до 18 лет) - внешним
объектом и способами удовлетворения либидо выступает
лицо противоположного пола при нормальном развитии и
лицо своего пола при каком-либо отклонении и пробле-
мах, связанных с половой идентичностью.
Структура личности
И понятие бессознательного
В аналитической психологии К. Г. Юнга
К. Г. Юнг, долгое время являясь учеником 3. Фрейда,
впоследствии отходит от концепции психоанализа и со-
здает свою теорию, названную им аналитической психо-
логией. Центральное содержание аналитической психо-
логии составляет учение о бессознательном и о процессе
развития личности. Бессознательное имеет два аспекта -
личное (индивидуальное) и коллективное, и между ними
проводится четкая дифференциация.
Структура личности имеет три части.
1. Эго, или сознание, включает в себя сознательный ум
(воспоминания, мысли, чувства), выступает как центр лич-
ности, обусловливающий ее ориентацию и адаптацию
в пространстве, и формируется прижизненно.
2. Личное бессознательное - это верхний слой пси-
хики, хоть и бессознательный, но не врожденный, а сфор-
мированный из индивидуального опыта человека. В лич-
ном бессознательном заключены забытые воспоминания,
вытесненные импульсы и желания, которые когда-то со-
знавались, но утратили свой сознательный характер в силу
забвения или подавления. Эти содержания могут прояв-
ляться во снах и фантазиях. Содержание личного бессо-
знательного доступно сознанию.
3. Коллективное бессознательное - наиболее влия-
тельная психическая система, почти полностью отделено
от личного бессознательного в жизни индивидуума, со-
держит в себе воспоминания, унаследованные от предков
в виде скрытых следов памяти человеческого прошлого:
расовую и национальную историю, а также дочеловече-
•%-