Архетипы являются структурной единицей коллектив-
ного бессознательного, присущи всему человеческому
роду, врождены у каждого человека и передаются от по-
коления к поколению. Это формальные образцы поведе-
ния или символические образы, на основе которых оформ-
ляются конкретные, наполненные содержанием образы,
соответствующие в реальной жизни стереотипам созна-
тельной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд
универсальных для всех культур, времен и народов архе-
типов, которые имеют определенные характеристики и
являются структурой личности.
1. Персона (Persona) - роль, предписанная человеку
обществом или внутренними потребностями, это публич-
ная маска личности, надеваемая в ответ на социальные
требования, и она противоположна ее истинной сущности.
2. Анима (Anima) и Анимус (Animus) - это архетипы,
определяющие соответственно женскую или мужскую по-
ловую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной
личности: архетип своего пола формирует половую иден-
|
|
тичность и ориентирует на понимание другого пола через
свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола
в этой же личности обусловливает наличие тех черт харак-
тера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.
3. Тень (der Schatten) - это темная сторона личности,
ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низ-
ших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует не-
приятные и социально неодобряемые мысли, чувства и
действия, которые могут проявляться в скрытой форме,
так как под маской ≪Персоны≫ они вытесняются в индиви-
дуальное бессознательное.
Историческое значение
И критика идей К. Г. Юнга
Юнг стремился создать универсальную теорию, объяс-
няющую природу человека, которая открыта для нового
опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи
оказали существенное влияние на развитие психологии
в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат.
Историческое значение идей Юнга
1. Расширение понимания психики человека через вве-
дение понятия коллективного бессознательного и архети-
пов, дифференцируя понятие собственно бессознатель-
ного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной
природы.
2. Выделенные психологические типы экстраверта и
интроверта, а также сопутствующие им четыре типа ха-
рактера - интуитивный, мыслительный, ощущающий и
чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии
типологий личности и тестов для выявлений принадлеж-
ности индивида к тому или иному типу.
3. Идея о решающем значении процесса индивидуа-
лизации (т. е. обретения своей самости) в развитии и ста-
|
|
новлении личности и стремления к ее целостности оказала
влияние на многие современные психотерапевтические
концепции (гештальтподход Ф. Перлза, гуманистическая
психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где глав-
ной задачей является создание целостной личности, воз-
врат человека к своей самости и ее интеграция.
4. Понятие архетипа как общего для всей человеческой
психики символа разрабатывалось в различных школах пси-
хотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование
символов и образов в психологическом консультировании).
Индивидуальная психология А. Адлера
А. Адлер (1870-1937), будучи учеником Фрейда, впо-
следствии отошел от психоанализа и создал свою теорию,
названную индивидуальной психологией.
1. Чувство неполноценности, а не сексуальность,
является фактором развития личности, заставляя преодоле-
вать мнимый или реальный недостаток. Имеет следующие
характеристики: отличается от комплекса неполноценно-
сти; врожденная и бессознательная природа, индивидуаль-
но у каждого человека; может быть органическим (физиче-
ский недостаток) или психологическим (неполноценность
в эмоциональной, коммуникативной сфере).
2. Стремление к превосходству, врожденное, бес-
сознательное, - это компенсация переживаемой неполно-
ценности, уравновешивающая ее. Индивидуально у каж-
дого и является движущей силой развития личности, так
как, заставляя преодолевать недостаток, формирует
стремление стать лучшим.
3. Фиктивный финализм, или постановка жизнен-
ной цели, обусловлен характером неполноценности, на-
пример, при физическом недостатке ставится цель пре-
одолеть его и жизнь строится по соответствующему
плану. Конечной идеальной целью развития человека
является ≪стремление к совершенству≫, к достижению
своей самости.
4. Стиль жизни - это набор особенностей и привыч-
ных способов функционирования индивида в окружаю-
щей среде, который вырабатывается индивидуально как
компенсация конкретной неполноценности и способ до-
стижения поставленной жизненной цели. Стиль индиви-
дуален и уникален у каждого человека.
3 7
4. Самость (der Selbst) - это центр личности, вокруг
которого формируются остальные системы. Она удержи-
вает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает лич-
ностное единство, равновесие и стабильность, при этом
не противопоставляя сознание бессознательному. Реали-
зация самости является целью жизни.
Мотивационная система личности сформирована на ар-
хетипах как основных мотивах деятельности, направляю-
щих организм в определенную сторону через преобладание
того или иного архетипа в структуре личности.
ское животное существование. Это - общечеловеческий
опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллек-
тивном бессознательном содержатся все ≪архетипы≫.
Юнговская структура личности отличается от фрейдов-
ской дифференциацией Ид - разведением ≪личного≫ и
≪коллективного≫ бессознательного, не противопоставле-
нием их, но наделением разными качествами и механизма-
ми формирования. У Фрейда ≪Ид≫ является биологиче-
ским, природным данным, а у Юнга бессознательное
включает и социальные моменты. Однако ≪архетипы≫,
наполняющие коллективное бессознательное, носят
наследственный характер.
5. Социальный интерес - врожденный бессозна-
тельный элемент, определяет направление развития лич-
ности, постановку жизненных целей и формирование ин-
дивидуального стиля. Понимается как чувство общности
с другими людьми, умение сотрудничать с ними и может
иметь разную степень развития, что и будет обусловли-
вать особенности адаптации и жизненного стиля.
6. Творческое ≪Я≫ - это энергия, которая помогает
|
|
личности поставить цель и осуществить свой уникальный
жизненный стиль. Человек сам формирует свою жизнь,
используя факты наследственности и опыта и придавая
им нужную окраску.