Понятие архетипа у К. Г. Юнга

Архетипы являются структурной единицей коллектив-

ного бессознательного, присущи всему человеческому

роду, врождены у каждого человека и передаются от по-

коления к поколению. Это формальные образцы поведе-

ния или символические образы, на основе которых оформ-

ляются конкретные, наполненные содержанием образы,

соответствующие в реальной жизни стереотипам созна-

тельной деятельности человека. По Юнгу, существует ряд

универсальных для всех культур, времен и народов архе-

типов, которые имеют определенные характеристики и

являются структурой личности.

1. Персона (Persona) - роль, предписанная человеку

обществом или внутренними потребностями, это публич-

ная маска личности, надеваемая в ответ на социальные

требования, и она противоположна ее истинной сущности.

2. Анима (Anima) и Анимус (Animus) - это архетипы,

определяющие соответственно женскую или мужскую по-

ловую идентичность. Оба архетипа присутствуют в одной

личности: архетип своего пола формирует половую иден-

тичность и ориентирует на понимание другого пола через

свой анимус или аниму, а архетип противоположного пола

в этой же личности обусловливает наличие тех черт харак-

тера, поведения и т. п., которые свойственны этому полу.

3. Тень (der Schatten) - это темная сторона личности,

ее животные инстинкты, унаследованные людьми от низ-

ших форм жизни в ходе эволюции. Она формирует не-

приятные и социально неодобряемые мысли, чувства и

действия, которые могут проявляться в скрытой форме,

так как под маской ≪Персоны≫ они вытесняются в индиви-

дуальное бессознательное.

Историческое значение

И критика идей К. Г. Юнга

Юнг стремился создать универсальную теорию, объяс-

няющую природу человека, которая открыта для нового

опыта и возможных изменений и недогматична. Его идеи

оказали существенное влияние на развитие психологии

в XX столетии, обогатив и расширив ее понятийный аппарат.

Историческое значение идей Юнга

1. Расширение понимания психики человека через вве-

дение понятия коллективного бессознательного и архети-

пов, дифференцируя понятие собственно бессознатель-

ного, углубляя его и лишая исключительно сексуальной

природы.

2. Выделенные психологические типы экстраверта и

интроверта, а также сопутствующие им четыре типа ха-

рактера - интуитивный, мыслительный, ощущающий и

чувствующий - легли в основу разработанных впоследствии

типологий личности и тестов для выявлений принадлеж-

ности индивида к тому или иному типу.

3. Идея о решающем значении процесса индивидуа-

лизации (т. е. обретения своей самости) в развитии и ста-

новлении личности и стремления к ее целостности оказала

влияние на многие современные психотерапевтические

концепции (гештальтподход Ф. Перлза, гуманистическая

психология А. Маслоу, К. Роджерса, Г. Олпорта), где глав-

ной задачей является создание целостной личности, воз-

врат человека к своей самости и ее интеграция.

4. Понятие архетипа как общего для всей человеческой

психики символа разрабатывалось в различных школах пси-

хотерапии (символодрама, сказкотерапия, использование

символов и образов в психологическом консультировании).

Индивидуальная психология А. Адлера

А. Адлер (1870-1937), будучи учеником Фрейда, впо-

следствии отошел от психоанализа и создал свою теорию,

названную индивидуальной психологией.

1. Чувство неполноценности, а не сексуальность,

является фактором развития личности, заставляя преодоле-

вать мнимый или реальный недостаток. Имеет следующие

характеристики: отличается от комплекса неполноценно-

сти; врожденная и бессознательная природа, индивидуаль-

но у каждого человека; может быть органическим (физиче-

ский недостаток) или психологическим (неполноценность

в эмоциональной, коммуникативной сфере).

2. Стремление к превосходству, врожденное, бес-

сознательное, - это компенсация переживаемой неполно-

ценности, уравновешивающая ее. Индивидуально у каж-

дого и является движущей силой развития личности, так

как, заставляя преодолевать недостаток, формирует

стремление стать лучшим.

3. Фиктивный финализм, или постановка жизнен-

ной цели, обусловлен характером неполноценности, на-

пример, при физическом недостатке ставится цель пре-

одолеть его и жизнь строится по соответствующему

плану. Конечной идеальной целью развития человека

является ≪стремление к совершенству≫, к достижению

своей самости.

4. Стиль жизни - это набор особенностей и привыч-

ных способов функционирования индивида в окружаю-

щей среде, который вырабатывается индивидуально как

компенсация конкретной неполноценности и способ до-

стижения поставленной жизненной цели. Стиль индиви-

дуален и уникален у каждого человека.

3 7

4. Самость (der Selbst) - это центр личности, вокруг

которого формируются остальные системы. Она удержи-

вает эти системы и архетипы вместе, обеспечивает лич-

ностное единство, равновесие и стабильность, при этом

не противопоставляя сознание бессознательному. Реали-

зация самости является целью жизни.

Мотивационная система личности сформирована на ар-

хетипах как основных мотивах деятельности, направляю-

щих организм в определенную сторону через преобладание

того или иного архетипа в структуре личности.

ское животное существование. Это - общечеловеческий

опыт, характерный для всех рас и народностей. В коллек-

тивном бессознательном содержатся все ≪архетипы≫.

Юнговская структура личности отличается от фрейдов-

ской дифференциацией Ид - разведением ≪личного≫ и

≪коллективного≫ бессознательного, не противопоставле-

нием их, но наделением разными качествами и механизма-

ми формирования. У Фрейда ≪Ид≫ является биологиче-

ским, природным данным, а у Юнга бессознательное

включает и социальные моменты. Однако ≪архетипы≫,

наполняющие коллективное бессознательное, носят

наследственный характер.

5. Социальный интерес - врожденный бессозна-

тельный элемент, определяет направление развития лич-

ности, постановку жизненных целей и формирование ин-

дивидуального стиля. Понимается как чувство общности

с другими людьми, умение сотрудничать с ними и может

иметь разную степень развития, что и будет обусловли-

вать особенности адаптации и жизненного стиля.

6. Творческое ≪Я≫ - это энергия, которая помогает

личности поставить цель и осуществить свой уникальный

жизненный стиль. Человек сам формирует свою жизнь,

используя факты наследственности и опыта и придавая

им нужную окраску.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: