Отечественной психологии в XIX в

Главной предпосылкой развития психологии как само-

стоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные

изменения этого периода - отмена крепостного права,

экономические реформы и как следствие начало осозна-

вания нацией своей уникальности и самобытности. Перед

психологией встала задача изучения русского характера и

менталитета с психологической, а не исторической или

социологической точек зрения.

Во второй половине XIX в. в связи с активным развити-

ем естествознания в науке и интереса к национальной

культуре и характеру в обществе постепенно начинает

складываться отечественная психология как самостоя-

тельная научная дисциплина, в которой развиваются два

Параллельных подхода.

1. Антропологический и естественно-научный подход

Н. Чернышевского, в котором понимание природы чело-

века происходит через принцип единства организма и его

психической и физической составляющих и используются

естественно-научные методы исследования человеческой

природы и достижения физиологии.

2. Религиозно-философский подход П. Юркевича и

В. Соловьева, где человеческая природа познается

двумя способами - через внешнее (телесное) и внут-

реннее (душевные явления) чувство, психические и

физические аспекты должны быть отделены друг от

друга, и их необходимо изучать соответствующими эм-

пирическими методами, а поведение нужно изучать

с точки зрения рефлекторной дуги, предложенной Р. Де-

картом.

Феноменологическая психология

К. Роджерса

Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, явля-

ется одним из основателей концепции гуманистической

психологии. Разработанная им теория, получившая на-

звание феноменологической, и основанный на ней психо-

терапевтический метод ≪клиентцентрированной терапии≫

очень популярны и влиятельны в научных кругах.

Основные идеи феноменологической концепции

Роджерса.

1. Признание ценности и уникальности человеческой

личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жиз-

ни и объединенного в понятие ≪феноменальное поле≫.

2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени со-

впадения или несовпадения видения субъектом своего

внутреннего мира с реальной окружающей его действитель-

ностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к по-

зитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним

конфликтам, тревожности, невротическому развитию.

3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуально-

стью, возможный только в ситуации жизни в настоящем, -

главная потребность и движущая сила развития человека,

отказ от самоактуализации также ведет личность к невро-

тизации.

4. Понимание самооценки как важнейшего компонента

личности, в котором выражается сущность человека и ко-

торый обладает качеством адекватности и гибкости, т. е.

способности меняться в зависимости от ситуации.

5. Самооценка формируется под влиянием личного

опыта человека, при этом открытость новому опыту явля-

ется важным фактором ее формирования. -г-

Особе


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: