Главной предпосылкой развития психологии как само-
стоятельной науки в XIX в. стали глобальные социальные
изменения этого периода - отмена крепостного права,
экономические реформы и как следствие начало осозна-
вания нацией своей уникальности и самобытности. Перед
психологией встала задача изучения русского характера и
менталитета с психологической, а не исторической или
социологической точек зрения.
Во второй половине XIX в. в связи с активным развити-
ем естествознания в науке и интереса к национальной
культуре и характеру в обществе постепенно начинает
складываться отечественная психология как самостоя-
тельная научная дисциплина, в которой развиваются два
Параллельных подхода.
1. Антропологический и естественно-научный подход
Н. Чернышевского, в котором понимание природы чело-
века происходит через принцип единства организма и его
психической и физической составляющих и используются
естественно-научные методы исследования человеческой
природы и достижения физиологии.
|
|
2. Религиозно-философский подход П. Юркевича и
В. Соловьева, где человеческая природа познается
двумя способами - через внешнее (телесное) и внут-
реннее (душевные явления) чувство, психические и
физические аспекты должны быть отделены друг от
друга, и их необходимо изучать соответствующими эм-
пирическими методами, а поведение нужно изучать
с точки зрения рефлекторной дуги, предложенной Р. Де-
картом.
Феноменологическая психология
К. Роджерса
Карл Роджерс (1902-1987), также как и А. Маслоу, явля-
ется одним из основателей концепции гуманистической
психологии. Разработанная им теория, получившая на-
звание феноменологической, и основанный на ней психо-
терапевтический метод ≪клиентцентрированной терапии≫
очень популярны и влиятельны в научных кругах.
Основные идеи феноменологической концепции
Роджерса.
1. Признание ценности и уникальности человеческой
личности и ее опыта, возникающего в процессе всей жиз-
ни и объединенного в понятие ≪феноменальное поле≫.
2. Введение понятия конгруэнтности, т. е. степени со-
впадения или несовпадения видения субъектом своего
внутреннего мира с реальной окружающей его действитель-
ностью, соответственно высокая конгруэнтность ведет к по-
зитивному личностному развитию, а низкая - к внутренним
конфликтам, тревожности, невротическому развитию.
3. Самоактуализация, контакт со своей индивидуально-
стью, возможный только в ситуации жизни в настоящем, -
главная потребность и движущая сила развития человека,
отказ от самоактуализации также ведет личность к невро-
|
|
тизации.
4. Понимание самооценки как важнейшего компонента
личности, в котором выражается сущность человека и ко-
торый обладает качеством адекватности и гибкости, т. е.
способности меняться в зависимости от ситуации.
5. Самооценка формируется под влиянием личного
опыта человека, при этом открытость новому опыту явля-
ется важным фактором ее формирования. -г-
Особе