Условия работы шатуна

 

При работе шатун подвергается действию силы давления газов, действию усилия заедания поршня, действию сил инерции (шатун участвует в поступательном и во вращательном движении), действию силы трения.

Сила газов, силы инерции и заедание поршня будут вызывать деформации растяжения-сжатия, изгиба. Сила трения будет вызывать износ вкладышей нижней головки шатуна и втулки поршневой головки. Знакопеременные нагрузки будут вызывать усталостные разрушения.

Напряжения сжатия в стержне шатуна:

 кг/см2

 

где – минимальное сечение головки шатуна.

Сила , кроме сжатия, вызывает продольный изгиб.

Наименьший диаметр шатуна, в функции диаметра цилиндра, составит d=0.25D; наибольшая длина шатуна l определиться из условий наименьшего значения  и наибольшего отношения S/D. Примем

 

=l/5,5; S/D=1.3

 

Расчёт с достаточной степенью точности может быть проведен по формуле, определяющей ломающие критические напряжения  кг/см2:

=(4700-23*l/i) кг/см2 (для легированной стали).

По напряжениям подсчитывается критическая сила

 

= f кг,

 

где f - площадь среднего сечения шатуна в см2.

Отношение / = ε

 

=12,5*10,1919=127,4.

 

В плоскости качания шатун можно рассматривать как балку с шарнирными опорами, при этом деформация изгиба распространяется по всей его длине. В плоскости, перпендикулярной качанию шатуна, его следует рассматривать как балку с заделанными концами, в данном случае деформация изгиба распространяется на половину длины шатуна.

Таким образом:

кгс/см2  МПа;

 кгс/см2  МПа,

 

Где f – площадь среднего сечения шатуна:

 

 см2.

 и  – моменты инерции сечения относительно осей x и y:

 

 см4;

 см4.

 

Шатуны подвергаются ещё и значительному воздействию сил инерции массы шатуна, действующих в плоскости его движения. В этом случае шатуны, кроме того, необходимо проверять на изгиб указанными силами инерции. Наибольшее значение рассматриваемые силы имеют при угле между шатуном и мотылём, равном 908.

 

Наибольший изгибающий момент равен:

 

 кгс.см  Н.м,

 

где P – равнодействующая сил инерции:


 кгс  кН,

 

где q – сила инерции элемента стержня шатуна длиной 1 см:

 

 кгс/см  кН/м,

 

где кгс/см3 – удельный вес материала шатуна.

Суммарные напряжения в стержне шатуна будут равны:

 

 кгс/см2  МПа  МПа,

 

где W – момент сопротивления сечения шатуна, удаленного на расстояние  от центра верхней головки.

Верхнюю головку шатуна проверяют на разрыв силой, возникающей при заедании поршня. Её условно принимают равной:

 

 кгс  кН.

 

Напряжения в верхней головке шатуна:

 

 кгс/см2  МПа  МПа,

 

где см.


Для нормальной работы головного подшипника верхняя головка шатуна должна иметь соответствующую жёсткость. В соответствии с этим необходимо принятые размеры проверять на жёсткость. Относительная деформация верхней головки шатуна может быть определена по формуле:

 

 мм/см  мм/см,

 

где E – модуль упругости материала головки шатуна;

I – момент инерции сечения головки:

 

 см4.

 

 

В двигателе 6ЧН26/34 шатунные болты изготовлены из стали 37ХНА3А.

Шатунные болты нижней головки шатуна проверяют на растяжение силой .

В то же время при монтаже нижней головки шатуна болты должны быть затянуты настолько, чтобы при действии силы Pв не была нарушена плотность соединения половинок головки. Усилие предварительного затяга Рз принимают равным:


,

 

Тогда напряжения растяжения болтов составят

 

 

где i=4 - число болтов; f=2,08см2 - наименьшее сечение болта

 

кг/см2 .

 

Независимо от напряжений, вызываемых силой Рз, шатунным болтам необходимо обеспечить прочность при возможном заедании рабочего поршня. Сила Р условно принимается равной:

 

 

где D – диаметр цилиндра; р=15-20кг/см2 – условное усилие на 1см2 площади поршня.

Если Р будет больше Рз то в качестве расчетной силы следует принять силу Р.

 

.






Литература

 

1. Танатар Д.Б. «Компоновка и расчет быстроходных двигателей с воспламенением топлива от сжатия» М.: «Морской транспорт».- 1952 г

2. Фомин Ю.Я. «Судовые двигатели внутреннего сгорания» - Л.: «Судостроение». – 1989 г

3. Ваншейдт В. А. «Конструирование и расчеты прочности судовых дизелей». – Л.: «Судостроение» - 1969 г.

4. Р.А. Зейнетдинов, И.Ф. Дьяков, С.В. Ярыгин «Проектирование автотракторных двигателей» Ульяновск 2004 г


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: