Педагог-организатор как субъект межличностных отношений в условиях временного детского объединения

 

Проблемы в работе  педагогов-организаторов с подростками.

 

Наблюдая и изучая трудности молодых педагогов, имеющих малый опыт работы с подростками, можно выделить ряд проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности:

 

· установление и удержание контакта «педагог — ребенок», «педагог — коллектив»;

· замкнутость отдельных подростков, их недоверие к взрослым;

· неумение распределить и уделить внимание каждому ребенку;

· развитие собственной наблюдательности, умение вовремя заметить, что ребенку необходима помощь и поддержка педагога;

· управление конфликтными ситуациями;

· умение увлечь детей каким-либо делом;

· проблемы дисциплины во временном детском объединении, в условиях детских оздоровительных лагерей.

 

Существует необходимость оказания помощи начинающему педагогу-организатору в овладении основами педагогического общения, в повышении его профессионально-педагогической компетентности во взаимоотношениях и взаимодействиях со своими воспитанниками, коллегами. Необходимо также добиваться психологической готовности педагогов к свободному и ответственному общению с ребенком.

 

Составляющие готовности работы с детьми

Психологическая готовность взрослых к свободному и ответственному взаимодействию с детьми имеет несколько составляющих:

 

· внутренняя личная свобода самих взрослых и собственная интернальная позиция по отношению к жизни;

· знание психологических особенностей конкретных детей;

· овладение конкретными навыками, которые позволяют педагогам полно и свободно выражать себя, демонстрировать принятие и понимание детей с самыми разными психологическими особенностями и, в конечном счете, делать отношения с детьми искренними и открытыми.

Рефлексия — необходимое условие воспитывающей деятельности

Одним из условий воспитывающей деятельности является рефлексия. «Рефлексия — анализ школьником собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. От латинского reflexio, в переводе означает «отражение». Рефлексия — это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?»1.

Стимулируя и развивая рефлексию у подростка, педагог-организатор содействует формированию способности отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит ребенок, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих.

 

Одним из уникальнейших способов организовать эффективное взаимодействие педагога с подростками является умение грамотно использовать рефлексивную деятельность. Опытные педагоги «Орленка» издавна пользуются системой методов и приемов, при которой достигается конструктивное взаимодействие.

 

Самый простой способ провести рефлексию — спросить у подростка «чего ты хочешь?» или «чего ты хотел, когда делал то-то и то-то?». Рефлексия может быть проведена в письменной форме: детям предлагаются недописанные фразы, задающие направление их мыслей. Например: «Мои новые товарищи — это...», «Мой идеал —...», «Мой любимый герой...» и т.д.

 

Рефлексия может быть построена и в игровой форме, тогда она составляет содержание специально организованной деятельности. Например, игры на «знакомство», имитационные игры, психотехнические упражнения «Кто я?», «Без маски», «Я глазами группы» и т.д..

 

Рефлексия не должна доставлять ребенку внутреннего дискомфорта. Он говорит то, что думает. Педагог и сверстники не должны оценивать его в этот момент. Подобный самоанализ может быть организован только на принципе добровольности. Рефлексия позволяет приучить ребенка к самоконтролю, самооценке, саморегулированию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни.

 

Ведущим фактором продуктивности общения педагога и ребенка является организация специального пространства совместной деятельности. Таковыми в нашей практике выступают клубы по интересам.

 

Уникальным по своей эффективности педагогическим инструментом является «Вечерний огонек», который используют многие вожатые «Орленка». В своей методической разработке «Вечерний огонек» Борис Гиндис пишет: «Огонек» представляет собой специфическую форму общения подростков друг с другом и со взрослыми (вожатыми)»2.

 

Необходимые педагогические навыки

 

В личностно-ориентированной педагогике, основанной на принципах гуманистической психологии, педагогу необходимо овладеть следующими навыками:

 

· в общении с подростками, с коллегами признавать права каждого на собственное мнение, собственные убеждения;

 

· безоценочно воспринимать личностные особенности подростков;

 

· сопереживать успехам и неудачам;

 

· постоянно развивать собственную наблюдательность;

 

· признавать и подчеркивать уникальность каждого;

 

· придерживаться сотруднического типа отношений.

 

Данные навыки обеспечивают реализацию педагогической поддержки на практике.

 


 


Глава II.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: