Экономическая характеристика ОАО «Молоко»

Открытое акционерное общество «Молоко» создано в соответствии с Указом Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединениях государственных предприятий в акционерные общества» от 01.07.1992г. №721, является правопреемником государственного предприятия «Комбинат молочный Улан-Удэнский». ОАО «Молоко» ведет свою историю с 1955 года, когда завод был сдан в эксплуатацию. На сегодняшний день ОАО «Молоко» является ведущим предприятием молочной отрасли Республики Бурятия. Удельный вес предприятия в общереспубликанском объёме переработки молока составляет 60%.

В деятельность ОАО «Молоко» входит: закуп молока у населения; переработка молока; производство масла животного, производство цельномолочной продукции; производство сыров плавленых; розничная и оптовая торговля.

Удельный вес предприятия в общереспубликанском объёме переработки молока составляет 62%.

Удельный вес продукции, реализуемой в пределах г. Улан-Удэ, составляет 96%, за его пределами – 4 %.

ОАО «Молоко» располагает следующими отделениями: АУП, отдел сбыта, розничная сеть «Молоко», сырный цех, творожный цех, цельномолочный цех, транспортный цех, центральный склад, производственная лаборатория, отдел сбора молока, приемный пункт в Бичуре, служба безопасности, отдел главного механика, отдел главного энергетика, хозяйственная часть.

Количество наименований вырабатываемой продукции составило в 2008 г. – 87 единиц. В 2008 г. производство товарной продукции снизилось на 16,22% по сравнению с 2007 годом в действующих ценах. Произведено цельномолочной продукции в 2008 г. – 4092 тонн, что составило 58,5% к 2007 году. В том числе снижение составило: молоко цельное – 1232 т (67,9% к 2007 г.); кисломолочная продукция – 893 т (60,8%); сметана – 317 т (74,1%); творожные изделия – 288 т (44%); нежирная продукция – 180 т (113,2%). Среднесписочная численность работников в 2008 г составляла 244 чел (отчет 2008 г). Среднемесячная зарплата в 2008 г – 7927 руб. (что составило 101,4% к уровню 2007 г.). 

Основные производственные фонды по полной балансовой стоимости в 2008 г составили 57041,5 тыс. руб.

Объем выпуска продукции, работ, услуг в 2006 году составил 151635 тыс. руб. (отчет 2006 г); 162081 тыс. руб. (отчет 2007 г); 132248 тыс. руб. (отчет 2008 г.). Объем реализации продукции увеличился в 2007 г. по сравнению с 2006 г., однако в 2008 г. произошло резкое снижение – было недополучено выручки от производственной деятельности по сравнению с 2007 г. на 29833 тыс.руб.

Недовыполнение объемов производства продукции связано с тенденцией в 2007 году потери сырьевой базы и недостаточности собственных оборотных средств. Поступление молока от хозяйств по сравнению с прошлым годом снизилось на 1347 тонн или 76%. Выработка нежирной продукции по сравнению с прошлым годом увеличилась и составила 113%. Причина развития отрицательной тенденции заключается в активной позиции крупных российских компаний по переработке молока в части завоевания сырьевой базы и рынков сбыта продукции. Для выполнения показателей программы социально-экономического развития РБ ОАО «Молоко» предпринимает ряд мероприятий по увеличению закупок молока, ведутся переговоры с местными производителями молока. Для увеличения объемов поступления сырья в 2008 году проводились следующие мероприятия:

-увеличены закупочные цены на молоко на 138 %. Средняя закупочная цена за 2007 год составила 6,52 руб., за 2008 год – 9,00 руб. за 1 кг. Аналогичным образом решался вопрос и для молока, собираемо от частного сектора.

- для стабилизации объемов было проведено авансирование хозяйств на весенне-полевые работы в количестве 5,1 млн. руб., что позволило гарантированно получить более 500 тонн молока.

В качестве поддержки предприятие осуществляет доставку сырья и готовой продукции собственным транспортом, как по городу Улан-Удэ, так и районам республики.

В рамках собственного проекта ОАО «Молоко» - «Город - селу, село - городу» было приобретено несколько холодильных установок и молоковозов. По итогам реализации проекта динамика поставки молока из частных подворий имеет положительную тенденцию роста. Доля поставки молока частными подворьями в общем объеме закупок сырья в 2008 году возросла на 38%, за 2008 год поставка молока от частного сектора увеличилась по сравнению с прошлым годом на 5,1 %. Общие объемы закупок сырья сокращаются, при этом наблюдается рост закупок молока у частных подворий. Сокращение происходит в связи с активными закупками молока у сельскохозяйственных предприятий нашими конкурентами, которые стремятся завоевать рынок Бурятии и предлагают цены за сырье на порядок выше.

В связи с острым дефицитом сырья, существующим на данный момент предприятие вынуждено снижать объемы производства, что приводит к нехватке оборотных средств для привлечения инвестиций, технического перевооружения и улучшения условий труда работников.

Одним из важнейших факторов увеличения объема производства продукции на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными средствами в необходимом количестве и ассортимен­те и эффективное их использование. Основная задача аналитика по этому направлению анализа заключается в выявлении резервов повышения уровня фондоотдачи за счет совершенствования структуры основных производственных фондов, улучшения их технического состояния и более рационального их использования.

Анализ обычно начинается с изучения объема основных средств, их динамики и структуры:

Таблица 1

Наличие и движение основных средств ОАО «Молоко»

Показатели

Стоимость на начало года, тыс. руб.

Поступило

Выбыло

Стоимость на конец года, тыс. руб.

% к стоимости на начало года

Стоимость, тыс. руб. % к стоимости на начало года Стоимость, тыс. руб. % к стоимости на начало года
Здания 11295 - - - - 11295 100
Сооружения 2493 - - - - 2493 100
Машины и оборудование 39143 540 1,37 807 2 38876 99
Транспортные средства 3375 170 5 1397 41 2148 63,6
Производственный и хозяйственный инвентарь 387 - - - - 387 100
Земельные участки и объекты природопользования 921 349 38 - - 1270 138
Итого 57614 1059 1,8 2204 3,8 56469 98

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что наибольший удельный вес в общей структуре основных фондов занимают машины и оборудование, далее следуют здания, транспортные средства, сооружения. В течении года уменьшилось количество транспортных средств, и к концу года составило 63,6% по отношению к стоимости их на начало года. За анализируемый период увеличилась земельная площадь и к концу года рост составил 38%.

Таблица 2

Состав и структура основных средств ОАО «Молоко»

Показатели

Стоимость, на начало года

Стоимость, на конец года

Отклонение (+,-)
Сумма, тыс. руб. % к итогу Сумма, тыс. руб. % к итогу Сумма, тыс. руб.
Здания 11295 19,6 11295 20 -
сооружения 2493 4,3 2493 4,4 -
Машины и оборудование 39143 68 38876 69 -267
Транспортные средства 3375 5,85 2148 3,8 -1227
Производственный и хозяйственный инвентарь 387 0,7 387 0,7 -
Земельные участки и объекты природопользования 921 1,6 1270 2,2 349
Итого 57614 100 56469 100 -1145

           

При изучении таблицы, можно отметить, что наибольший удельный вес в структуре основных фондов занимают машины и оборудование – более 60% (68,8% в 2008 г.), далее – здания (19,9% в 2006 году, 19,6% в 2007 году и 20% в 2008 г.). Наименьший удельный вес занимает производственный и хозяйственный инвентарь – 0,7%. Общая стоимость основных фондов остается практически на одном уровне, хотя наблюдается незначительное ее снижение: в 2008г снизилась на 0,6% по сравнению с 2006г и на 2% по сравнению с 2007 г. За 3 года произошло существенное снижение стоимости транспортных средств (с 5443 тыс.руб. в 2006 г. до 2148 тыс.руб. в 2008 г.) несмотря на то, что в 2007 году были приобретены транспортные средства на сумму 718 тыс.руб. Также в 2007 г. были приобретены машины и оборудование на сумму 3637 тыс.руб. в связи с чем наблюдается увеличение их стоимости и доли в общем объеме основных производственных фондов.

Таблица 3

Показатели обеспеченности и эффективности использования

основных фондов ОАО «Молоко»

Показатели

2006г

2007г

2008г

2008г в % к

2006г

2007г

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

53757,5

57201

57041,5

106,1

99,7

Среднегодовая численность работников, чел.

307

289

244

77,0

84,4

Стоимость товарной продукции, тыс. руб.

146698

157848

132248

90,1

83,8

Фондовооруженность, тыс. руб./чел.

175,1

197,9

233,8

137,9

118,1

Фондоотдача, руб.

2,73

2,76

2,32

85,0

84,0

Фондоемкость, руб.

0,37

0,36

0,43

1,18

1,19

Как видно из таблицы, показатель фондовооруженности увеличился на 37,9% (с 169,6 тыс.руб./чел. в 2006 г. до 233,8 тыс.руб./чел. в 2008 г.). Также следует отметить, что увеличение произошло не только за счет повышения среднегодовой стоимости ОПФ, но и за счет значительного снижения численности работников (на 23% за 3 года). Исходя из данных таблицы 3, можно сделать вывод, что предприятие производит 2,3-2,7 руб. товарной продукции на рубль затраченных ОПФ. Данные показатели говорят о достаточно эффективном использовании основных средств на предприятии ОАО «Молоко». Следует заметить, что в 2008 г. наблюдается снижение показателя фондоотдачи на 16% по сравнению с 2007 г. (а также увеличение фондоемкости на 19%), что объясняется уменьшением объема выпускаемой продукции. Снижение среднесписочной численности работников предприятия происходило в связи с передачей торгоязи с казателя фондоемкости на ном использовании основных средств на предприятии. вых точек в ООО Розничная сеть «Молоко», сокращение производства, приобретение нового оборудования.

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффек­тивности их использования зависят объем и своевременность вы­полнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами определяется путем сравнения фактического количества работников по категори­ям и профессиям с плановой потребностью. Особое внимание уделя­ется анализу обеспеченности предприятия кадрами наиболее важных профессий.

 

 

Таблица 4

Использование трудовых ресурсов на ОАО «Молоко»

Показатели

2007г.

2008г.

Отчетный год в % к базисному

План. Факт. План. Факт.
Среднегодовая численность работников, чел. 307 289 289 244 84,4
Отработано - всего, тыс. чел - час 344,4 365,5 365,5 346,8 95
Отработано одним среднегодовым работником, чел.-час 1484 1265 1265 1421 112
Расчетный годовой фонд рабочего времени, тыс. чел-час 1864 1912 1912 1856 97
Использование рабочего времени, % 80 66 66 76,5 -
Валовая продукция, т. р. 151635 162081 162081 132248 81,6
Произведено валовой продукции на 1 чел-час, руб. 44 44 44 38 86

 

Таблица 5

Среднесписочная численность ОАО «Молоко» за 2008г. в сравнении с 2007г.

Категория работников

Численность

Отклонение 2008г от 2007г

2007 г 2008 г (+ -)  (%)

Всего по предприятию:

289 244 -45 84,4%
в т.ч. Руководители 25 23 -2 89%
  Рабочие 240 213 -27 89%
  Специалисты 39 38 -1 97%
  Служащие 3 3 - 100%

 

Анализируя данные таблицы можно сделать вывод: намечается отрицательная тенденция в среднесписочной численности работников ОАО «Молоко».

Среднесписочная численность работников сократилась на 45 человек. Сокращение связано с приобретением нового оборудование в качестве реализации проекта «Реконструкция системы холодоснабжения», а также сокращением производства.

 

 

Таблица 6

Результаты финансово-хозяйственной деятельности на ОАО «Молоко»

Показатели 2006г, тыс.руб. 2007г, тыс.руб. 2008г, тыс.руб.
Выручка от реализации товаров, работ, услуг 151635 162081 132248
Себестоимость продовольственных товаров, работ, услуг 145674 150697 128796
Валовая прибыль 5961 11384 3452
процент к уплате 1378 3103 2601
прочие доходы 6870 6131 3376
прочие расходы 3341 5929 3346
Прибыль до налогообложения -331 -6 -5860
Чистая прибыль -338 -31 -6155
Рентабельность продукции, % 4,09 7,55 2,68
Рентабельность продаж, % 3,93 7 2,6

 

В 2006 году выручка от реализации составляет 151635 тыс. руб., в 2007 году по сравнению с 2006 годом выручка увеличилась на 6,8% (162081 тыс. руб.), в 2008 году произошло снижение выручки на 18,4% по сравнению с уровнем 2007 г. (132248 тыс.руб.). На протяжении последних трех лет предприятие получает прибыль от реализации продукции. В 2006г прибыль составила 5961 тыс. руб., а в 2007г она увеличилась по сравнению с 2006г на 90,9% и составила 11384 тыс.руб., в 2008 г. она вновь снизилась на 69,6 % и составила 3452 тыс.руб. Однако значение чистой прибыли, которое является одним из важнейших экономических по­казателей, характеризующих конечные результаты деятельности пред­приятия является отрицательным на протяжении последних 3 лет.

Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли получает предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Данный показатель в 2008 году снизился на 4.87 пункта по сравнению с 2007 годом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: