Ноу-хау («знаю как») – это совокупность технических, организационно-экономических и коммерческих знаний и опыта, являющихся объектами самостоятельной торговли на внутреннем или мировом рынках.
Бесплатная лицензия – право на использование непатентных, научно-технических знаний, изобретений и коммерческой информации на внутреннем или мировом рынках.
Особенности ноу-хау как товара:
1) С точки зрения структуры ноу-хау может содержать:
a) Информацию коммерческого характера о будущих рынках сбыта товара;
b) Производственный, управленческий, и иной опыт, который может быть использован для эффективного ведения бизнеса;
c) Производственные секторы (объект коммерческой тайны);
d) Информация об эффективных способах применения непатентной техники и технологии;
e) Особые навыки обучения (методы);
f) Формула вещества незапатентованная;
2) Ноу-хау не имеет правовой или специальной патентной защиты, в отличие от патента;
3) Этот товар не может быть зарегистрирован для отказа патентной защиты в случае продажи ноу-хау;
4) Возможные причины для отказа патентной защиты этого товара:
a) Угроза потери секретности в процессе патентования;
b) Наличие подобных изобретений у конкурентов (в том числе и незапатентованных);
c) Дороговизна патентования в своей стране или странах импортеров;
d) Высокая скорость обновления машин и технологий в конкретных отраслях экономики;
e) Отсутствие у владельца знаний и опыта для коммерческого применения ноу-хау;
5) Наличие реальной специфической полезности для удовлетворения каких-либо потребителей, потенциального покупателя. Полезность (потребительская стоимость);
6) Наличие особых способов передачи покупателю, каждый из этих способов должен быть указан в тексте контракта;
Возможные способы:
1) Передача технической информации (чертежи, технологические карты, методики, формулы, расчеты, эскизы и т.д.);
2) Устная информация – передаваемая представителем покупателям (естественно в закрытом режиме);
3) Демонстрация полезного эффекта или объекта представителям покупателя;
4) Обучение персонала импортера (включая и выезд за рубеж);
5) Передача;
6) Иные способы передачи (в соответствии с конкурентом).
Особенности контракта:
1) Сделки с ноу-хау могут быть:
a) Предметом самостоятельного контракта;
b) Элементом комплексной сделки.