Приступая к анализу использования фонда заработной платы в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой. Абсолютное отклонение (ΔФЗПабс) определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда (ФЗПф) с плановым фондом заработной платы (ФЗПпл) в целом по организации, подразделениям и категориям работников:
ΔФЗПабс = ФЗПф - ФЗПпл (1.1)
Однако следует иметь в виду, что абсолютное отклонение само по себе не характеризует использование фонда зарплаты. Относительное отклонение рассчитывается как разность между фактически начисленной суммой зарплаты и плановым фондом, скорректированным на коэффициент выполнения плана. Однако необходимо учитывать, что корректируется только переменная часть фонда заработной.
Относительное отклонение по фонду заработной можно определить следующим образом:
∆ФЗПотн = ФЗПф - ФЗПск = ФЗПф - (ФЗПпл.пер Ч Квп + ФЗПпл.пост), (1.2)
где ∆ФЗПотн - относительное отклонение по фонду зарплаты;
ФЗПф - фонд зарплаты фактический;
ФЗПск - фонд зарплаты плановый, скорректированный на коэффициент выполнения плана;
ФЗПпл.пер и ФЗПпл.пост - соответственно, переменная и постоянная сумма планового фонда зарплаты;
Квп - коэффициент выполнения плана.
Для расчета влияния этих факторов на абсолютное и относительное отклонения переменной части фонда заработной платы необходимо подготовить следующую информацию о показателях:
1.Переменная часть фонда заработной платы по плану.
2.Переменная часть фонда заработной платы, пересчитанная на фактический объем производства при плановой структуре.
3.Переменная часть фонда заработной платы, пересчитанная на фактический объем и фактическую структуру при плановой удельной трудоемкости и плановом уровне оплаты труда.
4.Переменная часть фонда заработной платы фактически при фактической удельной трудоемкости и плановом уровне оплате труда.
5.Переменная часть фонда заработной платы фактически.
Факторная модель переменной части фонда зарплаты будет иметь следующий вид:
(1.3)
Для расчёта влияния этих факторов на абсолютное и относительное отклонение по фонду зарплаты необходимы следующие данные:
1. Фонд заработной платы:
а) по плану:
(1.4)
б) по плану, пересчитанному на объём производства, при плановой структуре:
(1.5)
в) по плану, пересчитанному на фактический объём производства продукции и фактическую структуру:
(1.6)
д) фактически при фактической удельной трудоёмкости и плановом уровне оплаты труда:
(1.7)
е) фактически:
(1.8)
2. Отклонение от плана:
абсолютное:
(1.9)
относительное:
(1.10)
Расчёт влияния факторов на изменение переменной части фонда оплаты труда проводят по формулам:
- влияние объёма производства продукции:
(1.11)
- влияние изменения структуры произведённой продукции:
(1.12)
- влияние изменения удельной трудоёмкости продукции:
(1.13)
- влияние изменения оплаты труда:
(1.14)
В конце анализа необходимо провести проверку произведённых расчётов:
(1.15)
(1.16)
Затем необходимо проанализировать причины изменения постоянной части фонда оплаты труда. Постоянная часть фонда заработной платы состоит из повременной оплаты труда, а также оплаты труда служащих, работников социальной сферы и других категорий работников, поэтому целесообразно отдельно изучать факторы влияния на повременную часть фонда заработной платы и оплату труда служащих. Постоянная часть фонда оплаты труда зависит от среднесписочной численности работников и среднегодовой заработной платы одного работника. В свою очередь среднегодовая заработная плата одного работника зависит от количества дней, отработанных одним рабочим, продолжительности рабочего дня и среднечасовой заработной платы за соответствующий промежуток времени [4, c. 242].
Для аналитического исследования применим следующую факторную модель:
ФЗПпост. = Ч * Д * t * ЗПч, (1.17)
где Ч – среднесписочная численность работников;
Д – количество дней, отработанных одним работником за год;
t – средняя продолжительность рабочего дня.
Подводя итог первой главе, можно утверждать, что заработная плата является неотъемлемым элементом социально-экономической политики государства, главным источником повышения благосостояния работников, основным средством побуждения членов общества к высокопроизводительному и высококачественному труду. Экономические преобразования и либерализация социально-трудовых отношений потребовали новых подходов к реформированию системы оплаты труда.
В республике создана определенная нормативно-правовая база и организационно-методическая основа организации заработной платы в ходе реализации основных направлений «Концепции реформы оплаты труда в Республике Беларусь в условиях рыночных отношений», сформирован определенный механизм совершенствования заработной платы как в производственном, так и в бюджетном секторах экономики на основе сочетания государственного и коллективно-договорного регулирования, направленный на обеспечение ее связи с эффективностью хозяйствования и результатами труда.
Вместе с тем сложившаяся система оплаты труда не в полной мере учитывает требования социально-ориентированной рыночной экономики формирования заработной платы как цены рабочей силы складывающейся на рынке труда.
Значение анализа труда и заработной платы обуславливается необходимостью постоянного определения резервов улучшения качества работы орагнизации, повышения эффективности использования рабочей силы и эффективности расходования средств, выделяемых на оплату труда работников.