Пятидесятники накануне 1 страница

2 июня 1959 г. всем уполномоченным Совета по делам религиозных культов при облисполкомах Украинской ССР была направлена секретная директива из Киева за подписью Вильхового, в которой говорилось:

В текущем году в Крымской и Черкасской областях состоялись судебные процессы над руководителями ^регистрированной секты пятидесятников.

Материалы предыдущего следствия, показания свидетелей и объяснения подсудимых со всей убежденностью подтвердили реакционность этой секты, полностью разоблачили враждебную антисоветскую деятельность подсудимых.

Несмотря на неоднократные предупреждения уполномоченных Совета по делам религиозных культов и органов городской власти о прекращении нелегальной сектантской деятельности, руководители пятидесятников Коркосенко (Крымская область) и Белых (Черкасская область) разъезжали по областям УССР и другим республикам с целью активизации расширения и организационного укрепления групп пятидесятников. Они и их непосредственные помощники Голышев, Пешков, Терещенко, Москаленко, Агафонова вели работу, направленную на срыв мероприятий советской власти, сочиняли и распространяли стихи и религиозные псалмы реакционного антисоветского содерзкания, выступали на сборищах сектантов с проповедями, в которых делали наговор на общественный и государственный строй нашей Родины, призывали не исполнять советские законы об обязательной воинской повинности и отказываться от защиты Родины с оружием в руках.

Руководители секты пятидесятников противодействовали мерам партии и правительства о коммунистическом воспитании молодёжи, запрещали детям верующих вступать в пионерские организации, ходить в кино и клуб, пользоваться библиотекой, заниматься спортом, принимать участие в культурно-массовых мероприятиях.

Вследствие неопровержимых доказательств, свидетельств, многочисленных фактов, открытых следствием, подсудимые вынуждены были на судебном процессе признать, что секта пятидесятников не подчинялась органам советской власти и не выполняла советское законодательство.

Судебная коллегия по уголовным делам Крымского и Черкасского областных судов на основании части 1 ст.7 «Закона об уголовной ответственности за государственные преступления» признала действия всех подсудимых преступлением и приговорила: епископа пятидесятников Белых В. И. (Черкасская обл.) к лишению свободы на 10 лет и после отбытия наказания - выселению в отдаленные районы Советского Союза на пять лет; руководителей секты Коркосенко, Голышева (Крымская область), Агафонову (Черкасская область) - лишению свободы на шесть лет. Остальные подсудимые -осуждены от 3 до 5 лет лишения свободы.

Судебные процессы показали, что руководители секты пятидесятников не прекращают вести враждебную антисоветскую работу, поддерживают связи с незаконно действующими группами пятидесятников, расширяют и организационно их укрепляют, выступают с проповедями антисоветского содержания, подстрекают своих единомышленников не исполнять советские законы и мероприятия местных органов власти.

Такое нетерпимое положение требует от уполномоченных Совета применения неотложных и решительных мер к прекращению незаконной деятельности организаторов и руководителей секты пятидесятников, иеговистов и других религиозных течений, которые не подлежат регистрации. На особ, которые не прекращают вести организационную работу, разъезжают по селам и районам для связей со своими последователями, проводят незаконные сборища и подстрекают верующих, необходимо оформлять материалы и через облисполком передавать органам прокуратуры для привлечения их к уголовной ответственности.

Периодически информируйте о принятых мерах.884

Меры принимались. И были они крутыми.

Андрей Коркосенко не выдержит. После своего возвращения из тюрьмы, отбыв первый срок, он понял, что на него снова заводят уголовное дело - и снова дадут большой срок лишения свободы. Власти и спецслужбы оказывали на него постоянное, ежедневное давление. Сил у него не хватило, его сломали. Он отрекся от веры и пал настолько низко, что соглашался выступать с антирелигиозными лекциями перед верующими, в том числе и перед своими бывшими братьями в лагерях, и даже с помощью услужливых профессиональных журналистов написал книгу под названием «Знайте правду, люди!», в которой рассказывал о том, как он был пятидесятником - и как он порвал с пятидесятниками. По словам старейшего служителя Божьего, который много лет трудился в Крыму, Парфена Кирилловича Вощило, в глубокой уже старости, понимая, что предстоит ему скоро предстать перед суд Божий и отчет дать за свою жизнь, вернулся он в церковь, жалкий и раздавленный. Людям, действительно, нужно знать правду - после своего отступничества он был очень несчастным человеком и, как блудный сын, к Богу-Отцу вернулся, найдя себе покой только после сердечного покаяния за свое отступничество. Людям, действительно, нужно знать правду - братья его простили, предав его в руки Божьи.

Меры принимались.

В Ржищевском районе Киевской области в октябре 1959 года состоялся суд, как официально было сказано, «над руководителями пятидесятников, упорно отвергающих объединение с Союзом ВСЕХБ». Судили Василия Коваленко, Григория Сосуненко и некоторых других братьев. Для «эффекта устрашения» власти также собрали всех пятидесятников, проживающих в этой местности, присутствовали на суде также несколько человек из ЕХБ Краснопольской общины Кагарлыкского района.

Подсудимые обвинялись в том, что они «по своему убеждению не принимают к исполнению государственные мероприятия», в том числе воинскую службу с оружием в руках. Заодно их по стандартной форме обвиняли в религиозном воспитании детей и неучастии в общественной жизни.885

Суд как суд - как тысячи подобных других над верующими. Отличительной особенностью было то, что на этом суде выступил Анисим Романенко, член общины ЕХБ с. Краснополье, который «ранее и сам был увлечен пятидесятничеством, но теперь порвал с ними, присоединился и состоит членом указанной общины», как писал в своем сообщении Андрееву старший пресвитер общин ЕХБ по Киевской области Енюков. В своем выступлении Романенко «обратил внимание общественности на свою прошлую принадлежность к пятидесятничеству и также на то, что это учение не отвечает духу Евангелия и он поэтому порвал с ним». Он утверждал, что, будучи верующим в настоящее время, как баптист он «находит этих людей, которые стоят перед судом, заблудившимися и не знающими учения Христа, который не отрывает своих учеников от добрых дел в обществе, а только от злых». Естественно, он далее утверждал, что служба в армии и все другие мероприятия государства - дают благо людям и поэтому их надо принимать и исполнять.

Дальнейшую судьбу Романенко выяснить не удалось, поэтому трудно утверждать, покаялся ли он когда-либо за то, что был в толпе обвинителей и виновен был в грехе Иудином, предавая братьев. Однако его прямой начальник - старший пресвитер ВСЕХБ по Киевской области Енюков с восторгом сообщал Андрееву 28 октября 1959 года, что «за это слово общественность и все присутствующие были очень довольны выступлением» этого самого Романенко.886 Бог ему судья.

В «Справке о деятельности незарегистрированных групп верующих и мерах борьбы с ними» Вильховый писал следующее:

В последние 2-3 года мы ориентировали областных уполномоченных Совета по делам религиозных культов в своей практической работе уделять особое внимание выявлению и изучению незарегистрированных групп верующих всех культов и течений, действующих как в явочном порядке, так и в подполье.

По далеко еще не полным данным уполномоченных Совета все же можно узке подытожить проделанную работу и прийти к некоторым выводам и предлозкениям. Всего по Украинской ССР взято на списочный учет 1.788 незарегистрированных групп, которые ориентировочно объединяют более 56 тысяч верующих.887

По областям УССР незарегистрированные группы верующих имелись, согласно этой справке, в следующем количестве.

Станиславская область - 225 групп с количеством верующих до 3.200 чел., из них групп пятидесятников 32 с количеством верующих до 800 чел.

Винницкая область - 213 групп, которые объединяют до 10 тысяч верующих; наиболее активно действуют: пятидесятники -61 группа.

Житомирская область - здесь 160 групп, охватывающих более 12 тыс. верующих, наиболее активные из них: пятидесятники, католики, иудеи.

Закарпатская область - имеется незарегистрированных 143 группы, объединяющие до 4 тысяч человек; по количеству верующих, как писал Вильховый, «в первую очередь надо обратить внимание на группы иеговистов, свободных христиан, пятидесятников и иудеев».

Тернопольская область - 121 группа, в которой находится до 2 тысяч верующих, по словам Вильхового, «наиболее активно ведут себя группы пятидесятников, секта сионистов (название от «святой» горы Сион) и католиков».

Хмельницкая область имеет незарегистрированных 102 группы, объединяющих до 3 тысяч верующих; активно ведут себя пятидесятники (50 групп), католики (15 групп), евангельские христиане-баптисты (20 групп).

Харьковская область - имеется 87 групп, объединяющих до 3 тысяч человек, «очень активно ведут себя иудеи (35 групп), пятидесятники (19 групп) и иеговисты (2 группы)».

Одесская область - 85 групп с охватом верующих до 3 тысяч человек, наиболее активные из них пятидесятники, адвентисты седьмого дня, евангельские христиане-баптисты, сионисты и иеговисты (7 групп до 100 человек).

Сталинская область - здесь выявлено 85 групп, которые объединяют до 3 тысяч человек, из них активно ведут себя пятидесятники (37 групп до 1.000 человек), «чистые баптисты» - 15 групп, иеговисты (8 групп, объединяющих до 200 человек) и иудеи - 8 групп.

Киевская область - 69 групп, до 2.000 человек, активно действуют пятидесятники - 20 групп, иудеи - 33 группы, адвентисты-реформисты - 6 групп, католики - 7 групп.

Днепропетровская область - 61 группа, верующих до 2.000 человек, активные: пятидесятники - 32 группы, иеговисты - 3 группы, адвентисты-реформисты - 2 группы, сионисты - 2 группы, иудеи - 7 групп.

Ровенская область - выявлено 50 групп, из них пятидесятников - 33 группы, охватывающих до 1.000 человек, иеговистов - 9 мелких групп, иудеев - 3 группы.

Волынская область - 57 групп, наиболее активные группы иеговистов (28 групп, в которых имеется более 500 человек), «девственники» - 9 групп, до 100 человек и пятидесятников - 8 групп, до 700 человек.

Крымская область - 46 групп, до 1.500 человек, активные группы: пятидесятников - 23 группы с количеством верующих до 900 человек, иудеев - 9 групп, адвентистов - 9 групп и 1 группа иеговистов - 15 человек.

Черниговская область - 30 групп, свыше 600 человек, наиболее реакционные группы истинно православных христиан - 14 групп, свыше 200 человек.

Ворошиловградская область - 16 групп, 600 человек, все они -пятидесятнические.

Херсонская область - имеется 19 групп, в которых находятся 500 человек верующих, из них пятидесятнических - 6 и 4 - старообрядческих; все они активно действуют.

Сумская область- 18 мелких групп, из них пятидесятнических - 16.

Николаевская область - 26 групп, верующих в них до 1.000 человек, среди них две группы иеговистов (переселенцы из западных областей УССР) - 55 семейств, 12 групп пятидесятников и 9 групп евангельских христиан-баптистов, 2 группы иудеев и 1 - адвентистов.

Кировоградская область - 42 группы, до 600 человек верующих, из них наиболее активные - 32 группы пятидесятников, 3 группы истинно православных христиан и одна - иеговистов.

Полтавская область - 38 групп с охватом верующих до 700 человек, активно действующие: истинно православные христиане-13 групп, до 100 человек, пятидесятники - 8 групп, старообрядцы - 5 групп, иудеи - 4 группы.

Черновицкая область - 7 групп, до 1.000 человек, активные из них: католики - 1 группа, иудеи - 2, старообрядцы - 1.

Запорожская область - 18 групп, до 300 человек, наиболее активные пятидесятники - 15 групп, охватывающие свыше 200 человек, и 1 группа сионистов.

Львовская область - было учтено 13 групп с количеством верующих до 500 человек, среди них 8 групп иеговистов, которые охватывают до 300 чел.

Черкасская область - 29 групп, до 700 человек, среди них активные 12 групп иудеев и 12 групп пятидесятников, 1 группа иеговистов и 1 группа истинно православных христиан.888

Эти статистические данные были очень неполными, неточными, очень заниженными и в будущем постоянно корректировались в сторону увеличения как числа групп, так и числа членов в них.

Неудивительно, что Совет по делам религиозных культов имел повод для беспокойства. В архиве сохранились тезисы доклада (30 страниц!) уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украинской ССР «О нерегистрируемых религиозных группах верующих, действующих на территории Украинской ССР, и мерах борьбы с ними», которые Вильховый огласил на совещании уполномоченных Совета в Москве 25 ноября 1959 года.

В частности, он говорил, что «среди незарегистрированных групп верующих необходимо обратить главное внимание на секту пятидесятников-трясунов, иеговистов, реформистов-адвентистов, истинно православных христиан, духоборов-молокан» и др., ибо «эти секты не признают советского законодательства, в основе их вероучения заложено изуверство в исполнении обрядности».889 Далее Вильховый говорил буквально следующее:

Эти секты находятся в орбите работы вражеской контрразведки (американской и западно-германской); судебные процессы, состоявшиеся в Украине над руководителями этих сект, вскрыли связь их с заграницей, в частности с Америкой, Западной Германией, Канадой и др. По количеству групп и охвату ими верующих наибольшую тревогу у нас должны вызывать пятидесятники и иеговисты.890

Объясняя ситуацию, Вильховый утверждал, что «в Украине необходимо учитывать и специфику сложившихся условий. Эта специфика вызвана тем, что в дни Великой Отечественной войны вся Украина была временно оккупирована немецко-фашистскими ордами и в этот период враги немало поработали по оживлению религиозного фанатизма, подготовили и перебросили в Украину большое количество духовенства - проповедников буржуазной религиозной идеологии». В качестве примера он упоминал, что «секта пятидесятников во время немецкой оккупации учредила епископат; организатор этой секты - Воронаев, слуга американского империализма».891

Вероятно, именно по этой причине, согласно докладу Вильхового, «уполномоченные Совета по делам религиозных культов занимались выявлением и изучением нерегистрируемых культов, контактируя в этой работе с Комитетом государственной безопасности при Совете Министров УССР».892

В своем докладе на совещании уполномоченных в Москве Вильховый также говорил:

Теперь мы выявляем всеми доступными средствами и берем на списочный учет действующие в явочном порядке или в подполье незарегистрированные группы верующих, собираем о них данные, характеризующие деятельность духовенства и руководителей этих культов, в первую очередь о пятидесятниках и иеговистах, а также и тех лиц, которые вернулись из мест заключения после отбытия наказания или реабилитации, или по амнистии, взяли под особое наблюдение те религиозные общества, молитвенные дома которых посещаются иностранными туристами и духовенством из-за границы.893

Вильховый, говоря о «подпольных» пятидесятниках, утверждал, что их в Украине насчитывается 400 групп с общей численностью 13.000 членов, что было цифрой, заниженной как минимум в два раза, и не согласовалось даже с его собственными статистическими данными и другими документами, находящимися в Киеве.894

Говоря о пятидесятниках, вотчиной которых, не без основания, считалась Украина, Вильховый посвятил значительную часть своего доклада «пятидесятнической проблематике». Вот часть его выступления, «посвященная» пятидесятникам.

Бидашу удалось снова провести в августе 1956 г. в г. Харькове подпольный съезд своих последователей и организовать духовный центр, который он возглавил. По-видимому, епископ Бидаш, находясь в заключении, проводил организационную работу, и когда он вернулся, то имели место массовые выходы пятидесятников, присоединившихся к обществам евангельских христиан-баптистов, которые начали устраивать кустовые совещания на территории Ровенской, Хмельницкой, Житомирской и других областей и направлять заявления с просьбой о регистрации обществ их культа.

Совет по делам религиозных культов снова отказал в просьбе епископа Бидаша и его последователей.

Епископ Бидаш и его последователи Кружко (Пятихатки), Левчук (Киев), Шепель (Днепродзержинск), Клочко (Сталине), Пахомов (Горловка) продолжали проводить незаконные тайные собрания верующих, подстрекая на этих собраниях верующих не соблюдать законодательства и постановлений правительства СССР о религиозных культах. Например, проповедник Райчинец после отбытия наказания вернулся в Закарпатскую область иве. Поляна организовал тайное собрание пятидесятников, на котором заявил: «Мы с евангельскими христианами-баптистами не согласны потому, что они служат в рядах Советской Армии, а мы против этого, они признают власть, а мы нет, мы не берем оружия в руки, так как Бог говорит, что врагов надо любить…»

Необходимо отметить, что возвращавшихся из мест заключения верующие-пятидесятники встречали «обрадовавшись», устраивали торжественные богослужения, на которых «благодарили Бога, что вернул им претерпевших за Христа».

Например, в крупном индустриальном центре Донбасса в г. Жданове «торжественно» встретили пятидесятнических проповедников; Малюту, который в 1949 г. был судим по ст. 54-10, но в 1955 г. освобожден по амнистии; гр. Стрюца, он в 1951 г. был судим по ст. 54-10, в 1956 г. был освобожден по амнистии; Макаренко - в 1951 г. судим по ст. 54-10, освобожден в 1955 г. по амнистии; Гаврильченко -в 1951 г. судим по спи 54-10, освобожден по амнистии.

Вышеуказанные лица быстро связались с целой группой сектантов, тоже отбывавших наказание. Это Выродок, который работает на заводе «Азовсталь», Устименко - бродячий проповедник, Данилов - рабочий в тресте «Азовстальстрой», а также с активом пятидесятнической молодежи, с такими, как Цыпенко и другими.

«Связисты» пятидесятников устанавливали связи между действующими группами в Макеевке (возглавляет группу пятидесятников старший инженер технического отдела треста «Красногвардейскуголь», воспитанник Сталинского горного техникума, член профсоюза Николай Андреевич Диканов), Горловке, Запорожье, Днепродзержинске, Кривом Роге, Никополе, Днепропетровске и других, снабжия проповедников магнитофонами или магнитофонными записями молитвенных собраний, на которых выступали видные проповедники и хор молодежи.

В Запорожье областной суд (суд состоялся в июне 1957 г.) установил, что главные руководители пятидесятнических групп -Фоменко, Безуглый и Якимчук - держали тесную связь с приезжей из-за границы некоей Волосатой, через которую они получали заграничную литературу, а пятидесятник Мельник вел переписку с сектантами, проживающими в Канаде. На этом суде установлено, что завербованная пятидесятниками молодежь отказывалась от призыва в Советскую Армию, пятидесятники разрушали советские семьи, вербовали учеников, детей, юношей; ученица 10-го класса Макогоненко Мария, попав в среду пятидесятников, перестала принимать участие в общественной работе.

Чтобы иметь представление о количественном составе пятидесятнических групп верующих и их руководителях, возьмем типичную в этом отношении Днепропетровскую область и обратим внимание на наиболее активные группы. В самом г. Днепропетровске имеется группа пятидесятников в количестве 60 человек, среди них большинство молодежи, собираются в подполье и руководят этой группой молодежные проповедники: Поляков М. А., 1927 г. рождения, шофер треста-17; Поляков Н. А., 1927 г. рождения, электрик СУ-7; КизьА. Е., 1927г. рождения, наладчик организации п/я № 186.

В Амур-Нижнеднепровске группа в 20 человек открыто не собирается, руководителями являются пенсионеры Хлуссов М. З. и Чумак Р. Н.

В Днепродзержинске группа имеет до 100 человек, но собирается не на территории города, а выезжает в пригородные поселки: Аулы, Романково, Верховцево, Карнауховку. Этой группой руководят: пенсионер Мисюра М. А., инвалид Отечественной войны, гр. Лазаревич А. С., 1922 г. рождения, рабочий ДГЗ, гр. Дорунов и работник промартели в г. Днепродзержинске гр. Цаберябый Н. С., 1930 г. рождения.

В Кривом Роге имеются группы на шахте им. Валявко - 30 чел., руководитель Клименко М. Т., 1910 г. рождения, работает на руднике Шмаково; в районе ст. Шмаково - 30 человек, руководит Вовк М. Г., 1896 г. рождения, работает в сапожной мастерской на ст. Шмаково; на ст. Калачевская - 40 человек, руководят Романченко B. C., 1892 г. рождения, Романченко Я. С., Битер Р. С.; в пос. Дубки Глееватского сельсовета руководителями являются Фигель Д. Т., 1913 г. рождения, Мельник И. Ф., 1930 г. рождения, работает на Октябрьском руднике, Литвин М. И., 1929 г. рождения, работает на руднике «Большевик».

Аналогичное положение и в г. Никополе (здесь на руднике им. Орджоникидзе оживил работу после отбытия наказания горный техник Кучеренко Н. В.), в г. Марганец, в г. Павлограде и в Павлоградском районе (сс. Богдановка, Терновка) и в г. Новомосковске и Новомосковском районе.

Необходимо отметишь, что в таких городах, как Кривой Рог, Павлоград, Новомосковск, пятидесятники упорно стремятся создать свои группы.

Пребывая лично в Днепропетровской области, я обращал внимание руководства области на то, что на новых крупных промышленных стройках, в частности в Павлоградском и Криворожском районах, пятидесятники стремятся свить свои гнезда.

Сейчас нами вскрыта группа в 20 человек в г. Павлограде (руководители Солодовников Г. А., 1903 г. рождения, работает на мебельной фабрике, Валуев М. В., 1914 г. рождения, шофер углеразвозки; собираются мелкими группами, поддерживая связь с группой с, Богдановы и с. Терновка) в районе новой шахты.

После изоляции в 1957 г. руководителей Пятихитского нелегального центра пятидесятников - Бидаша, Кружко, Левчука, Щепеля и Кореняки - деятельность незарегистрированных групп пятидесятников все же не снизилась, но в массе своей пятидесятники начали искать другие пути.

Некоторые пятидесятнические группы в результате проведенной работы начали порывать с подпольем, приняли устав евангельских христиан-баптистов, но ввиду того, что они находятся на далеком расстоянии от зарегистрированных групп евангельских христиан-баптистов, поставили перед нами вопрос о регистрации их обществ. Мы занимались изучение.» этого вопроса и в результате пришли к выводу, что действительно целесообразно зарегистрировать пятидесятнические группы, которые стали на путь устава евангельских христиан-баптистов: это, во-первых, даст возможность требовать от руководства обществ соблюдать законодательство, а также мы выведем из подполья значительную массу верующих и этим самым оградим их от попыток врижеской работы среди них в подполье.

По инициативе Комитета государственной безопасности при Совете Министров УССР было внесено предложение о регистрации 12 религиозных групп пятидесятников с целью выведения их из подполья.

Это следующие группы: а) с. Каменка (134 чел.), с. Репуженцы (87 чел.), с. Шировцы Горишние (76 чел.) - Черновицкой обл. б) с. Квасов (116 чел.), г. Броды (166 чел.) и г. Цумань (138 чел.) -Волынской обл. в) с. Хмелевка (50 чел.) - Тернопольской обл. г) г. Балта (140 чел.) и г. Белгород-Днестровский (60 ч.) - Одесской обл. д) с. Почапенцы (60 чел.) - Винницкой обл. е) с. Казанка (50 чел.) и Кумиры (60 чел.) - Николаевской обл.

Мы потребовали от духовного центра евангельских христиан-баптистов дать необходимые материалы по этим группам. Старшие пресвитера евангельских христиан-баптистов в областях начали вести соответствующую работу среди этих групп верующих силами бывших пятидесятнических руководителей, которые ранее (до 1948 г.) присоединились к евангельским христианам-баптистам.

Вместе с Комитетом государственной безопасности мы поднимали вопрос перед прокуратурой о привлечении таких, как Коркосенко, Вощило, и др. к уголовной ответственности. Некоторых из этих лиц судили в 1957 году, но высшие судебные инстанции по существу отменили приговор или нашли возможным применить к ним снова амнистию, несмотря на то, что эти лица в прошлом имели судимость.

Много было шума: во время нахождения Коркосенко и Вощило в залах суда к помещению суда толпой собирались верующие, поднимали крик, молились, и когда высшая судебная инстанция данных преступников освободила, верующие устроили торжественные богослужения, думая, что бог услыхал их молитвы и «вразумил начальствующих». Теперь эти лица - Коркосенко, Вощило и другие снова активно ведут работу по оживлению деятельности пятидесятников в Крымской области.

Старший пресвитер евангельских христиан-баптистов по Крымской области в своем письме духовному центру в ноябре т. г. об этом пишет:

«Снова посетил собрание неприсоединившихся пятидесятников в г. Керчи. Собираются они, как и ранее собирались, в доме Хейлика Александра Дмитриевича, ему 35 лет, отец его,

Хейлик Дмитрий, тоже против единства. Читал им письмо жены бывшего организатора секты пятидесятников Воронаевой, но Хейлик назвал всех нас отступниками. В г.

Феодосии мы посетили дом руководителя пятидесятников гр.

Миц (проживает по ул. Суворовской, 17), имели беседу о единстве с ЕХБ, на что он, Миц, реагировал отрицательно и даже отказался принять письмо Воронаевой. В г. Симферополе проводил беседу с пятидесятниками в доме, где они систематически собираются (до 100 чел.), по ул. Парижской, 14, у пятидесятника Пешкова Демьяна. Была особо горячая беседа со всеми собравшимися. Главный руководитель Коркосенко отсутствовал, его замещал Голышев Николай Васильевич; когда я зачитал письмо Воронаевой, то незнакомый мне человек лет 30 раскрыл журнал, издаваемый в 1928 г. самим Воропаевым, и из этого журнала прочел статью в противовес тому, что пишет Воронаева в своем письме, а потом Голышев прочел воззвание, выпущенное их братьями, причем добавил:

«Старшие братья, которые теперь в узах за истину».

В этом письме мы имеем точные адреса незаконно действующих молитвенных домов пятидесятников, данные о руководителях этих групп, но почему-то местные органы власти, располагая этими данными от нас, не принимают эффективных мер, направленных на пресечение незаконной деятельности групп пятидесятников. Аналогичное положение в Одесской, Черновицкой, Житомирской, Днепропетровской, Сталинской и Запорожской областях.

Правда, Запорожская прокуратура и облсуд более строго подошли в сравнении с крымскими работниками Министерства юстиции, здесь осудили главных руководителей пятидесятников Фоменко В., Кравченко А., Якимчука Ф., Мельника А. и других на 15-20 лепи Осудили строго, и некоторые руководители районов думали, что этим самым искоренили пятидесятников. В действительности они продолжают действовать, изменив тактику, применяя более строгую конспирацию для своей деятельности. Я считал и считаю, что репрессивным и административным мерам должны были бы сопутствовать действенные мероприятия со стороны партийных и советских организаций, направленные на перевоспитание лиц, подпавших под влияние секты пятидесятников.

Вместе с этим к руководителям пятидесятнических групп, к активу этих групп, которые враждебно настроены к советской власти, надо принимать более решительные и настойчивые меры, направленные на пресечение их незаконной деятельности, в частности, ссылаться на Административный кодекс Украинской ССР, который 358 параграфом подтверждает, что «ни одно религиозное общество какого бы то ни было культа не может открывать свои действия ранее регистрации своего устава в порядке правил, установленных для регистрации обществ и союзов».

Мы сторонники того, что уже пора закончить всякие разговоры и тем более «уговоры» враждебных лиц из актива пятидесятников о присоединении к зарегистрированным обществам евангельских христиан-баптистов и прекратить «увещевания», а также категорически потребовать от руководителей таких групп немедленно прекратить всякую незаконную деятельность. Там, где руководители будут сопротивляться, - действовать через голову руководителей. Практика показала, что если с верующими договориться, то они могут отстранить ненужное руководство.895

В большом перечне мероприятий, которые Вильховый предлагал в общем контексте борьбы с «нелегальными формированиями», было и предложение, чтобы «Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР дал через печать (газету «Известия») ответ на заявление пятидесятников о регистрации, почему секта пятидесятников-трясунов не регистрируется и что последователи этой секты грубо нарушают законодательство, собираясь незаконно, без регистрации, проводя свои богослужения в частных квартирах - в подполье, допуская изуверческие формы при исполнении обрядов, «пророчества», и не выполняют священного долга гражданина СССР - не берут оружия в руки для защиты Родины».896

«Большую роль в раскрытии социально-политического лица руководителей таких групп играет пресса, в частности, местные газеты, на страницах которых время от времени появляются статьи, написанные по материалам судебных процессов», - подводил итог Вильховый.897

Обстановка продолжала накаляться.

В том числе - продолжала накаляться обстановка и в объединенных церквах.

Уполномоченный Совета при Киевском облисполкоме в своем отчете за 1957 г. отмечал, что «духовенство общества евангельских христиан-баптистов и его религиозный актив на исключение пятидесятников и их отход из обществ этого культа смотрели, как на нечто желаемое; во всяком случае за малейшее нарушение догм пятидесятников исключали не только в одиночку, но и группами, а тех из них, которые сами выходили из обществ евангельских христиан-баптистов, не удерживали».898 Он также отмечал, что на такое положение с пятидесятниками не обращали своевременно должного внимания и руководство Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов в Москве, и его представители в Украине и Киевской области».899


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: