Пятидесятники накануне 3 страница

Несколько позднее - 3 мая 1961 г., в ответ на требование заместителя Председателя Совета Министров УССР П. Т. Тронько уполномоченные обоих Советов: Совета по делам русской православной церкви - Г. Пинчук и Совета по делам религиозных культов - К. Полонник направили секретный доклад, в котором «представляли некоторые данные и мысли относительно религиозной обстановки в Украине и заданий местных органов власти». Вот выдержка из его текста.

По состоянию на 1 мая 1961 года в Украине зарегистрировано 8.723 религиозные общины, в том числе: 7.142 -православных, 1.191 -евангельских христиан-баптистов, 95 - адвентистов седьмого дня, 132 - католические, 85 - реформатских, 51 - старообрядческая, 22 -иудейские и 5 общин секты молокан.

За 1960 год и первый квартал 1961 года с регистрации снято 1.176 общин, в том числе 1.015 - православных и 161 - других культов. Итак, религиозная сеть в Украине на данный момент сократилась: православной церкви - на 10%, католической - на 13%, иудейской - на 38%, других культов - на 7-8%. За последние годы значительно сократилась сеть монастырей: было 40, осталось 18.

Однако активность церковников и сектантов еще достаточно высокая. Достаточно отметить, что за прошлый, 1960 год сектантские общины (ЕХБ и ЛСД) завербовали и подготовили к водному крещению 3.595 человек. Это, правда, меньше, чем было в 1959 году, тогда насчитывалось 4.764 человека, однако количество вступающих в секты еще большое. Обращает на себя внимание, что из 3.595 человек, которые хотели в 1960 году принять водное крещение в сектантских религиозных общинах, 824 человека составляет молодежь в возрасте до 25 лет.

Вследствие административных мер, принятых областными уполномоченными Совета по делам религиозных культов, к водному крещению в 1960 году были допущены только 834 человека. Поэтому остаток заявителей - 2.761 - будет претендовать на водное крещение в 1961 году, если нашим лекторам-атеистам, партийно-советскому активу не удастся оторвать их от религии, привлечь к участию в общественно-политической жизни.916

Уполномоченные единодушно отмечали, что в прошлом году в ряде областей республики (Киевской, Полтавской, Одесской, Ровенской, Хмельницкой) имели место факты голого администрирования при закрытии церквей, снятых с регистрации. В г. Шаргороде Винницкой области еще только наметили закрыть костел, но уже неосторожно начали говорить об этой намеченной операции на разных собраниях рабочих, служащих и даже в школе. Верующие, прознав об этом, не без основания обеспокоились, сразу же отправили ходоков в Киев и Москву, начали пачками слать заявления и жалобы на неправильные действия местных органов власти, собирать множественные подписи верующих, и результат получился для советской власти неважный: представление Шаргородского райисполкома и Винницкого облисполкома о разрешении на закрытие костела пришлось отклонить, «так как условий для этого на месте еще не создано».917

Уполномоченные дипломатично рекомендовали правительству Украины, что «нельзя также допускать, чтобы закрытие молитвенных домов и снятие церковного инвентаря проводились с участием работников милиции, как это в прошлом году имело место в ряде областей. Такие операции нужно проводить руками духовенства и руководящих органов религиозных общин».918

Тем временем, пока повсеместно закрывались церкви, в Москве с редким лицемерием проходили заседания Совета по делам религиозных культов. Одно из них состоялось 6 мая 1961 года, сохранился его протокол с грифом «Секретно».

На заседании присутствовали: председатель Совета А. А. Пузин, зам. председателя Совета В. Ф. Рязанов, члены Совета М. С. Возчиков, П. А. Задорожный, Б. П. Титков и ответственные работники аппарата Совета.919

Первым делом слушали вопрос под названием: «Об участии представителей церквей СССР в подготовке и проведении Всемирного общехристианского конгресса в защиту мира».

Пузин сообщил, что христианским церквам СССР разрешено направить в июне 1961 г. в Прагу на Всемирный общехристианский конгресс в защиту мира делегации в количестве 50 человек. Московской патриархии, лютеранской и армянской церквам, Всесоюзному Совету евангельских христиан-баптистов было разрешено пригласить в СССР сроком на 10 дней группу участников конгресса в количестве до 140 человек из стран Африки, Ближнего Востока и других стран.

Постановили: поручить Возчикову М. С. и Задорожному П. А. подготовить к очередному заседанию Совета конкретные мероприятия, касающиеся участия в конгрессе и приема зарубежных гостей в СССР.

Затем обсуждали проект заявления мусульманских деятелей СССР в связи с обращением мусульманских деятелей ОАР и Западной Африки к мусульманам Запада и Востока с призывом объединить усилия мусульман на борьбу с империалистическим деспотизмом и колониализмом.

Было принято решение одобрить текст заявления и рекомендовать руководителям Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана (муфтию Бабаханову) и Духовного управления мусульман Европейской части СССР и Сибири (муфтию Хиялитдинову) выступить с указанным заявлением по радио на «заграницу». Решили также считать целесообразным передать указанное заявление для иностранной печати по каналам ТАСС.

Затем обсуждался вопрос о приглашении в СССР в 1961 году делегации негритянской баптистской конвенции США. Дело в том, что летом 1960 года Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР посетил член ЦК Компартии США Патерсон, который высказал пожелание, чтобы баптистский религиозный центр в Москве пригласил в СССР в качестве своих гостей руководящих деятелей негритянской баптистской конвенции США с целью ознакомления их с достижениями Советского государства, с жизнью советского народа, а также с положением религии и церкви в СССР. Осуществление этого мероприятия, заявил Патерсон, будет «способствовать разоблачению клеветы, распространяемой о Советском Союзе враждебной буржуазной пропагандой, и укреплению Дружбы между народами Советского Союза и США».

Посол Советского Союза в США Меньшиков положительно расценивал факт приглашения в СССР руководящих деятелей негритянской баптистской конвенции США. МИД СССР также поддерживал это предложение. Посему постановили считать целесообразным приглашение в СССР делегации негритянской баптистской конвенции США.

Обсудили предложение уполномоченного Совета по Литовской ССР Ругениса, касающееся нового приема учащихся в Каунасскую семинарию на 1961/1962 учебный год. И постановили: согласиться с предложением т. Ругениса о нецелесообразности проведения нового приема учащихся в семинарию.

Далее перешли к большому ряду обыкновенных, привычных, естественных вопросов - о снятии с регистрации и закрытии церквей в разных концах бывшего Советского Союза.920 В тот день были закрыты многие католические и евангельские церкви. Оставшихся было еще достаточно, чтобы показывать их «руководящим деятелям негритянской баптистской конвенции США» с целью «ознакомления с достижениями Советского государства, с жизнью советского народа, а также с положением религии и церкви в СССР». И, по мнению Совета, вполне достаточно, чтобы «способствовать разоблачению клеветы, распространяемой о Советском Союзе враждебной буржуазной пропагандой», о положении верующих в Советском Союзе.

Этому, конечно, внимание уделялось серьезное. Председатель Совета Пузин, например, прислал важное сообщение уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Совете Министров Украинской ССР Полоннику, что, согласно сообщению «Интуриста», 30 мая 1961 года в СССР прибыла группа туристов в количестве 20 человек, граждан США из штата Калифорния. Указанная группа состояла «из лиц, выехавших из России до революции и являющихся по своим религиозным убеждениям духовными христианами-молоканами».921 Руководителем группы был американец Селиган. Программа их поездки по Советскому Союзу включала посещение следующих городов: Москвы. Ашхабада, Баку, Еревана, Тбилиси, Пятигорска, Сталинграда, Ростова-на-Дону, Киева, Харькова, Ленинграда. Пузин наставительно писал Полоннику:

Во время поездки американские туристы-молокане будут интересоваться положением религии в СССР и особенно своих единоверцев. Они намереваются побывать у своих родственников, прозкивающих в некоторых районах Грузии, Армении, Ставропольского края, Ростовской области и т. д.

Сообщая об этом, Совет просит Вас совместно с другими заинтересованными организациями принять необходимые меры, дабы эти туристы получили правильное представление о положении религии в СССР. О пребывании туристов и посещении ими религиозных организаций просим информировать Совет.922

И думается мне, что ни Совет, ни другие «заинтересованные организации» нисколько не были заинтересованы признаваться молоканам, что молоканских церквей уже почти не осталось в «самой свободной стране мира» (в Украине, например, молоканских зарегистрированных общин, согласно информационному отчету Полонника, было в тот момент семь, а в них насчитывалось 702 члена, вскоре количество церквей сократилось до четырех).923 А еще более они, вероятно, не были заинтересованы показывать молоканам вот этот дикий секретный документ, который циркулировал в недрах известных организаций, и характеризовал их ближайших братьев -духоборцев, с которыми у молокан было много общего.

14 июня 1961 г.

Управлению Комитета государственной безопасности при Совете Министров УССР по Киевской области тов. ЛЕОНОВУ

На М» 3/3164 от 5 апреля 1961 года Религиозная секта «духоборов» по характеру своей деятельности является изуверческой и антигосударственной и регистрации не подлежит.

Последователи этой секты активно вели антисоветскую деятельность, выступали против коллективизации. Саботировали мероприятия партии и правительства, враждебно относились к органам советской власти, отказывались защищать Родину с оружием в руках.

В период 1930-1938 гг. данная секта также не регистрировалась и проводила свою деятельность нелегально.

Зам. уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Совете Министров УССР Р. Швайко.924

(И это про духоборцев, которых в свое время ценил Ленин и старался привлечь на сторону большевиков, согласно известной резолюции 2-го съезда РСДРП, близкий сотрудник Ленина В. Д. Бонч-Бруевич! Воистину, вовремя духоборцы в основной своей массе уехали в Канаду, не то пришлось бы им сравнивать, какие преследования - при царе-батюшке или при большевиках-свободолюбцах - были больнее! С разницей только, что никакой граф-писатель Толстой защищать их не будет, а если бы и дожил Толстой… Нет, право, лучше, что Толстой тоже умер вовремя!).

Наступал август 1961 года.

В отчете старшего пресвитера общин ЕХБ по Винницкой обл. Шаповалова за август 1961 г. сообщается, что 6 августа вечером он посетил общину г. Гайсина, однако вечернее богослужение было сорвано пьяными хулиганами. Причиной послужило отравление грибами трех детей в селе Крутогорб. Их бабушка была верующей, по селу пустили молву, что бабушка принесла детей в жертву, что привело в возмущение всех жителей Гайсина. В толпе звучали выкрики: «Их надо вешать» и т. п. Некоторое отрезвление к жителям пришло вскоре: после вторичного случая отравления, на этот раз - неверующей семьи.925 Однако мнение, что «эти проклятые сектанты» приносят в жертву детей, еще долго будет насаждаться и подогреваться бессовестной атеистической пропагандой, пик деятельности которой приходится именно на 60-е годы. Наступал август.

Уполномоченный Совета при Днепропетровском облисполкоме П. Зуев 12 августа доносил в Киев Полоннику секретной почтой о делах на Днепропетровщине.

Во исполнение постановлений Совета Министров СССР от 16 марта 1961 г. и Совета Министров УССР от 29 апреля 1961 г. местные советские органы начали почти повсеместно осуществлять контроль за соблюдением духовенством и религиозными обществами законодательства о культах и принимать необходимые меры по отношению к нарушителям этого законодательства. Заметную помощь в этом деле оказывают созданные при райисполкомах и горсоветах группы содействия уполномоченным, осуществляющие наблюдение за посещаемостью молитвенных домов (особенно в дни больших религиозных праздников) и за деятельностью духовенства и сектантского актива как в молитвенных домах, так и вне молитвенного дома, изучение проповеднического состава, приемов и способов влияния его на население.

Во многих группах содействия члены групп закреплены за отдельными религиозными обществами и группами верующих для проведения наблюдения за их деятельностью, изучения контингента посещающих молитвенные дома и выявления фактов нарушения со стороны духовенства законодательства о культах.

В г. Никополе практиковалось групповое прослушивание на квартирах (в период временного отсутствия у общины молитвенного дома) записанных на магнитофоне проповедей и молитв.

В отдельных общинах (в поселке им. Крупской) со стороны отдельных членов исполнительных органов допускались оскорбительные выпады против неверующих. В Днепропетровской общине ЕХБ и в общине в поселке им. Крупской со стороны отдельных проповедников (бывших) допускались призывы к воспитанию детей и молодежи в религиозном духе.

В городах Никополе, Кривом Роге, Днепропетровске были выявлены счучаи групповых молений на дому по случаю новоселья, поминок, именин.

С помощью членов групп содействия были обнаружены групповые явочные собрания пятидесятников в городах Кривом Роге, Синельникове, Перещепинском, Ново-Покровском и Никопольском районах. В с. Песчанка Новомосковского района член группы содействия учительница Дуброва в беседе с верующими сектантами, проживающими в данном селе, установила, что среди них ходят тетрадки с записями вопросов и ответов против научно-атеистической пропаганды.

За нарушение законодательства о культах мною за последнее время сняты с регистрации 2 пресвитера и 8 членов исполнительного органа и ревизионных комиссий. Сделаны серьезные последние предупреждения пресвитерам Карнаватской, Никопольской, Новомосковской общин в поселке Дубовая Балка и в г. Кривой Рог -общинам ЕХБ.

Руководители явочных собраний групп пятидесятников были вызваны для строгого предупреждения в соответствующие райисполкомы и горсоветы. В Никопольском районе над руководителем группы пятидесятников Бочкарем П. Л. был организован общественный суд.

В г. Кривой Рог кроме руководителей групп пятидесятников в райисполкомы вызывались и рядовые члены этих групп для разъяснения им, почему нашим законодательством запрещается деятельность секты пятидесятников.

Для выявления и пресечения незаконной деятельности пятидесятников и других сект горсоветами и райисполкомами привлекаются домоуправления, квартальные и уличные комитеты. Одновременно принимаются меры к усилению научно-атеистической работы со стороны расположенных в местах нахождения сектантских групп культурно-просветительных учреждений и общественных организаций.926

Как сообщал далее уполномоченный Зуев, «в области прекратилась организованная благотворительная деятельность зарегистрированных религиозных обществ, не установлено за последнее время фактов проведения со стороны духовенства специальной работы среди молодежи и детей, группового обучения детей или юношества религии. На молитвенных собраниях сектантских обществ почти не наблюдается присутствия детей школьного возраста, однако сектантские проповедники продолжают призывать верующих к религиозному воспитанию детей дома, и это необходимо иметь в виду школьным коллективам. На молитвенных собраниях крупных городских обществ (Днепропетровск, Кривой Рог, Никополь, Днепродзержинск) еще можно наблюдать присутствие немалого количества молодежи в возрасте от 18 до 25-28 лет и отдельных подростков 16-17 лет, членов семейств сектантов».927

Уполномоченного радовало то обстоятельство, что значительно снизилось официальное поступление в обществах ЕХБ заявлений от приближенных на водное крещение. «Если в 1958 г., - писал Зуев, - было завербовано новых приближенных 145 человек, в 1959 г.-114 человек, в 1960 г. - 58, то в 1961 г. - только 26». Однако фактом оставалось то, что «сектантский актив не прекращает вербовочную работу и больше всего ведет ее в городах области».928 Было прекращено взимание добровольных членских взносов. Деловые собрания верующих зарегистрированных обществ созывались лишь только с разрешения местных органов власти.

И все же Зуев осторожно замечал: «Нельзя гарантировать, что духовенство и особенно сектантский актив не будут допускать нарушений законодательства о культах, поэтому с моей стороны принимаются меры к тому, чтобы осуществление контроля со стороны местных советских органов носило не кампанейский, а систематический характер и чтобы группы содействия как форма общественного контроля также действовали систематически и планово».929

Уполномоченный Совета по Тернопольской области Коваленко, выполняя комплекс мероприятий «по снижению активности религиозных культов в Тернопольской области», планировал во втором полугодии 1961 г. «провести перерегистрацию всех ксендзов, перевести их из городских религиозных обществ в сельские, закрыть все действующие костелы в городах, а также в ближайшее время расторгнуть договора на национализированные здания, в которых размещаются религиозные общества ЕХБ, и передать эти здания под культурно-бытовые нужды». Однако Совет мягко пожурил его: что «такие мероприятия нельзя проводить кампанейски», а следует работу вести более умело.930

Наступал август.

Уже упомянутый уполномоченный по Херсонской области Ющенко не унимался. 15 августа 1961 г. он направляет в Киев «Информацию о выполнении Постановления Совета Министров УССР от апреля 1961 г «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах», в которой пишет с первых строчек буквально так:

Херсон представляет особый интерес, т. к. в нём имеется открытый морской порт, куда ежедневно прибывают иностранные суда, и не исключено, что иностранцы поддерживают личный контакт с верующими и духовенством, о чем нам необходимо было бы своевременно знать.931

Эта «шпиономания» давала себя знать во всем. Примером этого могут служить факты по Геническому району, где верующих Балацкого и Маленко уволили с работы с нарушением законодательства, а последнему даже «записали в трудовую книжку, что он уволен за принадлежность к верующим».932

В Высокопольском районе Херсонской области автор фельетона «С именем Бога на устах» в районной газете «Ленинский шлях» описал, как сектант Семенов Иван Иванович, 1939 года рождения, «вербовал в секту ЕХБ гр. Балицкую А. Н., 1910 года рождения, а затем, по решению сектантов, должен был принести ее в жертву путем распятия, что и пытался осуществить».

Уполномоченного это заинтересовало, но при самой первой проверке выяснилось, что автором этого фельетона оказался начальник райотдела милиции Власов, вероятно, большой любитель леденящих душу детективов. При проверке также оказалось, что в данном фельетоне имелось слишком много художественного вымысла автора. В действительности же, как установил уполномоченный, дело обстояло так.

Сектантка Семенова вручила Балицкой Библию для ознакомления и сказала, что если ей станет всё понятно, то она будет принята в ряды верующих. Балицкая не намерена была вступать в сектантскую общину и поэтому Библию отнесла в сельсовет и обо всем там рассказала.933

«Естественно, - подводил черту уполномоченный, - подобные фельетоны никакой пользы не приносят, а, наоборот, озлобляют население против советской действительности». Поэтому уполномоченный советовал читать фельетоны другого порядка - журнал «Наука и жизнь». И посему чрезвычайно возмутился, когда во время подписки на комбайновом заводе им. Петровского (Херсон) правоверный, но недалекий коммунист, секретарь парторганизации цеха Белов отказался подписаться на этот журнал, заявляя при этом: «Этот журнал второстепенный, нужно читать «Коммунист», а был ли Христос - это еще неизвестно».934

Гнев А. Ющенко вызывало и то обстоятельство, что обком КПУ разослал райкомам списки лиц, подавших заявления на крещение, однако «необходимая работа с этими лицами не велась, в результате все кандидаты приняли обряд крещения».935

Но совсем плохо, по мнению Ющенко, что в совхозе «Калининосельский» Херсонского района группа пятидесятников (до 50 человек) «в результате плохой работы комиссии содействия уполномоченным Советов активизировала свою работу по вовлечению новых членов из числа местных жителей». По решению обкома КПУ был организован суд общественности над руководителями этой группы.

Этой группой пятидесятников руководил Кубай Яков Архипович, 1923 года рождения. Суд общественности решил привлечь его к уголовной ответственности и передал материалы в прокуратуру. Характерно, что «активно участвовала в сектантской группе молодежь».936

Допрашивали тогда и Назара Павловича Рещиковца. Сегодня он является широко известным служителем Союза церквей христиан веры евангельской России. Тогда он был учеником 9-го класса.

Как следует из донесения уполномоченного в Киев, на вопрос, как он попал в секту пятидесятников, юный Назар сказал, что ответит двумя словами: душа его увидела грех, в котором нужно покаяться перед Богом. В ответ на призывы порвать с «сектой», он ответил, что этого никогда не сделает и что готов ради дела Божьего даже пожертвовать собой. Его сестры Полина и Мария также заявили, что хотят служить Богу до конца своей жизни и навсегда останутся в церкви.937

Так подрастало молодое поколение - и напрасны были попытки уполномоченного задушить церковь. Очевидно было, что новое поколение придет на смену старшим.

Ющенко злорадно писал, что «при помощи обкома и Херсонского горкома КПУ сняты с регистрации сильные проповедники Херсонской общины ЕХБ Крамаровский и Панасенко, и община до сих пор не может подобрать кандидатов на замещение снятых с регистрации проповедников». Он сообщал также, что «3 августа по материалам районной газеты снят с регистрации проповедник (член исполнительного органа) общины ЕХБ в с. Георгиевка Верхне-Рогачского района Дорошенко Г., и дан инструктаж райисполкому на дальнейшие действия по снятию с регистрации пресвитера этой общины, а затем и полному разложению её».938 А в то же время в Херсонской области, как и по всему Советскому Союзу, в церквах быстро росли и мужали мальчики - люди моего поколения, которым суждено будет встать у руля церкви в переломный момент истории, когда придет свобода в Советский Союз.

Ющенко писал, что в 1961 г. «старший пресвитер ВСЕХБ наметил крестить 36 человек, в том числе 13 человек от 18 до 30 лет, но в результате проведенной работы обряд крещения примут всего 22 человека - в возрасте свыше 30 лет».939 Но молодежь оторвать от Бога и от церкви не удалось.

Конечно, ко всем вероисповеданиям и религиям отношение было одинаковым - одинаково нетерпимым.

Уполномоченный хвалился:

В Херсоне незаконно проводила свою работу группа адвентистов седьмого дня, но усилиями местных советско-партийных органов эта группа свою деятельность прекратила. В целях развития мероприятий по разложению и снятию с регистрации общины иудейского культа в Херсоне принято решение облисполкома, которое одобрено Советом, изъять помещение синагоги, а затем вести работу по разложению этой общины. В настоящее время помещение синагоги передано под детский сад (ведутся ремонтные работы), а среди верующих иудейского культа проводится работа по развалу «двадцатки», в результате община не может подобрать кандидатов в «двадцатку».940

31 августа 1961 года народный судья Ильичевского района Мариуполя (тогда - Жданов) в составе председательствующего Ковтуна, народных заседателей Лымаренко и Грянкина, с участием прокурора Скловского и общественных обвинителей Володарчик и Борблика на выездной сессии в Дворце культуры имени Карла Маркса рассмотрел дело по обвинению:.

Иванченко Никифора Акимовича, 9 февраля 1915 года, уроженца Краснодарского края, Титовского р-на, ст. Н-Титовка, русского, гр-на СССР, б/п, малограмотного, слесаря деревообделочного цеха КПП треста ЖМС, женатого, не судимого, проживавшего по адресу: Жданов, улица Вузовская дом I кв.12;

Ефименко Сидора Григорьевича, 14 мая 1887 года рождения, уроженца Запорожской области, Приазовского района, с. Александровка, украинца, гр-на СССР, образование 4 класса, б/п, не судимого, не работающего, проживавшего: Жданов, улица Годовикова, 10;

Гаврильченко Федора Григорьевича, 14 мая 1899 года рождения, уроженца Сталинской области, Н-Азовского района с. Красноармейского, украинца, б/п, малограмотного, судимого в 1950 году по ст. 54 - 10 УК УССР к 10 годам лишения свободы, освобожденного в 1955 году, проживавшего по адресу, поселок имени Ворошилова, улица 9, дом 38-3, гр-на СССР, пенсионера;

Герявенко Владимира Захаровича, 15 июня 1902 года рождения, уроженца Сумской области Хотинского р-на, с Могрицы, украинца, не судимого, образование 3 класса, гр-на СССР, пенсионера, проживавшего по адресу: г. Жданов, пос. Броневый, улица Модельная, 24

Гайдина Григория Афанасьевича, 1904 года рождения, уроженца Брянской области, Карачевского р-на, с. Яковлевка, русского, гр-на СССР, малограмотного, пенсионера, проживавшего: г. Жданов пос. Апатова, улица База, 34, не судимого;

Стукало Федора Федоровича, 21 декабря 1933 года рождения, уроженца Черкасской области, Чигринского района, с. Полудиевка, украинца, гр-на СССР, б/п, образование 4 класса, несудимого, слесаря-сборщика механосборочного цеха з-да Тяжмаш, проживавшего по адресу: гор. Жданов, улица Менжинского, 30;

Соколик Дмитрия Васильевича, 5 июня 1936 года рождения, уроженца Тернопольской области, Зиневенского р-на, с. Зурудня, украинца, образование 7 классов, гр-на СССР, б/п. не судимого, подкранового рабочего цеха стана 1700, проживавшего по адресу: г. Жданов, улица Межинского, 30

Вот что говорит приговор суда на косном языке советского судебного делопроизводства:

В городе Жданове в основном на территории промышленных районов Ильичевского и Орджоникидэевского на протяжении длительного времени проводила антиобщественную антигосударственную работу «группа сектантов- пятидесятников» так называемых «христиан веры евангельской», образно названных в народе «трясунами». Обвиняемые по делу, преданные суду, возглавили руководство этой сектой. Они в целях конспирации создали несколько явочных групп сектантов и проводили в них свою деятельность.

Во главе группы сектантов - пятидесятников на поселке Ворошилова стал подсудимым Гаврильченко, ранее судимый за государственные преступления. Группой поселка имени Апатова руководил подсудимый Гайдин, группой сектантов на поселке Азовкольцо руководил подсудимый Герявенко. Работу в Орджоникидзевском районе среди сектантов возглавил подсудимый Ефименко и он же с подсудимым Иванченко руководил деятельность всех нелегальных групп пятидесятников. Эти лица присвоили себе функции так называемого пресвитера и под руководством отправлялись окультии (так в приговоре! - В. Ф.) водного и духовного крещения, преломления хлеба и другие изуверские обряды.

В I960 и 1961 гг. подсудимые Стукало и Соколик создали в городе молодёжную группу и возглавляли ее. Административные органы запрещали деятельность групп сектантов-пятидесятников путем проведения индивидуальных бесед с руководителями и сообщали об этом на молитвенных собраниях.

По инициативе исполнительных комитетов Ильичевского и Орджоникидзевского райсовета депутатов трудящихся были проведены собрания во Дворцах культуры об антиобщественной деятельности сектантов-пятидесятников, на которых была осуждена деятельность секты и выражена требованием трудящихся запретить незаконное сборище «пятидесятников». Тем не менее противопоставив себя воле народа подсудимые активизировали свою работу и до дня ареста проводили антиобщественную деятельность. Подсудимые запрещали рядовым членам принимать участие в общественной жизни, посещать парки, Дворцы культуры, заниматься физкультурой, слушать радио, читать художественную литературу, газеты. Они старались оторвать верующих от полноправной жизни, от борьбы за коренные интересы трудящихся, построение коммунистического общества. Они утверждали, что наша жизнь «мирская суета», запугивали сектантов скорым приходом на землю Иисуса Христа, судом Господним над грешниками и другими измышлениями.

Подсудимые лицемерно проповедовали, что «все люди братья, у них нет врагов». Под этим предлогом они запрещали «своим братьям» брать в руки оружие для защиты Родины. Все это привело некоторых к отказу от Родины.

Свидетель сектант-пятидесятник Величко Ф. Н. даже в судебном заседании молвил, что «принадлежит к небесному царству». Такие оке убеждения имеет сектант Цыпенко Л. Ф. который в зале суда нагло заявил:

«Родина моя на небесах, землю считаю временным явлением». Этот свидетель в циничной форме заявил суду, что полет космонавтов героев Гагарина и Титова не достижения, а он сам скоро полетит «ещё выше Духом Святым».

Руководители секты занималась шарлатанством и обманом рядовых членов. Во время так называемых молений, собраний и т. к. создавали обстановку, которая нарушала нормальную психику человека. Они душно протапливали печи в квартире, где следовало молится, ставили на колени сектантов, заставляли их по несколько часов подряд молиться и т. д. Естественно, что после этого наступают психические заболевания, истерики, тряски, дикие выкрики которые они называют разговором на иных языках.

Свидетель Поддубный А. Е., муле гр-ки Гордиенко М. сообщил суду, что его жена до вступления в секту была совершено здоровая женщина. Свидетель Адамов сообщает суду, что его жена до поступления собраний сектантов была здоровой женщиной, хорошей матерью и хозяйкой, но под влиянием проводника Гаврильченко, оставила ребенка, отрывала от семьи для неизвестных ему целей деньги из бюджета семьи и, наконец, заболела. Изуверские обряды уродуют людей, разбивают семьи и наносят вред здоровью. Свидетель Чепель Анатолий попал пол влияние сектантов-пятидесятников, плохо стал относиться к родителям и довёл свою мать гр-ку Чепель Евдокию до покушения на самоубийство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: