Пятидесятники накануне 10 страница

Делалось ударение на том, что одним из основных заданий атеистической работы является: «еще выше поднять уровень научно-атеистической работы в вузах и техникумах, усилить роль школы и учителей в формировании материалистического мировоззрения учеников». Антирелигиозная работа с детьми должна была начинаться уже в начальных классах. На этом первом этапе основное ударение делалось на «моральном» воспитании учеников. Например, в программе разработанной Министерством образования еще в I960 г., рекомендовалось уделять особое внимание «научноматериалистическому образованию учеников первых-четвертых классов». В 1963/64 учебном году Министерство образования Украины подготовило специальный учебник - «Научно-атеистическое воспитание учеников младших классов». В том же году был издан ряд других пособий: «Атеистическое воспитание в курсе физики», «Атеистическое воспитание в процессе преподавания литературы» и другие. В них ставилось задание вести атеистическую работу с учениками средних и старших классов не только во время специального проведения занятий, но и во время изучения каждого отдельного предмета. 1052

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Черкасском облисполкоме 3. Сидоренко в секретной докладной записке под названием «О необходимости усиления атеистического воспитания детей и юношества» в те времена заявлял:

Изучение религиозной среды показывает, что обучение религии подрастающего поколения не прекратилось, оно продолжается в домашних условиях, в семьях верующих. Семейное религиозное воспитание стало основой пополнения верующими людьми различных религиозных объединений. В школе дети верующих изучают основы наук, а дома получают религиозное воспитание, и некоторые из них впоследствии становятся проповедниками религии.

Большинство верующих всех религиозных направлений проявляют стремление к религиозному воспитанию своих детей, особую настойчивость в этом проявляют матери.1053

Для «дальнейшего ослабления семейного религиозного влияния на детей и юношество» уполномоченный Сидоренко предлагал, в частности, «поручить прокуратуре имеющиеся факты религиозного воздействия на детей тщательно расследовать и в случае подтверждения, что верующие родители обучают религии своих детей путем понуждения и ограничения их свободы, решить вопрос о привлечении таких родителей к уголовной ответственности».1054

Не менее важным заданием считалось атеистическое воспитание студентов и рабочей молодежи. Н. В. Шлихта утверждает:

Студенты слушали лекции по основам атеизма во время изучения почти каждого из предметов. Одна из центральных лекций в курсе биологии имела, например, такое название «Роль учения И. П. Павлова в борьбе с религией». Имея целью не только превратить студентов в носителей нового мировоззрения, но и сделать их активными борцами с религией, отдел агитации и пропаганды ЦК КПУ при участии Министерства образования разработал программу по курсу «Основ научного атеизма». Сначала, в 1957/58 учебном году курс был введен в программы педагогических институтов, а со временем - в программы других учебных заведений. Для того, чтобы дать студентам опыт будущей атеистической работы, их привлекали читать лекции уже в период обучения. Так, в 1958/59 учебном году, студенты пятых курсов Львовского педагогического института прочитали 96 лекций на атеистические темы.

Однако не только те молодые люди, которые получали высшее образование, должны были стать субъектами атеистической работы. Очень важно было передать атеистические взгляды рабочей и сельской молодёжи: работникам заводов, фабрик, колхозов. Задание было особенно сложным, так как эта категория молодёжи составляла большинство. Кроме того, ее было значительно труднее организовать для встреч и дискуссий. Наконец, именно эти молодые люди были в преимущественном большинстве людьми верующими. Для выполнения этого задания почти на каждом производстве были организованы «уголки» атеизма. Кроме того, школы атеизма создавались почти в каждом районном и областном центрах, и специальные факультеты атеизма начинали свою работу при вечерних университетах марксизма-ленинизма. 1055

Уровень религиозности населения был неравномерным. В западных областях Украины, например, где уровень религиозности населения считался самым высоким, где было довольно много евангельских церквей, а значительная часть населения поддерживала катакомбную греко-католическую церковь, партийное и советское руководство вынуждено было действовать особенно активно. Именно поэтому организация школ атеизма и подготовка лекторов-атеистов велась здесь намного интенсивнее, чем в других областях. Так, только в Стрийском районе Львовской области, где проживало значительное число сторонников УГКЦ, на протяжении 1960 года начали свою работу 42 школы атеизма, которые подготовили 926 лекторов.1036 Для сравнения: с начала кампании до 1963 г., в Донецкой области было организовано 105 школ атеизма, которые на протяжении 1963 г. подготовили 2.914 лекторов.1057

Только в Тернополе в 1961 г. было подготовлено 350 лекторов-атеистов.1058 В библиотеках Тернопольской области на протяжении первой половины 60-х годов было организовано 698 уголков атеизма.1059

По словам уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Ровенском облисполкоме Демченко, в первом полугодии 1964 года по линии партийных и советских органов среди населения Ровенщины было прочитано более 4.670 лекций на научно-атеистические темы.1060

В 60-е годы в Советском Союзе были повсеместно созданы при исполкомах комиссии содействия контролю за соблюдением законодательства о культах. Основным заданием комиссий было проведение лекционной работы с верующими и организация с ними дискуссий на мировоззренческие темы. Особенно важным участком их деятельности было содействие введению в жизнь новых советских праздников и обрядов, зачастую просто странных, чтобы не сказать больше. Иногда эти праздники новой советской обрядности просто выдумывались, для того, чтобы заслонить религиозный праздник. Например, на Житомирщине в 1961 г. придумали праздник под названием «Третья весна семилетки», который и «праздновали» в день Пасхи.1061

Членов этих комиссий часто использовали и для того, чтобы окружить церковь накануне религиозного праздника и не допустить туда молодежь. Их также заставляли накануне праздника объявлять трудовую вахту или проводить сборы по антирелигиозной тематике. Такие «суррогатные» праздники зачастую превращались в массовое спаивание населения и отрыв его от работы, да ещё и в период наиболее ответственных сельскохозяйственных работ, поскольку большинство таких «праздников» выпадало на лето.

Проводились фестивали атеистических фильмов, их количество возрастало из года в год. Разумеется, посещение таких фестивалей было бесплатным и обязательным. Кроме того, просмотры фильмов с антирелигиозной тематикой устраивались на предприятиях и в сельских клубах с обязательной лекцией перед просмотром и обсуждением фильма после его показа.

Чтение лекций на атеистические темы было наиболее распространённым методом «борьбы с религиозными пережитками». Инстанцией, которая имела непосредственное задание проводить лекционную пропаганду, было общество «Знание», до 1963 г. известное как Всесоюзное Общество для распространения политических и научных знаний. Общество было организовано в 1947 г. и пришло на смену Союзу воинствующих безбожников, который до войны выполнял задание антирелигиозной борьбы. Активность общества «Знание» была довольно высокой. Только в Украине за первую половину 1959 г., лекторами общества было прочитано 33.834 лекции на антирелигиозные темы.1062 Всего же на всей территории Советского Союза на протяжении 1959 г. было прочитано приблизительно 400.000 таких лекций.1063

Западно-украинские области были местами проведения особо интенсивной лекторской работы: во Львовской области на протяжении первой половины 1964 г. было прочитано 4.726 лекций, что на 1.015 лекций больше, чем за тот же самый период предыдущего года.1064 В Тернопольской области количество лекций, прочитанных за первое полугодие 1964 г., составляло 3.500, по сравнению с 3.075 лекциями, прочитанными за первое полугодие 1963 года.1065 За этот же период в Киевской области (включая Киев) было прочитано 2.854 лекции.1066

Чтобы представить настоящий размах атеистической пропаганды, следует вспомнить об использовании средств массовой информации. В 1957 г. в Украине был основан атеистический журнал - «Воинствующий атеист». Все организации и предприятия просвещения должны были обязательно выписывать его. Потому и не удивительно, что тираж журнала возрастал из года в год: если в 1963 г. тираж составлял 47.200 экземпляров, то уже в следующем году - 53.300 экземпляров.1067

Заканчивая свой анализ «хрущевской антирелигиозной кампании», Н. В. Шлихта подводит итог:

Опыт государственной политики в сфере религиозной жизни в период хрущевской «оттепели» убедительно свидетельствует, что резким, формально признавая свободу религиозных культов, придерживался курса на подавление религиозной жизни в Украине и поддерживал грубое административное вмешательство в дела церкви. Однако, стремление установить контроль за однообразным мировоззрением так и не было до конца реализовано. И религия, вопреки всем методам борьбы с ней, продолжала влиять на определённую часть членов этого общества.

Общество, в котором нет свободы духовного выбора, обречено на развал.1068

Что и случилось.

Решение Центрального Комитета КПСС, принятое в 1964 году, предписывало Отделу пропаганды и агитации направлять свою атеистическую программу не только на членов партии, но и на все население. Были учреждены областные советы по координации пропаганды научного атеизма и исследований. Советы по научному атеизму были созданы в 4.243 областных и городских комитетах партии; такие советы были учреждены даже в 390.000 партийных организациях.1069 Невозможно получить точные цифровые данные по тем средствам, которые государство тратило в то время на ведение атеистической кампании, но суммы эти должны быть просто астрономическими.

После краткого замешательства в антирелигиозной политике Советов, постепенно в безбожной стране государственного атеизма все стало возвращаться на круги своя. Красноречивым свидетельством этого служит документ Совета по делам религий от 20 сентября 1965 г., под названием «Кто такие баптисты-раскольники и чего они добиваются», который приводится полностью и выражает собой оценку деятельности Совета церквей ЕХБ со стороны государства.

В настоящее время на территории СССР фактически действует два баптистских религиозных центра: легальный, признанный советскими государственными органами, - всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ); нелегальный - образованный из лиц, отколовшихся от ВСЕХБ - т. н. Оргкомитет евангельских христиан-баптистов.

Нынешний состав ВСЕХБ избран на Всесоюзном съезде церкви ЕХБ, проходившем в Москве в 1963 году. Разрешение на проведение этого съезда было дано ЦК КПСС, имея в виду необходимость подорвать позиции Оргкомитета и его сторонников. ВСЕХБ осуществляет руководство всеми официально действующими, т. е. зарегистрированными (признанными) органами власти баптистскими обществами, членами которых состоит более 200 тысяч человек. Деятельность ВСЕХБ и руководимых им баптистских обществ находится под постоянным контролем со стороны Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и местных органов власти. Баптистские общества, которыми руководит ВСЕХБ, в подавляющем большинстве занимают лояльные позиции в отношении Советского государства, признают его законы и, как правило, добросовестно их выполняют.

Раскол в секте евангельских христиан-баптистов возник в I960 году. Он произошел не на религиозной почве. У раскольников нет пока никаких расхождений по догматической линии с ВСЕХБ. Раскол возник на почве недовольства некоторой части верующих Всесоюзным советом евангельских христиан-баптистов, который, по их мнению, «продался» властям и не защищает верующих от преследований со стороны местных органов власти. Нашлись люди, которые воспользовались этим недовольством и стали призывать верующих к смещению ВСЕХБ. В 1962 году ими была образована «инициативная группа» (впоследствии «оргкомитет») по созыву съезда ЕХБ.

Вожаки «Оргкомитета» объявили об отлучении от церкви всех руководителей ВСЕХБ и призывают верующих порвать с ним связи, выходить из состава зарегистрированных баптистских обществ и примыкать к «Оргкомитету». Главная опора в деятельности «Оргкомитета» - баптистские общества и группы, действующие без регистрации в органах власти. Членами этих обществ и групп состоит около 40 тысяч человек, «Оргкомитет» поддерживает немногим более 10 тысяч верующих.

Одной из причин, способствующей активизации сторонников «Оргкомитета», явились также факты грубого администрирования в отношении верующих, ошибки в судебной практике и недостатки в атеистической работе, допускавшиеся некоторыми местными советскими и административными органами и должностными лицами.

Деятельность «Оргкомитета» ЕХБ и поддерживающих его баптистских обществ и групп находится вне контроля со стороны государственных органов. Они не признают Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР и его уполномоченных на местах и запрещают верующим устанавливать какие-либо связи с ними. Руководители и члены «Оргкомитета» находятся на полулегальном положении, скрываются от властей. Они тайно разъезжают по стране, проводят совещания своих сторонников, побуждают верующих писать письма в Верховный Совет СССР, в Правительство СССР и в другие центральные органы с поддержкой требований «Оргкомитета». «Оргкомитет» наладил издание нелегального рукописного, размножаемого на гектографе, журнала под названием «Вестник спасения» и других печатных материалов. Уже вышло несколько номеров этого журнала тиражом несколько сот экземпляров. «Оргкомитет» нелегально издает также листовку под названием «Братский листок».

В этих и других широко распространяемых «Оргкомитетом» документах, наряду с религиозными вопросами, помещаются материалы тенденциозно-клеветнического характера, содержащие призыв к верующим Об усилении борьбы за «свободу» религии.

В последнее время, особенно после принятия постановления Президиума Верховного Совета СССР «О некоторых фактах нарушения социалистической законности в отношении верующих», удалось многое сделать в ликвидации административных перегибов в отношении верующих и это выбивает почву из-под ног «Оргкомитета». Рост числа баптистов-раскольников приостановился. Некоторые верующие, отколовшиеся от зарегистрированных баптистских общин, возвратились в эти общины и отошли от «Оргкомитета». Именно поэтому, очевидно, вожаки «Оргкомитета все больше начинают прибегать к преднамеренному извращению фактов в клевете на государственные органы.

«Оргкомитет» и его сторонники нарочито стараются вывести местные власти из терпения и спровоцировать их на принятие административных мер по отношению к верующим. К такого рода действиям относятся: коллективное пение псалмов в автобусах и на автобусных стоянках, в железнодорожных вагонах и на станциях, религиозные шествия под открытым небом, богослужения на улицах и площадях, в лесу, в помещениях, принадлежащих государственным учреждениям, проведение специальных (запрещенных законом) богослужений для детей, юношества и молодежи; создание специальных групп и школ по обучению детей религии; проведение без разрешения органов власти, массовых собраний и совещаний небогослужебного характера, с приглашением на эти собрания верующих из многих сел, городов, областей и республик.

Все это является грубым нарушением декрета от 23 января 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» и Постановления ВЦИК и СНК^РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях».

Вожаки «Оргкомитета» ЕХБ добиваются официального признания «Оргкомитета» и разрешения на проведение Всесоюзного съезда церкви ЕХБ, на котором они намерены сместить ВСЕХБ и захватить руководство церковью в свои руки. Они стремятся к власти ради воплощения в жизнь своей особой программы деятельности секты, сущность которой сводится к следующему: отказ от признания законов государства, ограничивающих деятельность религиозных объединений определенными рамками; ничем не ограниченная пропаганда религии среди населения, при этом особый упор делают они на религиозное воспитание детей, подростков и молодежи, отрицание права государственных органов осуществлять надзор за деятельностью религиозных объединений, за соблюдением ими советского законодательства о культах Естественно, государственные органы не могут признать законной деятельность баптистов-раскольников, имеющих такую программу. Лица, возглавляющие сейчас «Оргкомитет» раскольников, не пользуются нашим политическим доверием и поэтому не могут занимать руководящие посты в религиозных организациях, пока они не изменят свой образ мышления и не откажутся от противозаконной деятельности.

Наиболее полно взгляды и устремления руководителей «Оргкомитета» раскрылись в их письме в Конституционную комиссию Верховного Совета СССР- Действующую ныне 124-ю статью Конституции СССР о свободе совести они называют «обманом народов».

«Авторы Конституции, - говорится в письме, - ставили перед собой определенную цель: сформулировать эту статью так, чтобы, оставляя на бумаге право на свободу совести, на деле получить возможность путем различных инструкций, администрирования и репрессий лишить верующих граждан свободы совести. И надо сказать, что в этом отношении статья оправдала свое назначение. Принятие этой Конституции было началом массовых репрессий, в результате - тысячи погибших верующих. В тюрьмах и лагерях они гибли массами. Напрасно ждали их дети, жены, родственники, так и не узнают они, где покоится их прах. Одному только Богу ведомы их братские могилы - свалки. Можно ли сказать, что все эти кошмары остались позади? Нет! Преступление еще не кончилось!

В этом письме они требуют отменить ст. 124 Конституции СССР. Новая Конституция, - поучают они, - должна провозгласить полную «свободу религиозной пропаганды, без чего не может быть и речи о действительной свободе совести». Они требуют также отменить закон 1929 года «О религиозных объединениях». Письмо заканчивается такими словами:

«Новая конституция должна показать, пойдет ли правительство нашей страны в своем отношении к верующим и церкви по пути свободы, равенства и братства или по-прежнему по пути произвола и насилия».

И это клеветническое письмо, носящее к тому же подстрекательский характер, «Оргкомитет» широко распространил среди верующих в виде листовок, оно зачитывается на собраниях верующих, под ним собирают подписи, побуждают верующих посылать письма в Конституционную комиссию и в другие центральные органы с поддержкой требований «Оргкомитета».

В письме, посланном недавно баптистами-раскольниками тов. Микояну А. И., утверждается, что «беззаконие и произвол против церкви ЕХБ имеет направленный, устойчивый и общесоюзный характер… и что все это совершается с ведома центральных органов власти». Письмо заканчивается таким обращением к тов. Микояну: «Все, что касается церкви, от Вас исходит, Вами направляется (а выше в письме говорилось о беззакониях и произволе над верующими, о незаконных репрессиях) и поэтому все это только Вами может быть решено».

Установлено, что некоторые документы «Оргкомитета» были переданы за границу, где они используются в целях антисоветской пропаганды. Так, например, 23 октября 1964 года в газете «Нью-Йорк Геральд Трибюн» было опубликовано распространяемое «Оргкомитетом» письмо барнаульских баптистов по делу Хмары.

Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что вожаки «Оргкомитета» все более выходят за рамки религиозных вопросов и объективно встают на политически вредный путь Поэтому необходимо изолировать «Оргкомитет» от основной массы верующих. Наряду с настойчивым и терпеливым разъяснением верующим, почему Советское государство не может разрешить деятельность «Оргкомитета», и убеждением их в том, что вожаки «инщиативников» обманывают честных советских людей, обещая им какую-то особую свободу деятельности секты, и что своими подстрекательскими действиями они приносят вред лишь самим верующим, нельзя равнодушно смотреть на нарушения законности, допускаемые активными сторонниками «Оргкомитета» и другими сектантами. Виновные в нарушении законов о культах должны привлекаться к ответственности.1070

Послушный властям ВСЕХБ, разумеется, с Оргкомитетом боролся изо всех сил. Сил было мало, но это в полную меру восполнялось блокировкой с государственными структурами, с которыми ВСЕХБ был заодно. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Черновицкой области П. Урычев писал своему руководству 9 сентября 1965 г. следующее:

Из года в год влияние раскольников на верующих общин ЕХБ не уменьшается, а увеличивается, все больше и больше появляются сочувствующие им верующие среди зарегистрированных общин, которые требуют проводить религиозную деятельность подобно раскольникам, так как последние свободно и безнаказанно существуют и действуют. При этом духовенство в беседах высказывает свое опасение в том, что не исключено в дальнейшем в ряде общин ЕХБ, большинство верующих станут на сторону раскольников и они ничего не могут предпринять против них, если раскольники и далее будут продолжать безнаказанно свою религиозную деятельность.1071

Это звучало как довольно прозрачная просьба к советскому государству по образцу «ввести иностранные войска против собственного народа». Вот образец такого обращения за помощью к советской власти старшего пресвитера ВСЕХБ по Херсонской области Колибабчука в марте 1965 г.

Уполномоченному Совета по делам религиозных культов при Херсонском облисполкоме депутатов трудящихся

Прошу временно закрыть общину ЕХБ гор. Каховки ввиду сложившихся обстоятельств. Большая часть общины постановила не подчиняться ВСЕХБ и законодательству, а подчинить общину Оргкомитету и действовать самостоятельно. Прошу закрыть иищипу до времени, пока в общине выделятся те члены, которые желают подчиняться ВСЕХБ и законодательству и представят списки для регистрации, тогда для них и представим дом, но для не желающих подчиняться ВСЕХБ и законодательству прошу дом закрыть.1072

Что, разумеется, и было сделано.

Старший пресвитер по Закарпатской области Мочарко поставил в известность областного уполномоченного Совета по делам религий, что общины в селах Домашино и Волосянки Перечинского района он не признает, и просил их снять с регистрации, мотивируя свою просьбу тем, что «это пятидесятники, соблюдающие изуверскую догматику, за что они должны преследоваться законом».1073

А вот еще один образец. Старший пресвитер ВСЕХБ по Житомирской области Грищенко 24 ноября 1965 г. писал в Киев Андрееву.

Дорогой во Христе брат Алексей Леонидович, мир вам!

Сообщаю, что в г. Житомире в воскресение 7 ноября с г. воспользовавшись тем, что все областные власти были на параде праздника Великого Октября, отделившиеся Оргкомитетчики в доме своего члена Андрусенко Александра Павловича, (Житомир - Крошня, переулок Селищный, дом 5) устроили грандиозное собрание - праздник Жатвы, а потом бракосочетание своей активистки Василенко Ольги Ивановны, что с Винницы, с неким молодым человеком Моргуном Ананием.

Собранием руководил Виноградский Даниил Михайлович. После богослужебной части и тарелочного сбора был зачитан текст жалобы на имя т. Микояна и Генерального Прокурора СССР о недопустимом изъятии собственного дома у верующей гражданки г. Подольска Московской области, который тут лее подписывали присутствующие.

С братским приветом и любовью к Вам пребываю, Ваш меньший брат во Христе - Грищенко1074

«Дорогой во Христе брат» Алексей Леонидович Андреев письмо «меньшего брата во Христе» немедленно передал «куда следует».

Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Харьковском облисполкоме П. Славнов в «Справке об оживлении деятельности сектантов, сторонников т. н. «оргкомитетовского» направления на территории Харьковской области» в том же 1965 г. сообщает:

Раскольница Демина из г. Змиева вечером 11 марта сего года принесла Целую корзину вышеуказанных брошюр, писем и братских листков для распространения среди членов общества ЕХБ в г. Харькове. Члены исполнительного органа этого общества Медведев и другие задержали Демину и доставили ее в канцелярию общества ЕХБ.

Лунин, Медведев, Кои стали требовать от Деминой, чтобы она показала, что находится в ее корзине. Демина наотрез отказалась это сделать. Вышеуказанные лица в присутствии старшего пресвитера Акрытова с применением некоторой физической силы отобрали корзину и извлекли из нее содержимое брошюры. Когда они извлекали эту писанину из корзины, Демина со слезами на глазах кричала: «Этого не имеют права делать милиционеры, вы уподобились полицейским!» При этом присутствовало много хористов, среди которых раздавались голоса, не нужно ее трогать, пусть человек делает свое дело.

Передавая нам эти брошюры, письма, Лунин заявил: «Я, как служитель культа, не имел права так поступать, с применением силы отбирать эту литературу, делать обыск в корзине, но, зная, что там находится клевета на советскую власть и наш духовный центр, не вытерпел и отобрал».

Рассказывая, как все это происходило, Лунин высказал свое мнение, до каких это пор будет советская власть терпеть деятельность этих разнуздавшихся. Если месяца три и больше тому назад они хоть как-то разговаривали, то за последнее время всех убеждают, что они имеют право печатать литературу, распространять ее: что могут собираться и проводить свои молитвенные собрания, где они этого хотят, что они должны вести переговоры только с руководителями партии и правительства, работники Совета и местных органов власти для них не авторитет и т. д.1075

На фоне такой ретивости некоторых работников ВСЕХБ воистину трезво и объективно звучит голос даже уполномоченного по Луганской области В. Месилина, который писал в своем донесении в Киев:

В 1965 году административная комиссия Краснопартизанского городского Совета наложила штраф 10 рублей на гражданку Ищенко Евдокию Акимовну (баптистку) за то, что в ее зарегистрированном доме собралось на богослужение не 28 человек, как это значится по списку, а 32 человека.

Ненависть к церковникам и особенно к сектантам за последние годы так взвинчена нашей пропагандой, что некоторые ответственные работники по-прежнему считают, что самое верное средство борьбы с религией - это закрыть все церкви.

На семинаре председателей горрайисполкомов, когда я говорил о вреде администрирования по отношению верующих и религиозных организаций и сослался на выступления тов. Клибанова А. И., то некоторым присутствующим пришлось не по душе, послышались реплики: «говорите по существу!», а председатель Антрацитовского райисполкома с места бросил реплику: «Вы нам скажите, как можно лучше и быстрее закрыть церковь!.». Очевидно, некоторые должностные лица собираются воевать не с религиозной идеологией, а с церковными зданиями.1076

Впрочем, как известно, шла война и за церковные здания - и война эта была тоже жестокой и беспощадной. 17 января 1965 года община евангельских христиан-баптистов с. Ракетна Новосельского района Черновицкой области обратилась к уполномоченному Совета по делам религиозных культов по Украинской ССР с заявлением, в котором они писали про свой молитвенный дом, который они построили еще до войны во времена румынской власти. Этим зданием они пользовались до конца войны, а в 1945 году местные сельские власти «попросили», чтобы верующие учли создавшееся трудное положение в селе из-за отсутствия школы, и чтобы в рабочие дни недели в молитвенном доме собирались дети для учебы, а богослужебные собрания будут проводиться по воскресным дням. Власти просили согласиться на такое решение временно, пока не будет построена школа. В своем заявлении верующие писали:

Мы согласились на это, пошли навстречу, и так продолжалось некоторое время - по воскресным дням был молитвенный дом, а на будних днях была школа. Потом нас позвали в райисполком и попросили нас забрать наше бытовое имущество на время в другой дом, который нам даст сельский Совет, пока в селе не построится школа. Мы и на этот раз безоговорочно послушались власти. Нам был предоставлен во временное пользование дом одной сироты, которая вскоре нас оттуда выгнала, и мы вынуждены были на время постройки школы перейти на арендованный частный дом. Теперь в 1964 году мы уже дождались, что школа в нашем селе построена, и наш молитвенный дом освободился и сейчас никем и ничем не занятый, стоит пустой.1077

Далее верующие писали о долгих своих мытарствах с целью «найти правду на свете», и о том, что облисполком им окончательно отказал здание это вернуть. Верующие писали, что они не претендуют на собственность, не считают здание теперь своим, так как «по существующему законодательству о культах все молитвенные дома и церкви принадлежат государству», но даже на правах аренды у государства этого здания им так и не отдали.1078

Май 1966 года Оргкомитет, переименованный в Совет церквей, не сдавался. В «Братском листке», который он выпускал, говорилось:

В настоящее время ВСЕХБ усиленно призывает народ Божий к единству и миру, утверждая, что «съезд», проведенный ими в 1963 году, «устранил все причины возникшего разделения». (Письмо ВСЕХБ М» 150 от 31 января 1966 г.) С полной определенностью и с полным сознанием ответственности пред Господом Совет церквей ЕХБ должен еще раз засвидетельствовать, что работники ВСЕХБ, говоря о мире, не только не прекратили делать зло, за которое они отлучены, но продолжают грешить и наносить вред делу Божию, нагромождая новые и новые препятствия на пути к единству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: