Пятидесятники накануне 13 страница

В тот момент, когда последователи Монтана находились в состоянии религиозного экстаза, они начинали произносить нечленораздельные и бессвязные звуки, которые принимались за слова на иностранном языке, хотя никто из присутствующих их не понимал. Это явление наблюдалось не только у монтанистов, но оно наблюдается и в настоящее время у некоторых религиозных групп, которые длительными и утомительными постами, истерическими молитвами стремятся вызвать у себя особое религиозное мистическое состояние, в результате чего одни начинают пророчествовать, другие поют или говорят на непонятном языке. Все это происходит не в нормальной религиозной обстановке, когда люди перестают владеть своими чувствами, вследствие чего нарушается церковный порядок».1115

И. К. Панько не дожил до 39-го съезда евангельских христиан-баптистов. Съезд проходил 4-7 октября 1966 года в Москве. На нем присутствовали 478 делегатов с правом решающего голоса, из них 48 человек из христиан веры евангельской. В докладе генерального секретаря А. В. Карева в разделе «Вопрос единства с христианами евангельской веры (пятидесятниками)» были слова, которые обозначили совершенно иной взгляд на пятидесятническое движение и находились в полном противоречии с вышеприведенными статьями:

Двадцать один год мы находимся в единстве с христианами евангельской веры. Оглядываясь на длинный путь нашего совместного служения Господу, мы можем сказать, что наше единство крепло и углублялось. Но это не значит, что среди христиан евангельской веры нет братьев и сестер, которые все еще не чувствуют себя как дома в рядах нашего братства. С другой стороны, и среди евангельских христиан-баптистов можно еще наблюдать нетерпимость к некоторым особенностям христиан евангельской веры.

Пока все наше братство не усвоит единственно правильного взгляда на единство верующих, как единство во Христе, и только во Христе, - трещины могут быть, и будут появляться в нашей объединенной семье.

Все мы должны знать, что мировое движение пятидесятников оказывает большое влияние на духовное состояние христианских церквей нашего времени. История христианства говорит, что движение так называемых монтанистов во II веке, этих самых древних пятидесятников, спасло христианство от духовной смерти в гностицизме, неудивительно, что в ряды монтанистов перешел видный христианский деятель того времени - Тертуллиан.

Пятидесятнические общины «Филадельфия» в Швеции и Норвегии и пятидесятнические общины «Елим» в Великобритании являются самыми живыми и горячими церквами в этих странах и несут дух пробуждения в христианство, впавшее в лаодикийское состояние.

Мы можем только пожелать, чтобы и наши братья и сестры, христиане евангельской веры, были добрым «ферментом» для нашего братства.1116

Эти слова Карева свидетельствовали о том, что отношение к церкви Пятидесятников, наконец, стало изменяться. Но какая же дорогая цена за это была заплачена!

13-14 февраля 1967 г. в Москве состоялось заседание Пленума ВСЕХБ, на котором присутствовали его члены: И. Г. Иванов, СТ. Тимченко, Н. Н. Мельников, А. В. Карев, А. И. Мицкевич, И. И. Моторин, М. Я. Жидков, СП. Фадюхин, И. Я. Татарченко, A. M. Сильдос, П. К. Эгле, Я. Я. Фаст, И. Я. Калюжный, А. Е. Клименко, К. П. Бородинов, М. С Ващук, В. М. Ковальков, М. Я. Рубаненко, Д. Д. Шаповалов, В. Ф. Василенко, П. А. Джаниашвили, К. С. Велисейчик, а также «бывшие пятидесятники» Н. В. Кузьменко и А. А. Нестерук. Присутствовали также кандидаты в члены ВСЕХБ: В. Т. Митин, А. А. Ардер, В. А. Кригер, Л. Ф. Ткаченко, Г. Т. Булгаков, Д. М. Андрикевич, И. М. Орлов и члены Ревкомиссии ВСЕХБ: Е. П. Чернопятов, MB. Мельник и П. Г. Радчук.

Как говорит протокольная запись, слушали «вопрос о пятидесятниках и совещании с их видными представителями».

В своем выступлении А. В. Карев отметил, что «объединение сохранялось, и пятидесятники сближались с евангельскими христианами-баптистами, но деятельность Оргкомитета оказала влияние и на некоторых из них, возбуждая желание на самостоятельность и образование своего Союза». Мнение Карева состояло в том, что «необходимо продолжать работу на основе Августовского соглашения 1945 г., а также с «единственниками» на почве соглашения с ними 1947 г.». С ним поначалу не соглашался Д. Д. Шаповалов, который считал что «необходимо пересмотреть Августовское соглашение, т. к. в нем говорится, что мы, ЕХБ, признаем их языки, в то время, когда мы фактически не признаем их, как языки от Духа Святого». Ему возразил А. И. Мицкевич, сказав, что Д. Д. Шаповалов «недопонимает текст соглашения», где, по мнению Мицкевича, «вовсе не сказано о признании нами языков, описанных в 1 Коринф. 14 главе, а указывается о языках, которые получили апостолы». «Соглашение мудро составлено, -резюмировал Мицкевич, - и мы должны продолжать свою деятельность, согласно этого документа». Н. В. Кузьменко заявил, что он принимает Августовское соглашение, считает его историческим и что только на нем может состояться объединение. Правда, Кузьменко также напомнил, что «некоторые баптисты обостряют отношения» и что «необходимо бороться с нарушителями с обеих сторон». Перепалку остановил И. Г. Иванов, заявив, что они «собрались не для пересмотра соглашения, а для решения о созыве совещания с видными пятидесятниками» и потребовал выдвигать соответствующих кандидатов.1117

Д. Д. Шаповалов снял свое предложение и присоединился к общему мнению, при этом постановили: продолжать дело объединения ХЕВ и «единственников» со ВСЕХБ «на основе достигнутых соглашений 1945-1947 гг.», а также «созвать в ближайшее время специальное совещание видных представителей христиан веры евангельской».

Тут же был составлен и список кандидатов, «видных пятидесятников», кого на это совещание следовало пригласить.

В список «видных пятидесятников» попали: Кузьменко Н. В. (Одесса). Кит М. И. и Г. А. Горошко (Львов), Нестерук А. А. (Луцк), Быць Д. Ф (Тернополь), Понурко Г. Г. (Днепропетровск), Никитчук А. В. (Ровно), Фоменко В. М. (Запорожье), Калгушкин (Орел), Германович Н. П. (Пинск), Крижалович А. В. (Гродно), Мацкевич Н. В.(Минск), Федоров П. (Ижевск), Полторжицкий А. И. (Ковров), Фролов А. (Реутово), Бахвалов Н. Д. (Фрунзе), Сирик И. П. (Черкасская обл.), Петров А. Ф. (Кировоградская обл.), Мирка Х. М. (Таллинн). На всякий случай, решили пригласить и А. И. Бидаша (если он согласится приехать).”18 Впоследствии, по предложению старшего пресвитера ВСЕХБ по Украине Мельникова в список были добавлены имена Глуховского B. C. (Житомир), Тесленко Б. Ф. (Запорожье), Балдака (Ужгород), Калитвинцева А. И. (Краснодон) и Петрова Д. Н. (Ялта).1119

В заключение А. В. Карев подытожил, что «надо больше уделять внимания вопросу единства с пятидесятниками, которые состоят в нашем братстве вот уже 22 года», ибо «Августовское соглашение не оскорбляет пятидесятников и приемлемо для евангельских христиан-баптистов». Еще долгих 22 года будет действовать Августовское соглашение и сотни пятидесятнических церквей будут находиться во ВСЕХБ до своего окончательного выхода в мае 1989 года в связи с деятельностью, направленной на создание официального, признанного государством Союза церквей христиан веры евангельской.

Автономная регистрация пятидесятнических церквей Вследствие глубинных процессов, происходивших в 60-е годы в области государственно-церковных отношений, в 1969 г. в Советском Союзе была разрешена, наконец, автономная (независимая от ВСЕХБ или других союзов и объединений) регистрация поместных церквей. Это позволило ряду церквей евангельско-баптистского движения, которые вышли из состава ВСЕХБ, но которые искали путь к урегулированию церковно-государственных отношений, начать регистрацию своих церквей независимо от ВСЕХБ. Это привело к возникновению новой деноминации -промежуточной между ВСЕХБ и СЦЕХБ, во главе которой встали пресвитеры Н. К. Величко, И. Д. Бондаренко, М. Т. Шаптала. Ими постепенно был создан союз независимых церквей ЕХБ, который существует до настоящего времени.

Одновременно была также разрешена правительством, наконец, и регистрация пятидесятнических церквей с оговоркой - при условии отказа от «изуверских обрядов». (Такая оговорка сама по себе уже оттолкнула многие церкви, которые назвали подобную регистрацию косвенным соглашательством с тем, что как будто бы у пятидесятников такие «изуверские обряды» когда-либо существовали. В знак протеста они от регистрации уклонялись, требуя изменения законодательства о религиозных культах, которое действовало с 1929 года вплоть до его отмены после перестройки). Конечно, вопреки всякой нормальной логике, союз или объединение церквей пятидесятники не могли зарегистрировать, им только было позволено регистрировать отдельные поместные церкви. Однако даже такая «куцая» свобода была большим прогрессом в области государственно-церковных отношений.

Впрочем, многие пятидесятники не приняли данного предложения еще и потому, что хорошо помнили события 1956 года, когда, согласно тем спискам, которые были поданы на регистрацию, последовали аресты. Многие из них помнили 1961 год и два документа - «Положение о Союзе евангельских христиан-баптистов в СССР» и «Инструктивное письмо старшим пресвитерам», которые «регулировали» деятельность церкви в соответствии с интересами государства, а не мировоззрением, верой и церковной практикой евангельских христиан. Потому и были в среде пятидесятнического движения сомнения, разномыслие и факты взаимного непонимания между различными группами верующих в связи с решением некоторых церквей зарегистрироваться. Сомнения в отношении регистрации подогревались еще и тем, что советская атеистическая пропаганда продолжала шельмовать пятидесятников варварской изуверской сектой Достаточно открыть только книгу А. Т. Москаленко под названием «Пятидесятники» из серии книг «Современные религии». В этой книге, _переизданной в 1973 (!) году, пишется буквально следующее:

Среди многочисленных течений современного сектантства особое место занимает пятидесятничество. Фанатический дух его вероучения и изуверская культовая практика составляют отличительную особенность этого течения. В этом заключается и главная опасность для трудящихся. Во время молитвенных собраний в общинах пятидесятников используются различные средства и приемы психического воздействия на верующих, чем наносится непоправимый ущерб не только их сознанию, но и физическому здоровью.1121

Подобная характеристика давалась и таким признанным академическим изданием, как «Большая Советская Энциклопедия», в которой говорилось, что пятидесятники - это «секта», последователи которой «на коллективных молениях», которые они устраивают, «доводят себя до состояния экстаза, утверждая, что в этот момент на лица, угодные Богу, сходит Святой Дух и они получают дар говорения на иных языках (на неземном наречии), позволяющий непосредственно общаться с Богом». В этой же статье уважаемой энциклопедии говорилось, что пропаганда пятидесятников «носит антиобщественный характер» и что «центр пятидесятничества находится в США».1122 На «заведенного» среднего человека это должно было действовать, как красный плащ матадора на разъяренного быка на ревущей арене.

Такими же эпитетами продолжали пестреть статьи газет и журналов на антирелигиозные темы, миллионными тиражами это штамповалось в брошюрах и книгах. В 1974 году в г. Апшеронске Краснодарского края на уроках факультативного чтения учительница по русской литературе читала в школе книгу о зверствах фанатичных пятидесятников-изуверов, которые приносили в жертву детей. Фактически это чтение, по сути дела, было направлено против одного мальчика и четырех девочек, которые принадлежали к семьям пятидесятников и над которыми после таких чтений по-детски жестоко издевались натравленные одноклассники, часто оплевывали и избивали их. На следующий год этот мальчик закончил школу и получил характеристику, в которой было написано, наряду с признанием его способностей и одаренности, что он «происходит из семьи ярых сектантов-пятидесятников». (Этот мальчик - автор этой книги).

Словом, не все пятидесятники могли легко поверить, что произошли серьезные изменения в отношении к ним. Однако многие поместные церкви решили воспользоваться этой возможностью иметь легальный статус и продолжать в этих условиях вести в любом случае неизбежную борьбу против вмешательства властей в дела руководства церковью.

Вероятно, самой первой общиной христиан веры евангельской, которая была зарегистрирована автономно, является церковь с. Гольма Балтского района Одесской области - она была зарегистрирована в 1969 г.1123 Общество ХЕВ г. Одессы было зарегистрировано в 1970 г. При регистрации оно состояло из 125 членов общества, в 1977 г. церковь увеличилась до 190 членов.1124 В том же 1970 г. были автономно зарегистрированы церкви ХЕВ в селах Староказачье и Андреевка Белгород-Днестровского района Одесской области, в 1976 г. - церковь в Измаиле.1125

В Киеве церковь на Карьерной (80 членов, пресвитер Озеруга В. И.) была легализована и зарегистрирована Советом по делам религий при СМ СССР 29 октября 1974 г. К 1978 году церковь выросла до 300 членов.1126 Киевская церковь на Новобеличах (70 членов, пресвитеры Пархоменко Л. П. и Бойко В. Н.) была зарегистрирована 25 декабря 1975 г. Через три года она выросла до 150 членов.1127

Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров Украинской ССР по Одесской области П. Е. Гаврилов сообщал, что «численность верующих пятидесятников, членов автономно зарегистрированных общин увеличивается за счет присоединения к ним сектантов из окрестных населенных пунктов, а также в связи с крещением новых верующих, воспитанных в религиозном духе в семьях пятидесятников».1128 Далее, он писал:

«Августовское соглашение» пятидесятников с баптистами сыграло свою роль в узаконении деятельности пятидесятнических обществ под эгидой ВСЕХБ. Начавшаяся через двадцать пять лет регистрация пятидесятнических групп на автономных началах сильно затруднила в Одесской области работу по объединению ХЕВ и ЕХБ, тем более, что ни те, ни другие особой инициативы в этом отношении не проявляют, хотя много и говорят о единстве. Фактически зарегистрированные автономно пятидесятники считают, что вопрос о признании их центра дело почти решенное. Все помыслы их направлены в эту сторону, и для них сейчас не является актуальным вопрос об объединении с баптистами.1129

В числе самых первых автономно зарегистрированных церквей стала община в Черновцах (документы об официальной регистрации были торжественно вручены в начале 1970 г.).

Оценивая эти события, 15 января 1973 г. уполномоченный Совета по делам религий (который, как говорилось уже, был создан в 1965 году методом слияния двух самостоятельных организаций: Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов) по Черновицкой области П. Подольский писал в Москву и Киев в своей информации «О работе по легализации секты пятидесятников в Черновицкой области» следующее:

Руководствуясь разъяснениями Совета по делам религий и учитывая важность легализации секты пятидесятников, нами во взаимодействии с партийными, советскими и административными органами произведена определенная работа в этом направлении. Прежде всего, на местах были уточнены списки верующих, их руководителей, дислокация групп по населенным пунктам, а также были предприняты меры по более глубокому ознакомлению с характером, формами и методами их религиозной деятельности. Преобладающее большинство верующих в основном добросовестно относится к труду, выполняет воинскую повинность, является по вызову местных органов власти, посещает собрания, а также является на беседы, проводимые с ними на разные, в т. ч. и атеистические, темы, дети посещают в обычном порядке школы и т. д. Наиболее реакционные элементы были привлечены административными органами к уголовной ответственности и изолированы.

В 1970 году мы пошли на регистрацию автономного религиозного общества пятидесятников в гор. Черновцах, как наиболее влиятельной группы. При этом учитывалось, что переход на лояльные позиции и признание законодательства этой группой окажет свое влияние и на остальные группы верующих, которые в недавнем прошлом были запуганы принципами регистрации. Цель была достигнута.1130

Вслед за этим в райисполкомы Черновицкой области стали поступать заявления о регистрации, стали приходить на беседы представители ряда пятидесятнических церквей и групп, в том числе из сел Репуженцы Заставновского р-на, Малиновки Новоселицкого р-на, Междуречья Сторожинецкого р-на. Все они ставили вопрос о регистрации ХВЕ на принципах автономных обществ.1131

Одновременно с этим стали проявляться, как писал уполномоченный, «отрицательные явления», выраженные в том, что «в ряде ранее присоединившихся к ЕХБ общин из бывших пятидесятников было отмечено стремление к возвращению на позиции пятидесятничества». Это было отмечено в селе Мамалыге Новоселицкого района, где от действующей общины ЕХБ отошли 23 человека к пятидесятникам, а также в селах Привороки, Дубовка и Молодия Глыбокского района, где «пятидесятнические группировки усилили свое влияние внутри религиозных обществ ЕХБ».1132

Наблюдения уполномоченного показывали, что есть повод для беспокойства, ибо «сразу же после регистрации автономного общества ХВЕ в Черновцах стало ясно, что признание законодательства со стороны этой группы было неполным, что на легализацию они пошли в значительной мере и для того, чтобы это обстоятельство использовать как ширму и узаконить свою активную религиозную деятельность».1133 Дело в том, что стало довольно активно проявляться молодежное движение, работа по приведению новых людей в церковь. За 1970-1972 гг. тут было принято около 30 новых членов (при общей численности верующих в 1970 г. -110 человек).1134 Руководство общины ХВЕ в Черновцах стало устанавливать связи и контакты с незарегистрированными группами ХВЕ, ориентируя их на регистрацию автономных пятидесятнических обществ. Эти связи переносились и на соседние села Молдавской ССР.

«Стало ясно, что движение к легализации на позициях ХВЕ пятидесятнические авторитеты хотят использовать для прикрытия своей активной религиозной деятельности вывеской регистрации, - встревожено писал Подольский, - и если нам идти по этому пути, нам придется дополнительно увеличить сеть религиозных обществ в области минимум на 10-15 единиц, что в условиях и без того густой сети религиозных обществ, невыгодно».1135

В специальной докладной записке обкому партии, а также Совету по делам религий и уполномоченному Совета по УССР был направлен конкретный анализ обстановки и внесены предложения по легализации пятидесятничества, которые были одобрены властями и получили их полную поддержку. Весь советский и административный аппарат Черновицкой области был ориентирован на то, чтобы не допустить, по возможности, дальнейшей регистрации общин пятидесятников автономно, а использовать весь ресурс государства для перевода регистрации снова на рельсы Августовского соглашения 1945 года.

В начале 1972 года была проведена встреча с пятидесятниками в селе Репуженцы Заставновского района, где насчитывалось 100 человек верующих. В частности, перед ними выступил председатель сельского Совета Вонсович с рассказом о «социалистических преобразованиях села», о делах местного колхоза, о конкретных примерах поведения и незаконной деятельности отдельных верующих ХВЕ. Председатель райисполкома Волощук рассказал о том, что «делается в районе, как трудящиеся района трудятся над выполнением соцобязательств, о месте и задачах трудящихся села Репуженцы в этой работе». Естественно, главную часть беседы проводили уполномоченный по делам религий и некоторые другие работники. При этом не забыли подчеркнуть, что в СССР существует «полная свобода», а в том, что «верующие села Репуженцы не могут собираться для удовлетворения своих религиозных потребностей повинны, прежде всего, их руководители, которые отговаривают их от регистрации». «Кроме того, - туманно сообщал Подольский, - для разоблачения реакционных позиций местных религиозных авторитетов нами были использованы возможности по религиозным каналам - и все это дало положительные результаты».1136

Учитывая этот опыт, такого же рода мероприятие было проведено в селе Междуречье Сторожинецкого района. На беседу были приглашены верующие всех трех незарегистрированных групп в селах Ижевцы и Междуречье (около 180 чел.), а также верующие из общины ЕХБ села Ижевцы (40 чел.). Этому предшествовали «неоднократные беседы с руководителями групп и рядовыми верующими в аппарате уполномоченного и на местах в сельсоветах, работа по религиозным каналам, а также работа «соседей». Встреча была посвящена рассмотрению заявлений, поступивших в райисполком о регистрации трех разных автономных общин ХВЕ.

Уполномоченный писал, что «с большим вниманием верующими было прослушано выступление председателя сельского Совета села Междуречье и председателя райисполкома, которые ярко рассказали о жизни села и района, на конкретных примерах продемонстрировали социалистические преобразования и заботу партии и Советского правительства о народе, о проводимой работе по достойной встрече 50-летия образования Союза ССР».1137

Уполномоченный Подольский сообщал о новом успехе своей дипломатии, говоря:

Верующие одной и другой стороны (соответственно нами подготовленные) там же высказали пожелание объединиться на базе действующей общины ЕХБ и в селе Ижевцы с условием, что руководители группировок перестанут разжигать вражду между верующими. Сообразуясь с обстановкой, мы пошли на то, чтобы разрешить всем верующим (ХВЕ и ЕХБ) собраться у себя в молитвенном доме и без нашего участия решить чисто религиозные вопросы об объединении и избрании служителей культов, что и было ими осуществлено на деле 10 декабря 1972 года, т. е. фактически легализовано около 180 человек пятидесятников.

18 декабря 1972 года, после получения официального заявления от группы верующих ХВЕ села Репуженцы Заставновского района в количестве 100 человек о согласии их объединиться с группой своих единоверцев, ранее перешедших к ЕХБ и действующих на правах филиала общины ЕХБ в селе Куливцы, было проведено повторное завершающее собрание верующих двух сел - Куливцы и Репуженцы.

Обе стороны высказались и проголосовали за объединение на принципах августовского совещания 1945 г. и признания советского законодательства о культах. В райисполком ими поданы заявления о составе «двадцатки». Оформленные документы по этому вопросу на предмет создания нового религиозного общества будут представлены Совету в ближайшее время.

Мы уверены, что в 1973 году нам удастся завершить такую оке работу и в селе Малиновке Новоселицкого района по объединению Малиновской группы ХВЕ в количестве около 100 человек с действующей общиной ЕХБ села Диновцы того же района, где в 50-е годы они состояли в едином членстве. Такая работа нами проводится.

Тем самым будет осуществлена легализация почти 400 человек верующих ХВЕ, или почти 50% всего состава этой секты в нашей области. Причем пример крупных групп будет использован нами для работы с оставшимися более мелкими группами в разных селах области, которая будет продолжена в 1973 году. Чтобы ускорить этот процесс, райисполкомы и сельские Советы на местах усиливают контроль за незаконными сборищами этих групп.1138

Таким образом, автономная регистрация была признана государством в качестве только самой крайней и нежелательной меры легализации пятидесятников, на которую целесообразно соглашаться только тогда, когда верующих, действительно, невозможно склонить к объединению со ВСЕХБ. Впрочем, конечная цель - окончательное уничтожение религии как «пережитка буржуазного общества» по-прежнему с повестки дня нисколько не снималась, о чем также говорилось, к примеру, между строк в следующем заявлении:

В проводимой нами работе мы учитываем, что легализация верующих ХВЕ по принципу автономной деятельности или объединения с ЕХБ это лишь первый этап, что в будущем необходимо и дальше совершенствовать практику воспитательной работы, а также контроля и изучения процессов в этой секте. На это нами совместно с партийными и советскими органами ориентируются кадры на местах.1139

Однако прорыв произошел. После Черновиц и Одессы были зарегистрированы автономно церкви христиан веры евангельской в Киеве, Донецке, Харькове, Мариуполе, Запорожье, Каховке, Херсоне, Николаеве, Брянске, Батайске, Новочеркасске, Астрахани, Сухуми, Минске, Пинске, Риге, Ангарске и в других городах Украины, России, Белоруссии, Молдавии, Грузии, Латвии. Процесс пошел, и остановить его было уже невозможно.

Достаточно быстро между поместными церквами этой группы сложились тесные связи, организовалось братство, были проведены в 1970 и 1971 годах неофициальные съезды в Запорожье, Мариуполе, Киеве, на которых был избран руководящий центр Союза автономно зарегистрированных церквей ХВЕ - Совет пресвитеров. Были выработаны такие нормативные документы, как «Положение о Совете Пресвитеров», «Типовой устав церкви ХВЕ», «Вероучение церкви ХВЕ», налажена переписка между церквами и выработка общей стратегии и тактики работы. Совет пресвитеров регулярно проводил свои совещания в разных городах, решал вопросы текущего характера, рукополагал служителей в церквах, пытался осуществлять вопросы внешнего представительства, когда это было возможно. Со стороны властей отношение к Совету пресвитеров было двойственным: с одной стороны, официально этот руководящий центр власти легализовать не хотели, и он никогда не был признан государством юридически, несмотря на многократные обращения церквей. С другой же стороны, власти в полной мере понимали его фактическую руководящую роль, с некоторого времени стали достаточно уважительно считаться с этим фактом, вели переговоры с членами Совета пресвитеров: официально - как с пресвитерами легальных поместных церквей, неофициально - именно как с центром христиан веры евангельской. При этом позитивно решались многие вопросы, связанные со строительством зданий и т. д., хотя было много примеров достаточно острой и продолжительной борьбы с властями на местах.

В состав Совета пресвитеров входили многоопытные и долголетние служители поместных церквей ХВЕ: В. И. Озеруга (Киев), Н. П. Рещиковец (Харьков), Ф. А. Вознюк (Каховка), А. Ф. Лукашов (Мариуполь), Н. В. Окара (Новочеркасск), В. М. Мурза (Батайск), Г. Д. Цыбульский (Сухуми), Н. А. Гущин (Брянск), Е. С. Игнатюк (Нововолынск), П. В. Сердиченко (Измаил), Я. Ц,- Кобылинский (Запорожье), В. Н. Кравчук (Николаев), В. И. Панько (Минск), Г. Е. Ключиц (Пинск), И. В. Михов (Бесарабка, Молдавия).

В марте 1977 года многие служители автономно зарегистрированных церквей ХВЕ были приглашены на собеседование во ВСЕХБ в Москву, где им стали предлагать для обсуждения некую форму «федеративного» вхождения во ВСЕХБ.

На этом собеседовании от ВСЕХБ присутствовали: Генеральный секретарь ВСЕХБ Бычков A. M., зам. председателя ВСЕХБ Жидков М. Я., зам. председателя ВСЕХБ Черноголов М. П., зам. Ген. Секретаря ВСЕХБ Мицкевич А. И., члены президиума ВСЕХБ Шатров П. К. и Фадюхин СП., зам. ст. пресвитера по Украине Глуховский B. C., зав. международным отделом Стоян А. Н., помощник старшего пресвитера по Волынской области Рыхлюк В. А. и некоторые другие сотрудники.

Церкви не объединенных пятидесятников представляли: Озеруга В. И. (Киев), Рещиковец Н. П. (Харьков), Лешук И. Ф. и Десятник А. А (Одесса), Гущин Н. А. (Брянск), Лукашов А. Ф. и Кирюта М. В. (Жданов), Вознюк Ф. А. (Каховка), Литошик А. С. (Сухуми), Сорокин Н. И., Петров А. Д. и Широкова А. П. (Серпухов), Лачкаис А. И. (Рига), Погорелов П. Ф. и Коротеев И. Ф. (Астрахань), Ярмакович В. И., Панько В. И. и Мелюхов А. Д. (Минск), также были представители от незарегистрированных церквей: Сизов И. В. и Данилов П. Е. (Москва), Сайкин Г. Е. (Новокузнецк), Клименко А. П. (Киев).

Перед началом собеседования Жидков М. Я прочитал Ев. Иоан. 17:20; 11:51; Луки 23:34, сказал о важности единства и взаимопонимания между детьми Божьими и всех призвал к молитве. Во время своего выступления Бычков A. M. сказал, что эта встреча исходит из решений съездов и пленумов нашего братства, в которых говорят о необходимости иметь хорошие братские отношения друг с другом. Церковь Господа нашего Иисуса Христа должна быть единой в многообразии.

Бычков отметил, что их всех объединяет:

1.    Вера в Господа Иисуса Христа, как Спасителя нашего.

2.    Вера в святое водное крещение.

3.    Вера в Библию как Слово Божие.

«Но между тем, - сказал Бычков, есть и разномыслия, которые проявляются в разном понимании проявления даров Духа Святого, омовения ног, приготовлении хлеба, употребляемого в вечере Господней, при чем - объединяет нас большое и главное, а разделяет второстепенное, поэтому все мы ответственны перед Богом и перед историей, и мы должны глубоко осознать эту ответственность, потому что нам сегодня вверено вести дело Божие».

Бычков также сказал, что «президиум ВСЕХБ на последнем Пленуме обратил внимание, что нам не обязательно иметь организационное единство и быть под одной крышей, но очень важно иметь добрые взаимоотношения, и любить друг друга».

Как говорит протокольная запись, «брат Бычков с сожалением отметил также, что в настоящее время среди ряда верующих ХЕВ возникло эмиграционное движение» и что это ВСЕХБ «сильно беспокоит, - как верующих, а также как и граждан нашей страны ввиду того, что подобные нерассудительные действия могут привести к большим трудностям семьи наших верующих».

После выступления A. M. Бычкова слово взяли служители пятидесятников, присутствовавшие на собеседовании, последовала длительная дискуссия, в ходе которой служители однозначно высказались за добрососедские отношения со ВСЕХБ, но категорически отвергли предложение войти в состав ВСЕХБ на каких бы то ни было условиях. Н. П. Рещиковец внес предложение, чтобы всем представителям автономных общин снова подумать о централизации своих общин, для чего прямо сейчас составить письмо в Совет по делам религий с просьбой разрешить провести совещание для всех автономных общин. Это предложение Рещиковца было единодушно поддержано и одобрено пятидесятническими руководителями. А. Д. Мелюхов твердо заявил, что «церкви ХВЕ и ХЕВ должны пойти самостоятельной дорогой при самых дружеских отношениях с союзом ЕХБ и другими верующими». Подобное замечание высказал и А. А. Десятник, заметив, что «мы за широкий контакт во всех формах и проявлениях, но за полную самостоятельность и за свое руководство». Подобного рода были и все другие выступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: