Гендерные особенности отношения к проблемам биоэтики

Как и в других параграфах мы будем рассматривать сначала различия во мнениях относительно моральных дилемм, связанных с медицинской этикой (см. Таблицу 5), а потом уже перейдем к проблемам экологической этики (см. Таблицу 6). Необходимо также отметить, что рассматривать мы будем гендерные особенности только подростков, так как они являются нашим объектом исследования.

Полученные данные по отношению к морально-этическим проблемам медицинской этики

В столбцах:

- группы вопросов со схожей тематикой;

    - №вопросов в опроснике;

    - среднее значение ответов для женщин - школьниц;

- среднее значение ответов для мужчин - школьников;

- значимость различий между данными у мужчин и женщин школьников по U-критерию Манна-Уитни.

Жирным выделены различия на 1% уровне значимости; подчеркнуты различия на 5% уровне значимости (на уровне тенденции).

 

Таблица 5

1 2 3 4 5
Группа вопросов, касающихся проблем стерилизации 1 3,53 3,68 0,614
  2 4,23 4,24 0,920
  21 2,95 2,78 0,419
Группа вопросов, касающихся проблем правды и лжи в медицине 3 4,39 4,33 0,570
  4 2,80 2,85 0,791
Группа вопросов, касающихся проблем трансплантологии 5 3,45 3,74 0,276
  6 3,20 3,41 0,365
  15 2,13 2,38 0,373
  16 2,30 2,63 0,283
Группа вопросов, касающихся проблем эвтаназии 7 3,38 3,53 0,341
  8 3,08 3,51 0,079
  9 2,00 1,79 0,132
  13 1,75 2,42 0,006
Группа вопросов, касающихся проблем клонирования 10 2,72 2,73 0,894
  11 2,70 3,07 0,102
Группа вопросов, касающихся проблем отношения к жизни 12 4,05 3,60 0,106
  24 4,11 3,74 0,106
Группа вопросов, касающихся проблем мед. Экспериментов 14 3,48 3,10 0,152
  23 3,16 3,36 0,387
Группа вопросов, касающихся проблем искусственного оплодотворения 17 3,83 3,43 0,099
  18 2,98 3,47 0,021
Группа вопросов, касающихся проблем аборта 19 3,28 3,39 0,845
  20 3,98 3,80 0,603
Вопрос, касающийся проблем принудительного лечения 22 3,57 3,69 0,582

 

Здесь видно, что различий между мальчиками и девочками в отношениях к проблеме данного аспекта биоэтики только два.

Первое различие, связано с проблемой эвтаназии, а конкретнее с утверждением о том, что допустимо дать умереть (прекратить лечение) детям с очень серьезными пороками развития. Девочки категорично отвергают его (достоверно на 0,6% уровне значимости), мальчики же отвергают, но не столь рьяно.

Второе различие касается искусственного оплодотворения и вопроса о том, что при искусственном зачатии возможно использовать сперму донора, являющегося посторонним по отношению к супружеской паре. Девочки, как и мальчики, занимают нейтральную позицию по этому вопросу, но ответы мальчиков находятся на границе с согласием, то есть мы наблюдаем проявление тенденции в различиях(достоверно на 2,1% уровне значимости). Больше каких - либо отличий мы не наблюдаем.

Исходя из этого, тяжело сделать какой-то однозначный вывод, в каких-то вопросах девочки более категоричны в своей позиции, в каких-то мальчики.

Полученные данные по отношению к морально-этическим проблемам экологической этики

В столбцах:

- группы вопросов со схожей тематикой;

2 - №вопросов в опроснике;

- среднее значение ответов для женщин - школьниц;

4 - среднее значение ответов для мужчин - школьников;

- значимость различий между данными у мужчин и женщин школьников по U-критерию Манна-Уитни.

Жирным выделены различия на 1% уровне значимости; подчеркнуты различия на 5% уровне значимости (на уровне тенденции).

 

Таблица 6

1 2 3 4 5
Группа вопросов, касающихся проблем отношения к неживой природе 1 3,73 3,48 0,286
  2 3,25 3,10 0,604
  3 3,58 3,42 0,724
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных в хозяйственных целях 4 3,88 3,78 0,850
  5 4,23 3,83 0,152
  20 4,32 3,65 0,033
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных для развлечения 6 2,00 2,58 0,027
  7 3,38 3,53 0,746
  15 4,20 3,42 0,004
  19 2,68 2,61 0,918
Группа вопросов, касающихся проблем научно-технического прогресса 8 2,53 2,15 0,054
  9 3,05 2,66 0,152
  21 2,62 2,43 0,479
Группа вопросов, касающихся проблем уничтожения животных 10 3,83 3,70 0,554
  11 1,58 1,63 0,642
  16 3,35 2,88 0,091
Группа вопросов, касающихся проблем обращения с животными 12 3,08 3,05 0,933
  13 3,55 3,83 0,309
  14 3,65 2,71 0,001
  17 2,03 2,42 0,066
Вопрос, касающийся отношения к вегетарианству 18 1,88 1,58 0,114

 

Различий в этом аспекте также немного, как и в медицинской этике.

В первую очередь, самые яркие связаны с использованием животных для развлечений. Так девочки рьяно отрицают петушиные и собачьи бои (достоверно на 0,1% уровне значимости) и содержание в домашних условиях диких животных (змей, обезьян, черепах и т.д.) (достоверно на 0,6% уровне значимости), а мальчики по этим вопросам занимают нейтральную позицию.

Также различие на уровне тенденции наблюдаетсяпо вопросу допустимости испанской корриды, где животное погибает. Девочки отвергают ее (достоверно на 2% уровне значимости), а мальчики затруднились дать определенный ответ.

Еще одно различие на уровне тенденции мыотмечаем относительно содержания собаки всю жизнь в клетке на цепи. Девочки относят себя в лагерь противников этой идеи (достоверно на 3% уровне значимости), а мальчики тоже отрицают, но не столь яро, они ближе к нейтралитету.

Как и в медицинской этике в экологической этики различий в позициях между девочками и мальчиками подростками очень и очень немного, а те, которые есть, касаются использования животных либо в хозяйственных нуждах, либо развлекательных целях. Возможно, столь сильная схожесть позиций связана с тем, что наши респонденты все из одной школы и поэтому могли затрагивать эти проблемы биоэтики во время общения, а так как подросткам важно признание сверстников, то они легко принимают позиции Другого.

 

Типология отношений к проблемам биоэтики

В вопросах, касающихся проблем медицинской этики, было выделено два основных типа при всех решениях. Первый тип - 68 человек; в нем 44 мужчины и 24 женщины. Второй тип - 32 человека; в нем 16 мужчин и 16 женщин.

Критерий Х2 показывает достоверное (на 1% уровне значимости) различие в численности; первый тип практически в два раза больше другого, но соотношение мужчин и женщин в выделенных типах отличается не значимо.При описании типов указываются самые основные отличия, достоверные как минимум на 1% уровне значимости. Иные показатели достоверности оговорены особо.

Различий между типами довольно много, но характер этих различий, связан с интенсивностью проявления, ярко выраженных противоположностей мало (см. Таблицу 7).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: