Как и в других параграфах мы будем рассматривать сначала различия во мнениях относительно моральных дилемм, связанных с медицинской этикой (см. Таблицу 5), а потом уже перейдем к проблемам экологической этики (см. Таблицу 6). Необходимо также отметить, что рассматривать мы будем гендерные особенности только подростков, так как они являются нашим объектом исследования.
Полученные данные по отношению к морально-этическим проблемам медицинской этики
В столбцах:
- группы вопросов со схожей тематикой;
- №вопросов в опроснике;
- среднее значение ответов для женщин - школьниц;
- среднее значение ответов для мужчин - школьников;
- значимость различий между данными у мужчин и женщин школьников по U-критерию Манна-Уитни.
Жирным выделены различия на 1% уровне значимости; подчеркнуты различия на 5% уровне значимости (на уровне тенденции).
Таблица 5
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Группа вопросов, касающихся проблем стерилизации | 1 | 3,53 | 3,68 | 0,614 |
2 | 4,23 | 4,24 | 0,920 | |
21 | 2,95 | 2,78 | 0,419 | |
Группа вопросов, касающихся проблем правды и лжи в медицине | 3 | 4,39 | 4,33 | 0,570 |
4 | 2,80 | 2,85 | 0,791 | |
Группа вопросов, касающихся проблем трансплантологии | 5 | 3,45 | 3,74 | 0,276 |
6 | 3,20 | 3,41 | 0,365 | |
15 | 2,13 | 2,38 | 0,373 | |
16 | 2,30 | 2,63 | 0,283 | |
Группа вопросов, касающихся проблем эвтаназии | 7 | 3,38 | 3,53 | 0,341 |
8 | 3,08 | 3,51 | 0,079 | |
9 | 2,00 | 1,79 | 0,132 | |
13 | 1,75 | 2,42 | 0,006 | |
Группа вопросов, касающихся проблем клонирования | 10 | 2,72 | 2,73 | 0,894 |
11 | 2,70 | 3,07 | 0,102 | |
Группа вопросов, касающихся проблем отношения к жизни | 12 | 4,05 | 3,60 | 0,106 |
24 | 4,11 | 3,74 | 0,106 | |
Группа вопросов, касающихся проблем мед. Экспериментов | 14 | 3,48 | 3,10 | 0,152 |
23 | 3,16 | 3,36 | 0,387 | |
Группа вопросов, касающихся проблем искусственного оплодотворения | 17 | 3,83 | 3,43 | 0,099 |
18 | 2,98 | 3,47 | 0,021 | |
Группа вопросов, касающихся проблем аборта | 19 | 3,28 | 3,39 | 0,845 |
20 | 3,98 | 3,80 | 0,603 | |
Вопрос, касающийся проблем принудительного лечения | 22 | 3,57 | 3,69 | 0,582 |
Здесь видно, что различий между мальчиками и девочками в отношениях к проблеме данного аспекта биоэтики только два.
Первое различие, связано с проблемой эвтаназии, а конкретнее с утверждением о том, что допустимо дать умереть (прекратить лечение) детям с очень серьезными пороками развития. Девочки категорично отвергают его (достоверно на 0,6% уровне значимости), мальчики же отвергают, но не столь рьяно.
Второе различие касается искусственного оплодотворения и вопроса о том, что при искусственном зачатии возможно использовать сперму донора, являющегося посторонним по отношению к супружеской паре. Девочки, как и мальчики, занимают нейтральную позицию по этому вопросу, но ответы мальчиков находятся на границе с согласием, то есть мы наблюдаем проявление тенденции в различиях(достоверно на 2,1% уровне значимости). Больше каких - либо отличий мы не наблюдаем.
Исходя из этого, тяжело сделать какой-то однозначный вывод, в каких-то вопросах девочки более категоричны в своей позиции, в каких-то мальчики.
Полученные данные по отношению к морально-этическим проблемам экологической этики
В столбцах:
- группы вопросов со схожей тематикой;
2 - №вопросов в опроснике;
- среднее значение ответов для женщин - школьниц;
4 - среднее значение ответов для мужчин - школьников;
- значимость различий между данными у мужчин и женщин школьников по U-критерию Манна-Уитни.
Жирным выделены различия на 1% уровне значимости; подчеркнуты различия на 5% уровне значимости (на уровне тенденции).
Таблица 6
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Группа вопросов, касающихся проблем отношения к неживой природе | 1 | 3,73 | 3,48 | 0,286 |
2 | 3,25 | 3,10 | 0,604 | |
3 | 3,58 | 3,42 | 0,724 | |
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных в хозяйственных целях | 4 | 3,88 | 3,78 | 0,850 |
5 | 4,23 | 3,83 | 0,152 | |
20 | 4,32 | 3,65 | 0,033 | |
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных для развлечения | 6 | 2,00 | 2,58 | 0,027 |
7 | 3,38 | 3,53 | 0,746 | |
15 | 4,20 | 3,42 | 0,004 | |
19 | 2,68 | 2,61 | 0,918 | |
Группа вопросов, касающихся проблем научно-технического прогресса | 8 | 2,53 | 2,15 | 0,054 |
9 | 3,05 | 2,66 | 0,152 | |
21 | 2,62 | 2,43 | 0,479 | |
Группа вопросов, касающихся проблем уничтожения животных | 10 | 3,83 | 3,70 | 0,554 |
11 | 1,58 | 1,63 | 0,642 | |
16 | 3,35 | 2,88 | 0,091 | |
Группа вопросов, касающихся проблем обращения с животными | 12 | 3,08 | 3,05 | 0,933 |
13 | 3,55 | 3,83 | 0,309 | |
14 | 3,65 | 2,71 | 0,001 | |
17 | 2,03 | 2,42 | 0,066 | |
Вопрос, касающийся отношения к вегетарианству | 18 | 1,88 | 1,58 | 0,114 |
Различий в этом аспекте также немного, как и в медицинской этике.
В первую очередь, самые яркие связаны с использованием животных для развлечений. Так девочки рьяно отрицают петушиные и собачьи бои (достоверно на 0,1% уровне значимости) и содержание в домашних условиях диких животных (змей, обезьян, черепах и т.д.) (достоверно на 0,6% уровне значимости), а мальчики по этим вопросам занимают нейтральную позицию.
Также различие на уровне тенденции наблюдаетсяпо вопросу допустимости испанской корриды, где животное погибает. Девочки отвергают ее (достоверно на 2% уровне значимости), а мальчики затруднились дать определенный ответ.
Еще одно различие на уровне тенденции мыотмечаем относительно содержания собаки всю жизнь в клетке на цепи. Девочки относят себя в лагерь противников этой идеи (достоверно на 3% уровне значимости), а мальчики тоже отрицают, но не столь яро, они ближе к нейтралитету.
Как и в медицинской этике в экологической этики различий в позициях между девочками и мальчиками подростками очень и очень немного, а те, которые есть, касаются использования животных либо в хозяйственных нуждах, либо развлекательных целях. Возможно, столь сильная схожесть позиций связана с тем, что наши респонденты все из одной школы и поэтому могли затрагивать эти проблемы биоэтики во время общения, а так как подросткам важно признание сверстников, то они легко принимают позиции Другого.
Типология отношений к проблемам биоэтики
В вопросах, касающихся проблем медицинской этики, было выделено два основных типа при всех решениях. Первый тип - 68 человек; в нем 44 мужчины и 24 женщины. Второй тип - 32 человека; в нем 16 мужчин и 16 женщин.
Критерий Х2 показывает достоверное (на 1% уровне значимости) различие в численности; первый тип практически в два раза больше другого, но соотношение мужчин и женщин в выделенных типах отличается не значимо.При описании типов указываются самые основные отличия, достоверные как минимум на 1% уровне значимости. Иные показатели достоверности оговорены особо.
Различий между типами довольно много, но характер этих различий, связан с интенсивностью проявления, ярко выраженных противоположностей мало (см. Таблицу 7).