Полученные данные по отношению к морально-этическим проблемам экологической этики

В столбцах:

- группы вопросов со схожей тематикой;

- №вопросов в опроснике;

- среднее значение ответов для первого типа («зеленые»);

- среднее значение ответов для второго типа («нейтральные»);

- значимость различий между данными у «зеленых» и «нейтральных» по U-критерию Манна-Уитни.

Жирным выделены различия на 1% уровне значимости; подчеркнуты различия на 5% уровне значимости (на уровне тенденции).

 

Таблица 8

1 2 3 4 5
Группа вопросов, касающихся проблем отношения к неживой природе 1 3,80 3,25 0,023
  2 3,42 2,78 0,011
  3 3,63 3,26 0,130
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных в хозяйственных целях 4 4,43 2,90 0,000
  5 4,65 3,00 0,000
  20 4,32 3,23 0,000
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных для развлечения 6 2,07 2,77 0,012
  7 3,18 3,90 0,007
  15 4,02 3,33 0,009
  19 2,88 2,28 0,012
Группа вопросов, касающихся проблем научно-технического прогресса 8 2,52 1,98 0,008
  9 3,35 2,00 0,000
  21 2,88 2,28 0,012
Группа вопросов, касающихся проблем уничтожения животных 10 3,98 3,40 0,048
  11 1,43 1,87 0,044
  16 3,07 3,08 0,976
Группа вопросов, касающихся проблем обращения с животными 12 3,20 2,85 0,179
  13 3,83 3,54 0,188
  14 3,34 2,73 0,030
  17 2,22 2,33 0,908
Вопрос, касающийся отношения к вегетарианству 18 1,97 1,31 0,000

 

Различий между типами довольно много, но, как и в медицинской этике, они носят не противоположный характер, а скорее отличаются в выраженности проявлений.

В первую очередь это касается использования животных в хозяйственных нуждах. Первый тип, в дальнейшем будем называть их «зеленые», считает, что использование чучел и шкур для украшения интерьера и разведение животных только ради меха, а также помещение животного на цепь или в клетку на всю жизнь недопустима, а второй тип, его мы назовем «нейтральные», затруднились отнести себя к какой-то четкой позиции.

Что касается утверждений об использовании животных для развлечения, то здесь мы видим следующую картину. «Зеленые» категорически отвергают петушиные или собачьи бои, а «нейтральные» не смогли дать однозначный ответ, что же касается португальской корриды, в которой нет пострадавших, то тут, наоборот, первый тип не дал определенный ответ, а второй - считает ее допустимой. Что же испанской корриды, где животное погибает, и использование животного в цирковых представлениях, то здесь мы фиксируем различие на уровне тенденции. Так «нейтральные» не выказали своего отношения к испанской корриде, но в использовании животных в цирковых представлениях не находят ничего ужасного, а «зеленые» корриду, естественно, считают не допустимой, а по поводу цирковых представлений с участием животных заняли нейтральную позицию (достоверно на 1,2% уровне значимости и в том, и в другом случае).

В вопросах научно-технического прогресса второй тип занимает положительную позицию. Они поддерживают его, и считают, что его не надо останавливать, так как вреда экологии нет, также они не готовы отказаться от личного транспорта ради чистоты окружающей среды. Первый тип не выказал четкого отношения к этим проблемам. Также есть еще одно различие, но оно на уровне тенденции.Оно касается сохранения исчезающих видов с помощью научно-технического прогресса. «Нейтральные» разделяют это мнение, а «зеленые» не дали однозначного ответа (достоверно на 1,7% уровне значимости).

Первый тип в вопросе вегетарианства полностью разделяет позицию вторых, оба этих типа считают, что людям необходимо употреблять мясо и рыбу, и ничего в этом плохо они не видят.

Также оба типа считают, что уничтожать в городе бездомных животных не следует, различие их находится на уровне тенденции (достоверно на 4% уровне значимости). «Зеленые» поддерживают альтернативный вариант уничтожению - стерилизацию, а «нейтральных» это не волнует (достоверно на 4% уровне значимости).

Что же касается неживой природы, то здесь различие на уровне тенденции. «Зеленые», как им и полагается, сетуют о сохранении естественного ландшафта и о позиции «невмешательства» человека. А «нейтральные» не затрудняют себя в выборе конкретной позиции.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что «зеленые» выражают более определенную позицию с точки зрения гуманного отношения к природе. Они проявляют эмпатию к животным, которым угрожает опасность и заботятся о сохранении «девственности» природы, но при этом их позиция не доходит до абсурда, они адекватно относятся к вопросам научно-технического прогресса и использования животных для развлечения, если это не угрожает их жизни. «Нейтральные», за них говорит само название, зачастую занимают неопределенную позицию, скорее всего, это связано с их незаинтересованностью проблемами экологии, в вопросах же научно-технического прогресса они выступали на стороне его поддержки и не видели в нем угрозы для экологии.

 



Заключение

 

. Анализ литературы показывает существование широкого спектра мнений по большинству из проблем биологической этики. В медицинской этике противоположные точки зрения высказываются по практически всем вопросам - клонированию, трансплантологии, эвтаназии, генным технологиям. В равной степени это относится к проблемам экологической этики - разногласия вызывает научно-технический прогресс в целом, генные технологии, использование неживой природы, отношение к животным.

2. В целом среди школьной молодежи проблемы как медицинской, так и экологической этики не являются в большинстве своем новыми и «неожиданными». В некоторых случаях отношение к ним вполне сформировано, в некоторых случаях явно выражается поддержка или отрицание какой-либо идеи или технологии. Среди таких проблем, которые нашли отклик у школьников относятся: проблемы стерилизации особо опасных преступников и психически больных, проблемы трансплантации органов, проблемы аборта, проблемы взаимодействия человека и животных (уничтожение последних, использования для хозяйственных нужд и развлечений), а остальные остались за гранью их интереса. Так, однозначно отрицательно воспринимается идея об уничтожении бездомных животных, но положительно - о стерилизации их. В основном, однако, мнения разделяются, иногда мнение не вполне сформировано.

3. Выявлено довольно много возрастных различий в моральном сознании старших школьников и студентов, в контексте проблем биологической этики, включающей в себя проблемы медицинской и экологической этики. Необходимо отметить, что это различия носят не кардинальный характер противопоставлений или противоположных мнений, а характер интенсивности, то есть в таких случаях как, принудительная стерилизация опасных преступников (школьники поддерживают эту мысль), полное откровение врача с больным (школьники яро соглашаются с этой идеей), эвтаназия тяжелобольных детей (школьники категорически не согласны с этим утверждением), трансплантология органов животных и предоставления своих органов для пересадки (они также категорически с этим не согласны), не допустимость мужчинам и женщинам самим решать быть или не быть ребенку (школьники полностью согласны с этим) у школьников более ярко выраженное отношение, в других - у студентов.

. Гендерные различия в моральном сознании школьной молодежи, относительно проблем биологической этики практически не выявлены. Выявленные различия не носят систематического характера и какие-либо обобщения сделать трудно.

. В среде школьной молодежи довольно ярко выражены типологические особенности морального сознания, относительно проблем биологической этики. Как в контексте медицинской этики, так и в контексте экологической этики, нам удалось выявить по два типа, различия которых носят не противоположный характер, а отличаются интенсивностью проявления. Касательно медицинской этики выявлены тип «либералов», которые допускают эвтаназию, трансплантологию органов (в том, числе и умерших), использование «суррогатной матери», медицинские эксперименты, касательно изменения генома человека, для излечения больного, и тип «консерваторов», которые по этим же проблемам занимают зачастую нейтральную позицию, только в вопросах пересадки органов животного и эвтаназии с помощью «смертельного» укола, они заняли противоположную позицию. В экологическом аспекте мы выделили тип «зеленых», которые выражают более определенную позицию с точки зрения гуманного отношения к природе. Они проявляют эмпатию к животным, которым угрожает опасность и заботятся о сохранении «девственности» природы, но при этом их позиция не доходит до абсурда, они адекватно относятся к вопросам научно-технического прогресса и использования животных для развлечения, если это не угрожает их жизни. И второй тип «нейтральные», за них говорит само название, зачастую занимают неопределенную позицию, скорее всего, это связано с их незаинтересованностью проблемами экологической, в вопросах же научно-технического прогресса они выступали на стороне его поддержки и не видели в нем угрозы для экологии.

Таким образом, была показана специфика решения проблем биологической этики среди старших школьников в целом, практическое отсутствие гендерных различий в исследованном диапазоне, наличие возрастных различий, носящих, предположительно, универсальный характер и очень много и ярко выраженных типологических различий.

 



Список литературы

 

1. Бакштановский В.И. Принципы морального выбора. - М.: Знание, 1974. - 64 с.

.  Биоэтический словарь: Учебное пособие / Сост. В.А. Киселёв. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: УГМА, 2006. - 166 с.

3. Богомягкова Е.С. Эвтаназия как социальная проблема: Дис.... канд. социол. наук. - СПб., 2006. - 214 с.

4. Буровская Е.В. Понимание природы в картине мира техногенной ситуации // Мир психологии. - 1998. - №2(14). - С. 131-136.

5. Варава В.В. Способно ли вегетарианство исполнить зло? // Экология и нравственность: Материалы межвузовской научной конференции 3-4 февраля 1998 г. / Под ред. проф. В.П. Фетисова, доц. Н.И. Мартыненко. - Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия. - 1998. - С. 7-9.

6. Выбор позиции: Столкновение взглядов вокруг противоречивых проблем биоэтики (Taking sides: Clashing views on controversial bioethical issues / Ed. Levine C. - 3d. ed. - Guildford: Dushkin publ. group, 1989. - 370 p.: Реферат Лидеман Р.Р.) // Проблемы биоэтики: реферативный сборник / Отв. ред. Б.Г. Юдин. - М., 2006. - С. 25-27.

.   Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1984. - Т.2. - 550 с.

8. Гуревич К.М. Проблемы современной психологической диагностики // Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981. - С. 5-23.

9. Дерябо С.Д. Параметры субъективного отношения к природе как критерий эффективности экологического воспитания // Мир психологии. - 1998. - №2 (14). - С. 109-121.

.   Дерябо С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания - М.: Московский психолого-социальный институт. - 1999. - 306 с.

11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 473 с.

.   Дземешкевич С.Л., Борогад И.В., Гурвич А.И. Биоэтика и деонтология в клинической трансплантологии // Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997. - С. 138-151.

13. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 352 с.

.   Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ: Пер. с англ. / Под ред. А.Я. Боярского. Предисловие А.Я. Боярского. - М.: Статистика, 1997. - 128 с.

15. Ерофеев С.В., Гоглова О.О. Биоэтика: Учебное пособие. - Иваново, 2009. - 120 с.

16. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М.: МГУ, 1994. - 144 с.

17. Зараковский Г.М., Полестерова Н.А. Комплексное исследование экологического сознания старших школьников // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - М. - 2000. - С. 24-25.

18. Знаков В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии. - 2005 - №6. - С. 3-12.

19. Иванюшкин А.Я. Морально-этические проблемы искусственного аборта // Введение в биоэтику. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - С. 197-222.

.   Иванюшкин А.Я. Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы // Введение в биоэтику. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 222-241.

.   Ивин А.А. Элементарная логика - М.: Дидакт, 1994. - 200 c.

22. Игнатовская Н.Б. Отношение к животным как проблема нравственности // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов (отв. ред.) и др. - М.: Политиздат, 1988. - С. 220-237.

23. Иойрыш А.И. Давайте успокоимся! // Человек. - 1998. - №3. - С. 20-23.

.  Кагирова Г.В. Биоэтика: политические, этические, мировоззренческие аспекты. Опыт преподавания курса в Алтайском государственном университете. - Барнаул: Издательство Алт.ГУ, 2004. - 190 с.

25. Кант И. Из «лекций по этики» (1780-1782) // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов (отв. ред.) и др. - М.: Политиздат, 2009. - С. 297-322.

.   Кашак Г. Опасность аборта // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20-23 мая 1998 г. - СПб.: Март, 1998. - С. 45-60.

.   Козлов Н.М. Социальные катаклизмы глазами старшеклассников // Мир психологии. - 1996. - №2 (7). - С. 163-164.

.   Колесников Н.А. Экологические проблемы и традиционные схемы поведения человека // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №2. - С. 53-60.

29. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 226 с.

.  Коновалова Л.В. Новые моральные проблемы // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов и др. - М.: Политиздат, 2008. - С. 200-204.

31. Курило Л.Ф. Некоторые морально-этические проблемы репродукции человека // Биомедицинская этика / Под. ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997. - С. 151-172.

32. Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. - М.: Медицина, 1989. - 208 с.

.  Лихтерман Б. Этика милосердия // Медицинская газета. - 2002. - №5. - С. 4.

34. Лихтерман Л. Размышления о правде и лжи: что лучше для больного // Медицинская газета. - 2011. - №36 (6164). - С. 11.

.   Лопухин Ю.М. Биоэтика: Избранные статьи (1993-2003). - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. - 128 с.

36. Маслов П.П. Статистика в социологии. - М.: Статистика, 1971. - 249 c.

37. Мдивани М.О., Дубов И.Г. Различия в нормативной сфере больших групп населения Москвы // Ментальность россиян / Под ред. И.Г. Дубова. - М.: Имидж- Контакт, 1998. - С. 135-190.

.   Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. - М.: Логос, 2001. - 376 с.

.   Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.

40. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1992. - 112 с.

41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

42. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Прометей, 2010. - 1087 с.

.  Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.

.  Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. С.М. Малков, А.П. Огурцов. - М.: ИФ РАН, 1992. - С. 5-27.

45. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали: Пер. с польск. / Общ. ред. А. А. Гусейнова. - М.: Прогресс, 1987. - 528 c.

46. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. - М.: МНЭПУ, 2001. - 144 с.

.   Пахомов А.П. Психологические проблемы формирования экологического мышления // Психология сегодня. - 1996. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 106-107.

.   Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. - Смоленск: СГУ, 2007. - 400 с.

.   Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. - М.: Триумф, 2002. - 192 с.

50. Покуленко Т.А. Вегетарианство как нравственная ценность // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов (отв. ред.) и др. - М.: Политиздат, 1990. - С. 258-271.

.   Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию - М.: Наука, 1983. - 205 с.

52. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 238 с.

53. Рейчелс Д. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов и др. - М.: Политиздат, 1990. - С. 205-211.

54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

.   Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы психологии. - 1983. - №2. - 9-25 с.

56. Сайко Э.В. Человек как активно действующий субъект в системе отношений взаимодействия «общество-природа» // Мир психологии и психология в мире. - 2008. - №2 (3). - С. 19-28.

.   Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 с.

.   Сидуяпова И.В., Першин М.С., Ляуш Л.Б., Макеева И.М. Статус эмбриона // Человек. - 2007. - №2. - С. 98 - 99.

59. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979. - 157 c.

.   Судо Ж. Вызов биоэтики сегодня // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20-23 мая 1998 г. - СПб.: Март, 1998. - С. 157-175.

.   Судо Ж. Эвтаназия // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20-23 мая 2008 г. - СПб.: Март, 1998. - С. 195-212.

.   Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. С.М. Малков, А.П. Огурцов. - М.: ИФ РАН, 1992. - С. 27-36.

.   Тищенко П.Д. Моральные проблемы трансплантологии // Введение в биоэтику. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 294-318.

.   Фельдман Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Издательство МГУ, 1989. - 118 с.

.   Фрейм Дж.М. Медицинская этика: принципы, личности и проблемы // Правительственная этика, деловая этика, медицинская этика / Отв. ред. и сост. И.Л. Галинская. - М.;: ИНИОН РАН, 2009. - С. 53-56.

.   Хвостов А.А. Сравнительный анализ моральных суждений - от подростков до среднего возраста в России и США // Развитие личности. - 2001. - №1. - С. 26-48.

.   Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания личности: Дис. … канд. псих. наук. - Москва, 2005. - 178 с.

68. Хвостов А.А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. Монография. - М.: Прометей, 2005. - 472 с.

69. Хвостов А.А., Гаджимурадова З.М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции. Монография. - М.: Прометей, 2010. - 292 с.

70. Холл С. Очерки по изучению ребенка. - М.: Пучина, 1925. - 184 с.

71. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Академия, 2004. - 179 с.

72. Хэн Ю.В. Эвтаназия неполноценных // Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. С.М. Малков, А.П. Огурцов. - М.: ИФ РАН, 1992. - С. 99-111.

73. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. - М.: Медицина, 2009. - 344 с.

74. Швейцер А. Культура и этика: Пер. с нем. - М.: «Прогресс», 1973. - 343 с.

.   Шейкина Г.А. Зверье на паперти // Аргументы и факты - Москва. - 05.07.2010. - №29 (419). - С. 2.

.   Шкаровская В. Смешались в кучу клоны, люди… // Аргументы и факты. - 2001. - №49. - С. 14.

.   Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.

.   Юдин Б.Г. Клонирование человека: предварительные уроки дискуссии // Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Отв. ред. и сост. Б.Г. Юдин. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - С. 460-467. КС

.   Юдин Б.Г., Ясная Л.В. Когда надежды нет // Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Отв. ред. и сост. Б.Г. Юдин. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - С. 372-377. КС

.   Юрьева Е. Люди, вы свиньи! // Московский комсомолец. - 2002. - №31. - С. 8.

.   Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика). - М.: Медицина, 2006. - 448 с.

82. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - С. 128-129.

83. Adair J. Management and morality. The problems and opportunities of social capitalism. - Newton Abbot (C.O.): David & Charles, 1974. - 189 p.

.   Aguilar F.J. Managing corporate ethics. - New-York: Oxford university press, 1994. - X, 177 p.

.   Gibbs J.C., Basinger K.S., Fuller D. Moral Maturity: Measuring the Development of Sociomoral Reflection. - Hillsdale (New Jersey) etc.: Lawrence Erlbaum Association, 1992. - XII, 218 p.

86. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach // Moral development and behavior: theory, research, and social issues / Ed. by T. Lickona. - New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976. - P. 31-53.

87. Lefebvre V. Algebra of Consciense - Dordrecht etc.: D. Reidel Publishing Company, 1982. - XXVI, 194 p.

88. Passmore P. Man`s responsibility for nature: Ecological problems and Western Traditions. - London: Duckworth, 1974. - X, 213 p.

 

Приложение

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: