В столбцах:
- группы вопросов со схожей тематикой;
- №вопросов в опроснике;
- среднее значение ответов для первого типа («зеленые»);
- среднее значение ответов для второго типа («нейтральные»);
- значимость различий между данными у «зеленых» и «нейтральных» по U-критерию Манна-Уитни.
Жирным выделены различия на 1% уровне значимости; подчеркнуты различия на 5% уровне значимости (на уровне тенденции).
Таблица 8
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Группа вопросов, касающихся проблем отношения к неживой природе | 1 | 3,80 | 3,25 | 0,023 |
2 | 3,42 | 2,78 | 0,011 | |
3 | 3,63 | 3,26 | 0,130 | |
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных в хозяйственных целях | 4 | 4,43 | 2,90 | 0,000 |
5 | 4,65 | 3,00 | 0,000 | |
20 | 4,32 | 3,23 | 0,000 | |
Группа вопросов, касающихся проблем использования животных для развлечения | 6 | 2,07 | 2,77 | 0,012 |
7 | 3,18 | 3,90 | 0,007 | |
15 | 4,02 | 3,33 | 0,009 | |
19 | 2,88 | 2,28 | 0,012 | |
Группа вопросов, касающихся проблем научно-технического прогресса | 8 | 2,52 | 1,98 | 0,008 |
9 | 3,35 | 2,00 | 0,000 | |
21 | 2,88 | 2,28 | 0,012 | |
Группа вопросов, касающихся проблем уничтожения животных | 10 | 3,98 | 3,40 | 0,048 |
11 | 1,43 | 1,87 | 0,044 | |
16 | 3,07 | 3,08 | 0,976 | |
Группа вопросов, касающихся проблем обращения с животными | 12 | 3,20 | 2,85 | 0,179 |
13 | 3,83 | 3,54 | 0,188 | |
14 | 3,34 | 2,73 | 0,030 | |
17 | 2,22 | 2,33 | 0,908 | |
Вопрос, касающийся отношения к вегетарианству | 18 | 1,97 | 1,31 | 0,000 |
|
|
Различий между типами довольно много, но, как и в медицинской этике, они носят не противоположный характер, а скорее отличаются в выраженности проявлений.
В первую очередь это касается использования животных в хозяйственных нуждах. Первый тип, в дальнейшем будем называть их «зеленые», считает, что использование чучел и шкур для украшения интерьера и разведение животных только ради меха, а также помещение животного на цепь или в клетку на всю жизнь недопустима, а второй тип, его мы назовем «нейтральные», затруднились отнести себя к какой-то четкой позиции.
Что касается утверждений об использовании животных для развлечения, то здесь мы видим следующую картину. «Зеленые» категорически отвергают петушиные или собачьи бои, а «нейтральные» не смогли дать однозначный ответ, что же касается португальской корриды, в которой нет пострадавших, то тут, наоборот, первый тип не дал определенный ответ, а второй - считает ее допустимой. Что же испанской корриды, где животное погибает, и использование животного в цирковых представлениях, то здесь мы фиксируем различие на уровне тенденции. Так «нейтральные» не выказали своего отношения к испанской корриде, но в использовании животных в цирковых представлениях не находят ничего ужасного, а «зеленые» корриду, естественно, считают не допустимой, а по поводу цирковых представлений с участием животных заняли нейтральную позицию (достоверно на 1,2% уровне значимости и в том, и в другом случае).
|
|
В вопросах научно-технического прогресса второй тип занимает положительную позицию. Они поддерживают его, и считают, что его не надо останавливать, так как вреда экологии нет, также они не готовы отказаться от личного транспорта ради чистоты окружающей среды. Первый тип не выказал четкого отношения к этим проблемам. Также есть еще одно различие, но оно на уровне тенденции.Оно касается сохранения исчезающих видов с помощью научно-технического прогресса. «Нейтральные» разделяют это мнение, а «зеленые» не дали однозначного ответа (достоверно на 1,7% уровне значимости).
Первый тип в вопросе вегетарианства полностью разделяет позицию вторых, оба этих типа считают, что людям необходимо употреблять мясо и рыбу, и ничего в этом плохо они не видят.
Также оба типа считают, что уничтожать в городе бездомных животных не следует, различие их находится на уровне тенденции (достоверно на 4% уровне значимости). «Зеленые» поддерживают альтернативный вариант уничтожению - стерилизацию, а «нейтральных» это не волнует (достоверно на 4% уровне значимости).
Что же касается неживой природы, то здесь различие на уровне тенденции. «Зеленые», как им и полагается, сетуют о сохранении естественного ландшафта и о позиции «невмешательства» человека. А «нейтральные» не затрудняют себя в выборе конкретной позиции.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что «зеленые» выражают более определенную позицию с точки зрения гуманного отношения к природе. Они проявляют эмпатию к животным, которым угрожает опасность и заботятся о сохранении «девственности» природы, но при этом их позиция не доходит до абсурда, они адекватно относятся к вопросам научно-технического прогресса и использования животных для развлечения, если это не угрожает их жизни. «Нейтральные», за них говорит само название, зачастую занимают неопределенную позицию, скорее всего, это связано с их незаинтересованностью проблемами экологии, в вопросах же научно-технического прогресса они выступали на стороне его поддержки и не видели в нем угрозы для экологии.
Заключение
. Анализ литературы показывает существование широкого спектра мнений по большинству из проблем биологической этики. В медицинской этике противоположные точки зрения высказываются по практически всем вопросам - клонированию, трансплантологии, эвтаназии, генным технологиям. В равной степени это относится к проблемам экологической этики - разногласия вызывает научно-технический прогресс в целом, генные технологии, использование неживой природы, отношение к животным.
2. В целом среди школьной молодежи проблемы как медицинской, так и экологической этики не являются в большинстве своем новыми и «неожиданными». В некоторых случаях отношение к ним вполне сформировано, в некоторых случаях явно выражается поддержка или отрицание какой-либо идеи или технологии. Среди таких проблем, которые нашли отклик у школьников относятся: проблемы стерилизации особо опасных преступников и психически больных, проблемы трансплантации органов, проблемы аборта, проблемы взаимодействия человека и животных (уничтожение последних, использования для хозяйственных нужд и развлечений), а остальные остались за гранью их интереса. Так, однозначно отрицательно воспринимается идея об уничтожении бездомных животных, но положительно - о стерилизации их. В основном, однако, мнения разделяются, иногда мнение не вполне сформировано.
3. Выявлено довольно много возрастных различий в моральном сознании старших школьников и студентов, в контексте проблем биологической этики, включающей в себя проблемы медицинской и экологической этики. Необходимо отметить, что это различия носят не кардинальный характер противопоставлений или противоположных мнений, а характер интенсивности, то есть в таких случаях как, принудительная стерилизация опасных преступников (школьники поддерживают эту мысль), полное откровение врача с больным (школьники яро соглашаются с этой идеей), эвтаназия тяжелобольных детей (школьники категорически не согласны с этим утверждением), трансплантология органов животных и предоставления своих органов для пересадки (они также категорически с этим не согласны), не допустимость мужчинам и женщинам самим решать быть или не быть ребенку (школьники полностью согласны с этим) у школьников более ярко выраженное отношение, в других - у студентов.
|
|
. Гендерные различия в моральном сознании школьной молодежи, относительно проблем биологической этики практически не выявлены. Выявленные различия не носят систематического характера и какие-либо обобщения сделать трудно.
. В среде школьной молодежи довольно ярко выражены типологические особенности морального сознания, относительно проблем биологической этики. Как в контексте медицинской этики, так и в контексте экологической этики, нам удалось выявить по два типа, различия которых носят не противоположный характер, а отличаются интенсивностью проявления. Касательно медицинской этики выявлены тип «либералов», которые допускают эвтаназию, трансплантологию органов (в том, числе и умерших), использование «суррогатной матери», медицинские эксперименты, касательно изменения генома человека, для излечения больного, и тип «консерваторов», которые по этим же проблемам занимают зачастую нейтральную позицию, только в вопросах пересадки органов животного и эвтаназии с помощью «смертельного» укола, они заняли противоположную позицию. В экологическом аспекте мы выделили тип «зеленых», которые выражают более определенную позицию с точки зрения гуманного отношения к природе. Они проявляют эмпатию к животным, которым угрожает опасность и заботятся о сохранении «девственности» природы, но при этом их позиция не доходит до абсурда, они адекватно относятся к вопросам научно-технического прогресса и использования животных для развлечения, если это не угрожает их жизни. И второй тип «нейтральные», за них говорит само название, зачастую занимают неопределенную позицию, скорее всего, это связано с их незаинтересованностью проблемами экологической, в вопросах же научно-технического прогресса они выступали на стороне его поддержки и не видели в нем угрозы для экологии.
|
|
Таким образом, была показана специфика решения проблем биологической этики среди старших школьников в целом, практическое отсутствие гендерных различий в исследованном диапазоне, наличие возрастных различий, носящих, предположительно, универсальный характер и очень много и ярко выраженных типологических различий.
Список литературы
1. Бакштановский В.И. Принципы морального выбора. - М.: Знание, 1974. - 64 с.
. Биоэтический словарь: Учебное пособие / Сост. В.А. Киселёв. - 2-е изд., перераб. и доп. - Екатеринбург: УГМА, 2006. - 166 с.
3. Богомягкова Е.С. Эвтаназия как социальная проблема: Дис.... канд. социол. наук. - СПб., 2006. - 214 с.
4. Буровская Е.В. Понимание природы в картине мира техногенной ситуации // Мир психологии. - 1998. - №2(14). - С. 131-136.
5. Варава В.В. Способно ли вегетарианство исполнить зло? // Экология и нравственность: Материалы межвузовской научной конференции 3-4 февраля 1998 г. / Под ред. проф. В.П. Фетисова, доц. Н.И. Мартыненко. - Воронеж: Воронежская государственная лесотехническая академия. - 1998. - С. 7-9.
6. Выбор позиции: Столкновение взглядов вокруг противоречивых проблем биоэтики (Taking sides: Clashing views on controversial bioethical issues / Ed. Levine C. - 3d. ed. - Guildford: Dushkin publ. group, 1989. - 370 p.: Реферат Лидеман Р.Р.) // Проблемы биоэтики: реферативный сборник / Отв. ред. Б.Г. Юдин. - М., 2006. - С. 25-27.
. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. - М.: Педагогика, 1984. - Т.2. - 550 с.
8. Гуревич К.М. Проблемы современной психологической диагностики // Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. - М.: Педагогика, 1981. - С. 5-23.
9. Дерябо С.Д. Параметры субъективного отношения к природе как критерий эффективности экологического воспитания // Мир психологии. - 1998. - №2 (14). - С. 109-121.
. Дерябо С.Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания - М.: Московский психолого-социальный институт. - 1999. - 306 с.
11. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 473 с.
. Дземешкевич С.Л., Борогад И.В., Гурвич А.И. Биоэтика и деонтология в клинической трансплантологии // Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997. - С. 138-151.
13. Дубров А.М., Мхитарян В.С., Трошин Л.И. Многомерные статистические методы: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 1998. - 352 с.
. Дюран Б., Оделл П. Кластерный анализ: Пер. с англ. / Под ред. А.Я. Боярского. Предисловие А.Я. Боярского. - М.: Статистика, 1997. - 128 с.
15. Ерофеев С.В., Гоглова О.О. Биоэтика: Учебное пособие. - Иваново, 2009. - 120 с.
16. Залесский Г.Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. - М.: МГУ, 1994. - 144 с.
17. Зараковский Г.М., Полестерова Н.А. Комплексное исследование экологического сознания старших школьников // II Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. - М. - 2000. - С. 24-25.
18. Знаков В.В. Понимание экзистенциального выбора: жизнь в страданиях или эвтаназия // Вопросы психологии. - 2005 - №6. - С. 3-12.
19. Иванюшкин А.Я. Морально-этические проблемы искусственного аборта // Введение в биоэтику. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 1998. - С. 197-222.
. Иванюшкин А.Я. Новые репродуктивные технологии: этико-правовые проблемы // Введение в биоэтику. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 222-241.
. Ивин А.А. Элементарная логика - М.: Дидакт, 1994. - 200 c.
22. Игнатовская Н.Б. Отношение к животным как проблема нравственности // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов (отв. ред.) и др. - М.: Политиздат, 1988. - С. 220-237.
23. Иойрыш А.И. Давайте успокоимся! // Человек. - 1998. - №3. - С. 20-23.
. Кагирова Г.В. Биоэтика: политические, этические, мировоззренческие аспекты. Опыт преподавания курса в Алтайском государственном университете. - Барнаул: Издательство Алт.ГУ, 2004. - 190 с.
25. Кант И. Из «лекций по этики» (1780-1782) // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов (отв. ред.) и др. - М.: Политиздат, 2009. - С. 297-322.
. Кашак Г. Опасность аборта // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20-23 мая 1998 г. - СПб.: Март, 1998. - С. 45-60.
. Козлов Н.М. Социальные катаклизмы глазами старшеклассников // Мир психологии. - 1996. - №2 (7). - С. 163-164.
. Колесников Н.А. Экологические проблемы и традиционные схемы поведения человека // Мир психологии и психология в мире. - 1995. - №2. - С. 53-60.
29. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение, 1989. - 226 с.
. Коновалова Л.В. Новые моральные проблемы // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов и др. - М.: Политиздат, 2008. - С. 200-204.
31. Курило Л.Ф. Некоторые морально-этические проблемы репродукции человека // Биомедицинская этика / Под. ред. В.И. Покровского. - М.: Медицина, 1997. - С. 151-172.
32. Лещинский Л.А. Деонтология в практике терапевта. - М.: Медицина, 1989. - 208 с.
. Лихтерман Б. Этика милосердия // Медицинская газета. - 2002. - №5. - С. 4.
34. Лихтерман Л. Размышления о правде и лжи: что лучше для больного // Медицинская газета. - 2011. - №36 (6164). - С. 11.
. Лопухин Ю.М. Биоэтика: Избранные статьи (1993-2003). - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2010. - 128 с.
36. Маслов П.П. Статистика в социологии. - М.: Статистика, 1971. - 249 c.
37. Мдивани М.О., Дубов И.Г. Различия в нормативной сфере больших групп населения Москвы // Ментальность россиян / Под ред. И.Г. Дубова. - М.: Имидж- Контакт, 1998. - С. 135-190.
. Медведев В.И., Алдашева А.А. Экологическое сознание. - М.: Логос, 2001. - 376 с.
. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие - М.: Просвещение, 1985. - 319 с.
40. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Педагогика, 1992. - 112 с.
41. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.
42. Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) / В. С. Мухина. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М.: Прометей, 2010. - 1087 с.
. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996. - 374 с.
. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы // Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. С.М. Малков, А.П. Огурцов. - М.: ИФ РАН, 1992. - С. 5-27.
45. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали: Пер. с польск. / Общ. ред. А. А. Гусейнова. - М.: Прогресс, 1987. - 528 c.
46. Панов В.И. Введение в экологическую психологию: Учебное пособие. Часть 1. - М.: МНЭПУ, 2001. - 144 с.
. Пахомов А.П. Психологические проблемы формирования экологического мышления // Психология сегодня. - 1996. - Т. 2. - Вып. 1. - С. 106-107.
. Петренко В.Ф. Основы психосемантики: Учебное пособие. - Смоленск: СГУ, 2007. - 400 с.
. Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. - М.: Триумф, 2002. - 192 с.
50. Покуленко Т.А. Вегетарианство как нравственная ценность // Этическая мысль: Научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов (отв. ред.) и др. - М.: Политиздат, 1990. - С. 258-271.
. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию - М.: Наука, 1983. - 205 с.
52. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - СПб.: Питер, 2010. - 238 с.
53. Рейчелс Д. Активная и пассивная эвтаназия // Этическая мысль: научно-публицистические чтения / Ред. кол.: А.А. Гусейнов и др. - М.: Политиздат, 1990. - С. 205-211.
54. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
. Рубинштейн С.Л. Проблемы психологии в трудах Карла Маркса // Вопросы психологии. - 1983. - №2. - 9-25 с.
56. Сайко Э.В. Человек как активно действующий субъект в системе отношений взаимодействия «общество-природа» // Мир психологии и психология в мире. - 2008. - №2 (3). - С. 19-28.
. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: ООО «Речь», 2002. - 350 с.
. Сидуяпова И.В., Першин М.С., Ляуш Л.Б., Макеева И.М. Статус эмбриона // Человек. - 2007. - №2. - С. 98 - 99.
59. Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии. - М.: Просвещение, 1979. - 157 c.
. Судо Ж. Вызов биоэтики сегодня // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20-23 мая 1998 г. - СПб.: Март, 1998. - С. 157-175.
. Судо Ж. Эвтаназия // Семья и биоэтика. Материалы международного симпозиума, СПб, 20-23 мая 2008 г. - СПб.: Март, 1998. - С. 195-212.
. Тищенко П.Д. К началам биоэтики // Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. С.М. Малков, А.П. Огурцов. - М.: ИФ РАН, 1992. - С. 27-36.
. Тищенко П.Д. Моральные проблемы трансплантологии // Введение в биоэтику. Учебное пособие. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С. 294-318.
. Фельдман Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. - М.: Издательство МГУ, 1989. - 118 с.
. Фрейм Дж.М. Медицинская этика: принципы, личности и проблемы // Правительственная этика, деловая этика, медицинская этика / Отв. ред. и сост. И.Л. Галинская. - М.;: ИНИОН РАН, 2009. - С. 53-56.
. Хвостов А.А. Сравнительный анализ моральных суждений - от подростков до среднего возраста в России и США // Развитие личности. - 2001. - №1. - С. 26-48.
. Хвостов А.А. Структура и детерминанты морального сознания личности: Дис. … канд. псих. наук. - Москва, 2005. - 178 с.
68. Хвостов А.А. Моральное сознание личности: структура, генезис, детерминанты. Монография. - М.: Прометей, 2005. - 472 с.
69. Хвостов А.А., Гаджимурадова З.М. Моральное самосознание студенческой молодежи двух культур: дагестанская и русская традиции. Монография. - М.: Прометей, 2010. - 292 с.
70. Холл С. Очерки по изучению ребенка. - М.: Пучина, 1925. - 184 с.
71. Хухлаева О.В. Психология подростка. - М.: Академия, 2004. - 179 с.
72. Хэн Ю.В. Эвтаназия неполноценных // Биоэтика: проблемы и перспективы / Отв. ред. С.М. Малков, А.П. Огурцов. - М.: ИФ РАН, 1992. - С. 99-111.
73. Шамов И.А. Биомедицинская этика: Учебник. - М.: Медицина, 2009. - 344 с.
74. Швейцер А. Культура и этика: Пер. с нем. - М.: «Прогресс», 1973. - 343 с.
. Шейкина Г.А. Зверье на паперти // Аргументы и факты - Москва. - 05.07.2010. - №29 (419). - С. 2.
. Шкаровская В. Смешались в кучу клоны, люди… // Аргументы и факты. - 2001. - №49. - С. 14.
. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с.
. Юдин Б.Г. Клонирование человека: предварительные уроки дискуссии // Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Отв. ред. и сост. Б.Г. Юдин. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - С. 460-467. КС
. Юдин Б.Г., Ясная Л.В. Когда надежды нет // Биоэтика: принципы, правила, проблемы / Отв. ред. и сост. Б.Г. Юдин. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - С. 372-377. КС
. Юрьева Е. Люди, вы свиньи! // Московский комсомолец. - 2002. - №31. - С. 8.
. Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика). - М.: Медицина, 2006. - 448 с.
82. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - С. 128-129.
83. Adair J. Management and morality. The problems and opportunities of social capitalism. - Newton Abbot (C.O.): David & Charles, 1974. - 189 p.
. Aguilar F.J. Managing corporate ethics. - New-York: Oxford university press, 1994. - X, 177 p.
. Gibbs J.C., Basinger K.S., Fuller D. Moral Maturity: Measuring the Development of Sociomoral Reflection. - Hillsdale (New Jersey) etc.: Lawrence Erlbaum Association, 1992. - XII, 218 p.
86. Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach // Moral development and behavior: theory, research, and social issues / Ed. by T. Lickona. - New-York etc.: Holt, Rinehart and Winston, 1976. - P. 31-53.
87. Lefebvre V. Algebra of Consciense - Dordrecht etc.: D. Reidel Publishing Company, 1982. - XXVI, 194 p.
88. Passmore P. Man`s responsibility for nature: Ecological problems and Western Traditions. - London: Duckworth, 1974. - X, 213 p.
Приложение