Психоаналитическая теория З. Фрейда

Фрейд в структуре личности выделили 3 структурных компонента: Оно (Ид), Я (Эго), Сверхя (Суперэго).

Оно (Ид) – сфера бессознательного, инстинктивное ядро личности. Мощные инстинкты (сексуальный и агрессивный) требуют своей реализации и определяют поведение личности. Оно подчиняется принципу удовольствия.

Я (Эго) – сфера сознания, подчиняется принципу рациональности, формирующегося под влиянием общества.

Сверхя (Суперэго) – носитель моральных стандартов, выполняет роль критика, цензора, совести.

 

Гуманистическая теория А. Маслоу.

Гуманистическая психология и гуманистические теории личности сформировалась в середине XX века, рассматривают человека как изначально хорошего, имеющего врожденные потенциальные духовные потребности и качества, но эти потребности могут быть временно заблокированы неблагоприятными условиями жизни и не проявляться в реальном поведении человека. А. Маслоу разработал иерархию потребностей: Ст. 1 - физиологические потребности (низшие, управляемые органами тела потребности: дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите). Ст. 2 - потребность в надежности (безопасность) - стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению в старости и т. п. Ст. 3 - социальные потребности в общении, ласке, понимании людьми, любви. Ст. 4 - потребность в уважении, осознании собств. достоинства (уважение, престиж, соц. успех). Ст. 5 - потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

 

 

Источники активности. Движущие силы развития личности.

Активность личности – отношение личности к миру, способность производить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Активность личности обуславливается совокупностью потребностей, побуждающих ее через сложную систему осознанных и неосознанных мотивов к деятельности. Движущие силы психологического развития личности выявляется в противоречиях между измененными в деятельности потребностями человека и реальными возможностями их удовлетворения. 

 

Самооценка и уровень притязаний личности в структуре самосознания.

Самооценка – оценка человеком своих собственных качеств, достоинств и умений. В структуре самооценки выделяют 2 компонента: 1) когнитивный (отражает все то, что индивид узнал о себе из различных источников информации); 2) эмоциональный (выражает собственное отношение к различным сторонам своей личности). Самооценка: - высокая неадекватная, - высокая адекватная, - средняя (адекватная), - низкая адекватная, - низкая неадекватная. Виды самооценки: 1) личностная (личные качества); 2) текущая (действия, поступки). Уровень притязаний – степень трудности задач, которые человек ставит пред собой; уровень, к которому индивид стремится в различных сферах жизнедеятельности.

 

 

Социализация личности. Этапы и виды социализации. Социальный контроль.

Социализация – процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта, неразрывно связан с общением и совместной деятельностью людей. Этапы социализации: 1- семья, 2 – ДДУ, средняя школа. Виды: первичная (охватывает период от рождения до формирования зрелой личности) и вторичная (процесс развития социально зрелой личности, связанный главным образом с овладением профессии). Социальный контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе, включающий социальные нормы и санкции. Внешний социальный контроль – совокупность институтов и механизмов, гарантирующий соблюдение норм и законов поведения. Внутренний социальный контроль – форма контроля, при которой индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с нормами.

 

Сущность ощущений и их классификация. Свойства и закономерности ощущений

Ощущения – психический процесс, отражение отдельных свойств, предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Виды: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, мускульно-двигательные, органические. Свойства: 1) чувствительность – способность организма воспринимать различные раздражения, исходящие из внешней и внутренней среды, и реагировать на них.; 2) адаптация – приспособление к действию раздражителя; 3) сенсобилизация – повышение чувствительности органов к действию раздражителей; 4) синестезия – слияние нескольких ощущений в одно; 5) взаимодействие ощущений.

 

 

Сущность восприятия. Основные свойства восприятия. Виды восприятия и их характеристика

Восприятие – психический процесс, отражающий предметы и явления в целом, в совокупности их свойств. Перцепция – непосредственно восприятие, апперцепция – восприятие с учетом прошлого. Свойства: 1) предметность – восприятие помогает открывать предметность мира; 2) целостность – восприятие есть целостный образ предмета, возникающий на основе знаний и ощущений его; 3) структурность – восприятие не простая сумма ощущений, а структурная целостность их; 4) константность – восприятие окружающих предметов как относительно постоянных; 5) осмысленность - свойство восприятия наделять воспринимаемый объект (или явление) определенным смыслом, обозначать его знаком и относить к определенной группе. Виды: простые - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, мускульно-двигательные, органические; сложные – восприятие времени, пространства, движения и восприятие человеком человека. Могут иметь место иллюзии восприятия – искаженное восприятие.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: