Понятие о деятельности и ее структуре. Мотивы и цели деятельности

Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на творческое преобразование, совершенствование действительности и самого себя в соответствии с его потребностями, целями и задачам. Основные характеристики деятельности – предметность, субъектность.  Отличия деятельности человека от активности животных: 1) носит сознательный характер (человек осознает цель и способы ее достижения, предвидит результат); 2) человек создает и хранит орудия труда; 3) деятельность человека связана с предметом материальной и духовной культуры; 4) деятельность человека преобразует его самого, его потребности, условия жизни; 5) деятельность есть продукт истории; 6) деятельность людям не дана с рождения, она формируется и развивается в процессе обучения и воспитания. Мотив – осознаваемый предмет потребности, побуждающий к определенному поведению и действиям, связанный с удовлетворением потребностей человека. Виды: 1) по содержанию (материальные, духовные); 2) по виду деятельности (игровые, учебные, трудовые); 3) по степени осознанности (осознаваемые, неосознаваемые); 4) по степени значимости (личные, общественные). Цели деятельности – то, на что она непосредственно направлена. В цели формируется идеальное представление будущего результата деятельности. Нет цели – нет деятельности.

Основные виды деятельности. Умение и навыки. Взаимодействие навыков.

Виды деятельности:

1) Игра – вид деятельности, заключающийся в воспроизводстве людьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

2) Учение – вид деятельности, направленный на усвоение умений, знаний и навыков.

3) Труд – ведущий вид деятельности, направленный на преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

Общение – специфический вид деятельности, заключающийся в обмене информацией, выработке единой стратегии взаимодействия, в восприятии и понимании людьми друг друга.

Процесс усвоения деятельности связан с формированием знаний, умений и навыков.

Умение – способность превращать знания в предметные реальные действия.

Навык – элемент деятельности, сформированный многократных повторений и реализации с минимальной сознательной регуляцией. 

 

 

Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.

Группой называется относительно устойчивая совокупность людей, связанная общими интересами, ценностями, нормами, поведением.

Большие группы делятся на номинальные и условные.

Группы: лабораторные (создается специально для проведения психологических экспериментов), реальные естественные (встречаются повсеместно). Естественные группы делятся на большие и малые. Большие группы - большие образования людей.

Организованные группы, – сложившиеся в ходе историч. развития общества (этнические общности, БРСМ, религиозные общности, профессиональные и возрастные объединения).

Малая группа – это небольшое по размеру объединение людей, связанное непосредственным взаимодействием (от 2 до 30-40 чел.).

Малые группы делятся на формальные и неформальные, группы членства и референтные группы, первичные и вторичные.

Формальные (официальные) - формирования людей, определенные предписанием, имеющие юридически закрепленную структуру, назначенное или избранное руководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов

  неформальные (неофициальные) группы - возникшие благодаря общности взглядов, интересов, симпатий.

Группа членства – это группа, членом, которой является человек. Референтной (эталонной) – группа, с нормами поведения которой можно соотносить свое поведение.

Первичные группы – это особая разновидность малых групп, в которых связь опирается не только личные контакты, но и на высокую эмоциональную вовлеченность ее членов в дела группы. Вторичные группы – это группы, организованные для достижения определенной цели.

 

Понятие коллектива. Структура коллектива. Динамика развития малой группы.

Коллектив – любое официальное объединение людей, занятых каким-либо общественно-полезным видом деятельности.

Структура коллектива:      

-функциональная (характ сложивш в коллект разделением и кооперацией труда)

-организационная (осн на распред основн профессиональных ролей и ответств между члена коллектива)

-профессиональная (опред уровнем проф подготовки специалист)

-демографическая (подразд сост коллектива по полу возрасту и тд

- социально-психологическая (сост межличн отнош, характ мотивов, ценностей и т.д.)

Динамика развития малой группы:

1) диффузные (основаны на поверхности эмоциональных связей); 2) ассоциации (обусловлены личными целями деятельности);

3) корпорации (основаны на узкогрупповых целях);

4) коллективы (детерминированы, прежде всего, созидательными, общественно значимыми целями деятельности).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: