Организация и проведение психодиагностического обследования

 

Профессионально-психологический отбор кандидатов, поступающих в органы СК РФ, проводится под руководством работников кадровой службы с привлечением специалистов-психологов.

Если отбор осуществляется среди выпускников юридического вуза, то психодиагностическое обследование (тестирование) проводится в групповой форме. В этом случае численность группы не должна превышать 18-20 человек. Если же необходимо обследовать большее количество кандидатов, то лучше разделить их на несколько подгрупп. Тестирование сотрудников СК РФ, выдвигаемых на руководящую должность из кадрового резерва, обычно проводится в индивидуальном порядке.

Психодиагностическое обследование должно проводиться в первой половине дня с утра, когда испытуемые чувствуют себя наиболее работоспособными. В случае недомогания обследуемого кандидата или его прибытия из другого города тестирование откладывается на другой более удобный для него день.

Тестирование проводится в светлом, хорошо проветриваемом помещении. Обследуемых не должны отвлекать от работы шум, телефонные разговоры, посторонние лица.

При групповом обследовании кандидаты размещаются за отдельными столами для того, чтобы они не мешали друг другу, работали строго индивидуально. Перед началом работы следует разложить на столах все тестовые брошюры и бланки по числу обследуемых в указанной ниже последовательности. Испытуемые предупреждаются, что все вопросы, возникающие в ходе работы, они должны задавать экспериментатору, а не соседу.

После этого им зачитывается Инструкция к первому тестовому заданию, объясняется порядок работы с ним.

Тестирование группы, включающей 7-8 человек и более, проводится вдвоем: психологом с участием ассистента, который помогает раздавать и собирать тестовые брошюры и регистрационные бланки, следит за тем, чтобы испытуемые не разговаривали и не мешали друг другу работать. Ассистентом может быть любой работник кадровой службы СК РФ, прошедший соответствующий инструктаж.

При проведении как группового, так и индивидуального обследования тесты выполняются в следующей последовательности. Первыми решаются задачи графического теста Равена. Время работы с ним ограничивается 30 минутами. После чего испытуемым предлагается наиболее трудоемкая методика СМИЛ, на выполнение которой обычно уходит примерно чуть более часа.

Затем испытуемые приступают к работе с методикой Р.Б. Кеттелла. Заканчивается обследование выполнением дополнительных тестов.

Дополнительные методы и методики применяются в случаях, когда:

показатели кандидата по основным методам и методикам не соответствуют нормативным значениям (в том числе, при недостоверных данных);

результаты собеседования позволяют предположить наличие отклонений в психическом состоянии кандидата;

необходимо уточнение или подтверждение выявленных неблагоприятных психологических характеристик.

Во время тестирования можно устраивать несколько перерывов, желательно лишь, чтобы они происходили, когда обследуемые закончили работу с тестом и еще не приступили к следующему. Поскольку темп работы испытуемых обычно сильно различается, при групповом обследовании время перерывов можно устанавливать индивидуально по желанию каждого кандидата. Лица, ранее других заканчивающие работу, покидают помещение, не дожидаясь остальных, чтобы не мешать им завершить обследование.

Общее время работы испытуемых со всеми психологическими методиками в норме не превышает 4-4,5 часа. Если обследуемый не успевает выполнить предложенные задания за 5 часов и более, то это может свидетельствовать о замедленном темпе мыслительных процессов, сниженной работоспособности или повышенном уровне тревожности кандидата, его неспособности продуктивно работать в непривычной ситуации и с необычным материалом. Быстрый темп работы (3-3,5 часа), напротив, свидетельствует о высокой скорости интеллектуальных процессов, способности испытуемого к длительной концентрации внимания, высокой работоспособности.

Во время обследования экспериментатор не только организует работу испытуемых, но и следит за их поведением, речевыми высказываниями, невербальными проявлениями. Особенности поведения того или иного кандидата во время тестирования, его взаимодействие с экспериментатором, количество и характер задаваемых им вопросов, темп речи, тембр голоса, позы, движения, мимика, жесты, вегетативные реакции, также как и темп работы, могут дать ценную информацию об эмоциональном состоянии испытуемого, уровне его тревожности, самоконтроле, волевых качествах, контактности, особенностях коммуникативной сферы, степени заинтересованности в результатах работы. По окончании обследования данные наблюдения сравниваются с тестовыми результатами, что позволяет построить более полную и точную картину личности испытуемого.

Так, например, некоторая замкнутость обследуемого, его нежелание беседовать с экспериментатором на отвлеченные темы, небольшое число вопросов, преимущественно уточняющего инструкцию характера, наряду с быстрым темпом работы и высоким качеством результатов могут свидетельствовать о высокой мотивированности кандидата на решение поставленной задачи, целеустремленности, собранности, нежелании отвлекаться, хорошем самоконтроле.

Если же данные тестирования при этом свидетельствуют о высокой тревожности, фрустрированности испытуемого в момент обследования, выраженном внутреннем беспокойстве, то при медленном темпе и низком качестве решения задач интеллектуальных тестов (методика Равена, фактор В 16-ФЛО) подобное поведение может расцениваться как типичная защитная реакция кандидата на стресс, эмоционально-напряженную ситуацию (отгороженность, замкнутость, нежелание контактов «уход в себя»).

Обработка результатов группового обследования производится по окончании работы. При индивидуальном тестировании обработка данных, особенно при использовании компьютерных программ, может проводиться одновременно с обследованием. Основное достоинство такой формы работы заключается в том, что опытный экспериментатор-психолог может оперативно дать кандидату любые необходимые дополнительные психодиагностические методики, особенно в случаях, когда данные основных тестов неясны, недостоверны или взаимно противоречивы. Наряду с этим, индивидуальная работа позволяет фиксировать наиболее тонкие нюансы поведения обследуемого. Групповое же обследование - наиболее оперативная и экономичная форма работы, однако возможности индивидуального подхода к кандидатам здесь ограничены и уменьшаются с ростом числа испытуемых.

После того как все результаты тестирования по каждому кандидату будут обработаны и проанализированы, с ним проводится беседа, в ходе которой, помимо вопросов, рекомендованных выше, уточняются данные, полученные в результате тестового обследования, устраняются возникшие противоречия. Беседа проводится работником кадровой службы совместно с психологом, проводившим тестирование.

Завершающим этапом психологического отбора является анализ и интерпретация всех данных о кандидате (результаты беседы, тестирования, материалы личных дел, других представленных документов) и подготовка заключения - итогового документа, в котором фиксируются психологические особенности кандидата, уровень его профессиональной пригодности, степень соответствия требованиям, предъявляемым следственной деятельностью к личности сотрудника СК РФ.

В случае получения недостоверных результатов или выраженном установочном поведении кандидата при групповом обследовании, необходимо провести его дополнительный инструктаж и тестирование в этот же или ближайший день.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: