Цели и принципы развития национальной системы образования Беларуси

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в РБ выступают:

- повышение качества высшего образования в условиях его массовости;

- формирование проф. мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников ВУЗа к постоянно изменяющимся условиям проф. деятельности;

- воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и соц.-культ. жизни общества.

Основные принципы реформирования национальной системы образования:

• Доступность образования;

• Равенство прав граждан на получение образования;

• Единство образовательных и воспитательных задач;

•Диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных учреждений;

• Обеспечение образовательных запросов личности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

• Опора на отечественные традиции и зарубежный опыт развития образования.

• Поэтапность проведения преобразований и их корректировка;

• Участие общества в осуществлении преобразований и контроль за их эффективность.

 

 



Содержание понятия «дидактика». Основные дидактические принципы.

Теория обучения (дидактика) –отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения, а также на поиск и разработку новых принципов, методик, технологий и систем обучения.

Дидактические принципы или принципы обучения — это руководящие положения, принципиальные закономерности, кот. называют опред. систему исходных, основных дидактических требований к содержанию, процессу обучения, методам, приемам, средствам и формам его организации. К принципам обучения относ.: принцип целенаправленности (требования: соответствие содержания обучения и воспитания; обучения главным задачам средних спец. учебных заведений; обучения учебному плану и программам по специальности.); научности (Требования: наличие у студентов системы теорет. знаний; достоверность фактов, явлений, закономерностей; научная аргументация практич. выводов, действий); систематичности и последовательности (требования: строгое, логичное расположение учебного материала; последовательное овладение студентами знаниями, умениями и навыками и одновременное их применение на практике.); сознательности и активности (требования: учет «двусторонности» характера учебного процесса; необходимость вызвать у студентов желание работать самостоятельно, творчески; эффективное включение в учебный процесс активных методов обучения; развитие у студентов научного мышления и проф. творческого подхода к приобретению знаний); наглядности обучения (требования: четкое определение дидактической цели использования наглядности; порядок и методика показа; последовательность демонстрации; включение студентов в самост. анализ наблюдаемых объектов; наличие вывода преподавателя.); доступности (требования: учет образовательного уровня студентов; учет познавательных возможностей студентов; учет проф. подготовки, хар-ра и опыта студентов);

 

 

Учебная деятельность и ее структура.

Учебная деятельность – деятельность, направленная на приобретение индивидом новых знаний, умений, навыков или их изменения в ходе специально организованного и целенаправленного обучения.

Учебная задача. Система заданий, при выполнении которой ребенок осваивает наиболее общие способы действий. Дети, решая много конкретных задач, сами открывают способы их решения. Развивающее обучение предполагает совместное открытие детьми и учителем общего способа решения задач.

Учебные операции – входят в состав способа действия операций и учебных задач. Считается основным звеном структуры учебной деятельности. Каждая учебная операция должна быть отработана. Часто, по системе Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций, выполняет операции в материальной форме под контролем учителя, научившись это делать без ошибок, решает задачу в уме.

Контроль. Сначала учебную деятельность контролирует учитель, затем ученики сами контролируют себя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому это – важнейшая педагогическая задача. Ребенку нужен пооперационный контроль за процессом учебной деятельности.

Оценка – ребенок должен научиться адекватно оценивать свою работу общей оценкой – насколько правильно выполнено задание, и оценка своих действий – насколько освоен способ решения, что не отработано…



Образование как социокультурный феномен.

Образование можно рассматривать как своеобразный способ вхождения человека в мир науки и культуры. Термин «культура» в переводе с латинского языка означает «взращивание, совершенствование», а применительно к человеку – это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Исходя из данной трактовки культура является и предпосылкой, и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности – исторические, художественные, архитектурные и пр. Поскольку содержание образования черпается и пополняется из наследия науки и культуры, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции

• вхождение человека в мир науки и культуры;

• социализация человека;

• обеспечение преемственности поколений;

• обеспечение трансляции культурных ценностей;

• обеспечение сохранения и развития национальных традиций;

• способствование активному ускорению культурных перемен в общественной жизни.

Образование является средством трансляции культуры, овладевая которой, человек не только адаптируется к условиям постоянно изменяющегося социума, но и становится способным развивать и приумножать потенциал мировой цивилизации.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: