Понятие о конфликте. Элементы конфликтной ситуации. Стадии развития конфликтов

Конфликт – состояние противоборства между субъектами соц. Взаимодействия на основе противопол. направл. мнений или суждений.

Эл-ты конфликтной ситуации:

1.Стороны конфликта (внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт м/у личностью и группой, межгрупповой конфликт)

2.Условия развития конфликта (пространственно-временные, социально психологические, социальные)

3.Образы конфликтной ситуации (представление участника конфликта о себе, представление о другой стороне, возможность действий участников конфликта)

Стадии развития конфликта: 1) начало конфликта; 2) развитие конфликта; 3) начало открытого конфликта; 4) применение конфликтогенов, привлечение 3-их лиц; 5) разрешение конфликта.

 

Виды конфликтов. Стратегии поведения в конфликте. Психолого-педагогические методы разрешения конфликтов.

Виды конфликтов: по областям протекания - межличностные, внутриличностные, межгрупповые,хозяйственные, межгосударственные и др. По способу протекания различают конфликты дикие и цивилизованные. Дикое поведение и дикий конфликт - всегда пассивное эмоциональное вовлечение в конфликт, после чего следует сдача либо ответная агрессия. Цивилизованное поведение в конфликте и цивилизованный конфликт предполагает осознанность, возможность свободного входа в ситуацию конфликта и выхода из нее.

Осн. варианты решения конфликтов:Ослабление. Обвиняемый старается успокоить др. сторону, снять гнев, огорчение, раздражение, уверяет, что нет причин для ссоры. Уклонение. Это уход от конфликта, за кот. может стоять осторожность и даже трусость. Обвиняемая сторона конфликта ссылается на то, что сейчас не время или не место для разбирательства, все делается для того, чтобы не попадать в ситуации, которые ведут к возникновению противоречий. Капитуляция. Это подчинение силе и авторитету оппонента. В основе лежит страх потерпеть неудачу, поражение; оказаться в меньшинстве или в одиночестве; боязнь испортить отношения. Доминирование (принуждение). К нему прибегает инициатор конфликта, навязывая свою волю, заставляя принять собственную точку зрения любой ценой. Человек, кот. пытается это сделать, не интересуется мнением других. Сотрудничество. Наиболее желательный выход из конфликта — это открытое, откровенное обсуждение волнующих проблем. В этом случае конфликтующие стороны выдвигают свои аргументы Различают два типа сотрудничества: Компромисс. Это объединение конфликтующих сторон путем принятия (до определенной степени) точки зрения оппонента. Взаимодействие (решение проблемы по существу). Тот, кто пользуется таким типом сотрудничества, ищет оптимальный вариант решения конфликтной ситуации. Методы разрешения конфликта: беседа, просьба, приказ, убеждение, разъяснение, требование, деловая игра.

Понятие общения. Структура общения. Общение как соц.-психологическая проблема.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деят-ти и вкл. в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание др. человека.

Структура общения имеет три взаимосвязанных стороны:

коммуникативная (заключается в обмене информацией между людьми);

интерактивная (организация взаимодействия между индивидами, т. е. обмен не только знаниями и идеями, но и действиями);

перцептивная (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания).

Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов: Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя др. человеку. Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка паузы. Обсуждение интересующей проблемы. Решение проблемы. Завершение контакта (выход из него).

 

Виды общения.Вербальные и невербальные средства общ.

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями сов-местной деят-ти и включ. в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание др. человека.

По средствам общение может быть: непосредственным и опосредованным. По контингенту участников: межличностным, личностно-групповым и массовым. По длит-ти выделяют: кратковременное и длительное. По степени завершенности: законченное и незаконченное.

Также различают два вида общения: вербальное и невербальное. Общение, осущ. с помощью слов, называется вербальным. При невербальном общении средством передачи информации явл. невербальные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, территориальное расположение, дистанция и т. д.).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: