Диагностика личностных особенностей подростка

Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков, склонных к воровству

Характерные особенности детей и подростков, склонных к воровству

Воровство — присвоение или потребление не принадлежащих личности материальных и духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей. Отягощающим обстоятельством воровства является непринятие мер личностью по предотвращению или уменьшению реального или возможного ущерба, который могут понести пострадавшие от воровства.

Эмоциональная незрелость, недостаточно развитое умение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым – это характерные особенности подросткового возраста.

Психологическими особенностями, обуславливающими склонность подростков к воровству, являются:

- импульсивность, подверженность сиюминутным порывам вследствие неразрывности произвольного сознательного контроля поведения;

- неразвитость прогностической функции, т. е. неумение эмоционально предвосхищать последствия собственных действий;

- узость понятийного аппарата, трудность в осмыслении абстрактных понятий;

- осознание своего существования «здесь и сейчас», непонимание временных перспектив.

Учет этих особенностей возраста необходим при организации работы с подростками. Тем не менее, важно помнить, что такое явление, как воровство, имеет в своем основание нарушения личности и деформированные межличностные отношения, прежде всего семейные.

Причины детского воровства

Освоение социальных норм, нравственное развитие ребенка происходит под влиянием окружающих — сначала родителей, а потом и сверстников. Все зависит от шкалы предлагаемых ценностей. Если родители своевременно не объяснили своим детям разницу между понятиями «свое» и «чужое», если ребенок растет слабовольным, безответственным, не умеет сопереживать и ставить себя на место другого, то он будет демонстрировать асоциальное поведение.

Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства (М. Кравцова, 2001):

1.   Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести (импульсивность).

2.   Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3.   Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Типология детского и подросткового воровства

По данным авторов А. Л. Нелидова и Т. Т. Щелиной (2002), воровство у детей школьного возраста может проявляться в различных вариантах.

1. Воровство как следствие давления на личность асоциальной группы сверстников. Ребенок ворует не для себя, а для группы, которая его подчинила. Особенно опасным данный тип воровства становится при психологическом инфантилизме и подчиняемости ребенка.

2. Воровство как компенсация фрустрации отдельных значимых потребностей личности ребенка, воспитывающегося в дисфункциональной родительской семье.

3. Воровство как гиперкомпенсация кризиса прогрессирующей педагогической запущенности.

4. Воровство как механизм социализации ребенка в асоциальной среде. Особенно тяжелым этот тип воровства становится при готовности самих родителей к воровству (асоциальная семья).

5. Воровство как патологическое развитие личности в условиях хронического эмоционального отвержения родителями.

6. Воровство в связи с формирующейся зависимостью от компьютерных игр или игр на игровых автоматах. Начинается с момента формирования у игры качества сверхценного увлечения: вытеснение других хобби, снижение значимости учебы (пока без снижения успеваемости), изменение круга общения, резкое увеличение времени игр (до нескольких часов в день), «неодолимое» желание возобновить или продолжить игру и нежелание ее завершать.

Диагностический этап

Цель: выявление учащихся, склонных к воровству.

Задачи:

1. Выявить характерологические особенности, черты личности и уровень самооценки учащихся;

2. Определить особенности учебной деятельности;

3. Изучить особенности семейных взаимоотношений, определение модели и типа семейного воспитания;

4. Выявить интересы, круг общения учащихся, особенности их взаимодействия с окружающими.

Диагностика личностных особенностей подростка

Предмет диагностики Специалист Субъект диагностики/ Инструментарий Результат диагностики Использование в коррекционно- развивающей работе
Самооценка Педагог-психолог Дети и подростки 11 -13 лет Дембо - Рубинштейн Уровни: высокая….….% нормальная.…% низкая………% Коррекция самооценки
Эгоцентризм Педагог-психолог Дети и подростки 11-13 лет/ Методика диагностики эгоцентризма у подростков (Т. И. Пашукова) Наличие и выраженность эгоцентризма Коррекция уровня притязаний
Акцентуации характера Педагог-психолог Дети и подростки 11-13 лет ПДО, И.Я. Иванов и А.Е. Личко Гипертимный, циклоидный, лабильный, астено - невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, комформный Коррекционная работа на развитие и социализацию личности
Отклоняющееся поведение детей младшего школьного и подросткового возраста Педагог - психолог Дети и подростки 11 -13 лет Дом - дерево – человек Дж. Баком   Незащищенность Тревожность Недоверие Чувство неполноценности Враждебность Конфликтность Трудности общения Депрессивность Снижение негативных состояний
Черты личности ребенка Педагог-психолог Дети и подростки (8-12 лет) Детский опросник Кеттелла CPQ. Низкий, средний или высокий уровень развития черт личности: Обособленность-сердечность Низкий интеллект – выс. интеллект Эмоц. неустойчивость – устойчивость Уравновешенность – беспокойство Покорность – настойчивость Озабоченность – беспечность Недобросовестность – высокая совестливость Робость – смелость Суровость – мягкосердечность Интерес к участию в общих делах – осторожный индивидуализм Самоуверенность – склонность к чувству вины Зав-сть от группы – самост-сть Импульсивность – контроль желаний Нефрустрированность – фрустрированность  Коррекционная работа на развитие и социализацию личности
Состояние здоровья Медицинский работник Дети и подростки 11 -13 лет   Анамнез Обращение к более узкому специалисту

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: