1. Коррекционная работа направлена:
а) На формирование адекватной самооценки;
б) На формирование социально-приемлемых нравственных и этических установок школьников;
в) На адаптацию и социализацию учащегося с учетом личностных и характерологических особенностей (акцентуации характера), провоцирующих делинквентное поведение.
2. Основными специалистами, реализующими эти направления являются: педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог.
3. Наиболее эффективными методами коррекции личностных особенностей детей и подростков, склонных к воровству являются: игротерапия и сказкотерапия. (Психология детского воровства. Шипицына Л. М.):
а) Сказкотерапия (анализ рассказов, литературных и психологических сказок), что способствует формированию нравственного, духовного развития личности;
б) Ситуационные задания, психогимнастика;
в) Игротерапия (напр., игра «Укради!», X. Кедьюсон, Ч. Шеффер, 2006), сюжетно-ролевые игры, проигрывание этюдов;
г) Арт-терапевтические упражнения (рисование картин, просмотр и анализ картин и т.д.).
|
|
Предмет коррекции | Специалист | Субъект коррекции | Инструментарий коррекции | Доступные ресурсы | Ожидаемый результат |
Самооценка | Педагог-психолог, классный руководитель | Учащийся | 1)Программа «Перекресток» Басуева, Сухогузова, Устюгова 2)Ануфриев, Костромина «Как преодолеть трудности в обучении детей» | Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимые другие. 2) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 3) Социальный опыт. | Сформированная адекватная самооценка; Принятие собственной уникальности (создание чувства собственного «Я» с соответствующими границами). |
Склонность к воровству | Педагог-психолог, классный руководитель | Учащийся | Программа работы по коррекции склонности к воровству и обману у детей Цыплянской Е.А. | Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимые другие. 2) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 3) Социальный опыт. | Формирование “нравственного иммунитета” - способности ребенка к противостоянию негативным воздействиям духовного, ментального и эмоционального характера, исходящим из социума |
Адаптация, социализация | Классный руководитель, социальный педагог | Учащийся | 1)Коблик, Е.Г., Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз в пятый класс!» 2) Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации | Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимые другие. 2) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 3) Социальный опыт. | Уровень адаптации в пределах нормы, принятие уникальности учащегося классным коллективом, педагогами. Социализация: принятие и соблюдение правил, саморегуляция. |
|
|
Коррекционно-развивающая работа по результатам диагностики ситуаций в школе детей и подростков,
Склонных к воровству
1. Коррекционная работа направлена:
а) На повышение уровня школьной мотивации;
б) На нормализацию отношений между учащимися в классе, сплочение классного коллектива;
в) На нормализацию отношений между педагогами и учащимися;
г) На повышение уровня адаптационных способностей обучающихся.
2. Основными специалистами, реализующими эти направления являются педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог.
3. Наиболее эффективными методами коррекции ситуаций в школе у детей и подростков, склонных к воровству, являются:
1. Работа с позитивной самоидентификацией, с образом «Я» и образом тела, расширение мировоззрения;
2. Различные методы позитивного взаимодействия в группе (согласование действий, ролевая терапия, сплочение группы, поиск единых ценностей и т.д.)
3. Моделирование, мини лекции, мозговой штурм, анализ ситуации, групповая дискуссия (повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемой проблемы).
Предмет коррекции | Специалист | Субъект коррекции | Инструментарий коррекции | Доступные ресурсы | Ожидаемый результат |
Уровень школьной мотивация | Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог | Учащийся | 1)Ануфриев, Костромина – Как преодолеть трудности в обучении детей | Внутренние ресурсы: 1) Уровень развития интеллекта (средний, выше среднего, высокий); 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимые другие. 2) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 3) Социальный опыт. | Повышение мотивации к процессу обучения |
Психологический климат в классе | Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог | Классный коллектив | Щеколдина, С.Д. Тренинг толерантности | Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 2) Социальный опыт. | Оптимизация межличностного общения учащихся. Формирование у школьников навыков коллективного взаимодействия. Осознание подростком значимости каждой личности и его роли в социуме |
Развитие коммуникативных навыков | Педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог | Учащийся | Авторская программа "Развитие коммуникативных умений подростка" Рудакова Г. В. | Внутренние ресурсы: 1) Коммуникативный потенциал; 2) Ценные для подростка аспекты его «Я»; 3) Позитивный опыт решения проблем. Внешние ресурсы: 1) Значимые другие. 2) Значимая деятельность, которая является источником их стабильности, особенно творческая. 3) Социальный опыт. | Усиление личностных ресурсов; формирование адекватной самооценки; наличие навыков конструктивного поведения; наличие навыков и умений снятия эмоционального напряжения и тревожности |
|
|