Система нормативного регулирования учета и анализа финансового результата хозяйственной деятельности организации

Введение

 

В настоящее время рыночных отношений ориентирование организаций на получение прибыли является совершенно необходимым условием для успешной предпринимательской деятельности, критерием выбора оптимальных направлений и методов этой деятельности, показателем достигнутого коммерческого эффекта.

На современном этапе развития экономики в Российской Федерации предприятия сталкиваются с важной проблемой правильности учета и анализа финансовых результатов. На любой стадии производственного процесса актуальность выбора направления финансовой стратегии организации делает особо значимой изучение вопросов, связанных с формированием финансовых результатов.

Актуальность темы исследования в условиях рыночной экономики заключается в том, что возрастающая конкуренция затрудняет рост объемов сбыта продукции, не позволяет вольно обращаться с ценами, и предприятиям приходится постоянно искать различные способы сохранения своих конкурентных позиций и увеличения прибыли.

В этих условиях оптово-торговый бизнес все чаще обращается к анализу как к средству разработки бизнес - стратегии, тактики по его развитию, выявлению и оценке резервов роста прибыли и рентабельности и способов их мобилизации и определения основных целей и задач, которые должно решать предприятие, а так же аудиту как к средству определения соответствия применяемой методики ведения учета в организации нормативным документам, действующим на территории Российской Федерации. Основным достоинством бухгалтерского учета можно и нужно считать то, что только благодаря его данным можно определить показатели прибыльности и рентабельности работы предприятия и тем самым оценить эффективность решений, принимаемых его руководством. Задача существенного повышения эффективности деятельности выполнима при условии рациональной организации учета, анализ и аудита финансовых результатов деятельности организации.

Целью изучения данной дипломной работы является:

изучение методов учета финансовых результатов, овладение методами и приемами анализа;

проведение анализа результатов деятельности на основе данных отчетности;

исследование методики проведения аудита финансовых результатов деятельности организации ООО «СВМ Групп».

Задачами работы являются:

изучение теоретических положений и действующих нормативных актов по учету финансовых результатов и формированию прибыли;

изучение основных показателей деятельности предприятия и выявить источники информации для анализа финансовых результатов;

рассмотрение порядка организации учет результатов от оказания услуг и прочей деятельности, а также порядок учета, распределения чистой прибыли;

проведение анализа результатов финансовой деятельности;

разработка рекомендации и предложения по увеличению прибыли предприятия и улучшению финансового состояния предприятия;

изучение, систематизация и закрепление полученных теоретических и практических знаний по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту хозяйственной деятельности;

развитие навыков самостоятельной работы и овладение методикой научного исследования при решении проблемных вопросов, разрабатываемых в дипломной работе;

выяснение собственной степени подготовленности для самостоятельной практической работы по специальности в условиях научно-технического прогресса и интенсивного развития промышленного производства, постоянного совершенствования хозяйственного механизма и управления народным хозяйством.

Объектом исследования является торговая организация ООО «СВМ Групп», созданная в городе Санкт-Петербург в 2007 году, занимающаяся оптовой торговлей санитарно-техническим оборудованием, лесоматериалами и строительными материалами.

Предмет исследования дипломной работы является результат финансовой деятельности организации.

Выпускная дипломная работа состоит из введения, четырех глав, основных выводов и предложений, списка литературы и приложений.

Первая глава работы посвящена теоретико-метадологическому аспекту вопроса учета, анализа и аудита результатов финансовой деятельности экономического субъекта.

Вторая глава включает краткую характеристику организации ООО «СВМ Групп», а так же изучение организации и ведение бухгалтерского учета финансовых результатов деятельности.

Третья глава дипломной работы посвящена анализу результатов финансовой деятельности организации на основе данных бухгалтерской отчетности организации за 2010 год.

В четвертой главе посвящена аудиту организации и ведения учета в ООО «СВМ групп» в отношении результатов деятельности субъекта.

В заключение включены результаты анализа, выводы, предложения и рекомендации, которые были сделаны по итогам написания предыдущих глав и параграфов дипломной работы.



Теоретические основы организации бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов

Система нормативного регулирования учета и анализа финансового результата хозяйственной деятельности организации

 

На настоящий момент в Российской Федерации существует обширный перечень законодательно-нормативных актов, которые оказывают влияние на учет и аудит результатов финансовой деятельности. Степень их влияние на организацию учета и аудита деятельности организации зависит от уровня соответствующего документа.

К первому уровню документов, устанавливающих единые методологические и правовые основы ведения и организации бухгалтерского учета, относится Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. №129-ФЗ. Бухгалтерский учет в организациях на территории Российской Федерации обязан вестись в полном соответствии с порядком, определенным данным законом.

При этом, в Законе прямые упоминания об учете финансовых результатов в организации, а так же системе их учета отсутствуют. Но исключением является статья 12 «Инвентаризация имущества и обязательств», где финансовые результаты рассматриваются как объект регулирования расхождений между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества. А так же в статье 5 Закона определяется система нормативного регулирования бухгалтерского учета, важным элементом которой являются Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие основные правила, принципы и методы ведения учета в Российской Федерации.

Ко второму уровню документов относятся Положения по бухгалтерскому учету в Российской Федерации, регламентирующие порядок учета активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности, а так же устанавливающие основные правила, принципы и методы ведения учета в Российской Федерации. Методологию бухгалтерского учета и отражения в отчетности финансовых результатов деятельности организации, определяют ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» утвержденный приказом Минфина России от 06.10.2008 №106 н., ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» утвержденный приказом Минфина от 06.07.1999 №43н, ПБУ 9/99 «Доходы организации» утвержденный приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. №32н и ПБУ 10/99 «Расходы организации» утвержденный приказом Минфина России от 6 мая 1999 г. №33н.

К третьему уровню документов относится План счетов организации, определяющий структуру счетов учета экономического субъекта. Взаимосвязь этих счетов организует своеобразную совокупность объектов, направленных на выявление с высшей степенью надежности конечного результата финансовой деятельности, а так же обеспечивает руководителя организации полной информацией о конечном финансовом результате и условиях его возникновения. К третьему уровню документов относится также Приказ Минфина РФ №67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», который устанавливает объемы форм бухгалтерской отчетности и порядок ее составления.

К четвертому уровню документов оказывающих влияние на учет результатов финансовой деятельности относится учетная политика организации, под которой понимается принятая экономическим субъектом совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Формируя учетную политику в организации ратифицируется определенный порядок организации первичного учета, способы и методов ведения учета, документооборота и рабочий план счетов. Порядок формирования учетной политики регламентируется Положением по бухгалтерскому учету 1/08 «Учетная политика организации».

Анализ способов ведения бухгалтерского учета, с точки зрения формирования величины финансовых результатов в бухгалтерской отчетности, позволяет подразделить их на две противоположные основные группы:

способы, увеличивающие финансовый результат;

способы, уменьшающие финансовый результат.

Поэтому при определении своей учетной политики руководству организации следует четко разделять элементы способов ведения бухгалтерского учета по степени их влияния на формирование финансового результата в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности.

Рассмотрим некоторые из них более подробно с целью выбора таких сочетаний элементов, которые позволяют сформировать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности как максимальный, так и минимальный финансовый результат отчетного года.

Для амортизируемых объектов особое значение при рассмотрении данного вопроса может иметь способ списания стоимости таких объектов пропорционально объему продукции (работ, услуг). Если предположить, что приобретение амортизируемых объектов осуществляется под интенсивную производственную программу организации, то теоретически возможен вариант, при котором рассматриваемый способ начисления амортизации обеспечит резкое увеличение затрат отчетного периода и такое же снижение величины финансовых результатов. Таким образом, способ уменьшаемого остатка, так же как и способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования в первый год своего применения резко увеличит расходы по обычным видам деятельности организации и тем самым снизит прибыль, исчисляемую по правилам ведения бухгалтерского учета. В то же время линейный способ обеспечит равномерное перенесение стоимости объектов основных средств на указанные расходы организации.

При использовании метода ФИФО при оценке материалов, включаемых в затраты производства, величина финансового результата будет существенно выше или ниже, чем при использовании других способов. Использование способа средней себестоимости обеспечивает более равномерное включение материальных затрат в себестоимость изготавливаемой продукции.

Признание расходов с помощью способа «direct-costing» позволяет увеличить расходы отчетного периода и тем самым снизить сумму финансового результата. Соответственно, признание расходов на основе способа формирования полной себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг) увеличивает сумму финансового результата.

Следовательно, у аппарата управления организации появляется реальная возможность в зависимости от своих целей и задач воздействовать на показатели финансовых результатов, представляемых в бухгалтерской отчетности.

Порядок проведения аудиторской проверки формирования финансовых результатов деятельности организации регулируется следующими нормативно-правовыми актами:

. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», в соответствии с которым осуществляется аудиторская деятельность в Российской Федерации, а так же регулируется Федеральным законом от 1 декабря 2007 года №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

. Правила (стандарты) аудиторской деятельности, под которыми понимаются единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а также к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

В настоящее время можно говорить о существовании в Российской Федерации многоуровневой системе стандартов аудиторской деятельности.

Первый уровень - это федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, обязательные для исполнения аудиторскими организациями и аудиторами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. №696 «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности».

Второй уровень - это внутренние правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые действуют в профессиональных аудиторских объединениях.

Третий уровень - это правила (стандарты) отдельных аудиторских организаций или индивидуальных аудиторов».

Проведение аудита экономического субъекта не отменяет осуществления государственного контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными органами государственной власти.

Перечень основных документов, регулирующих объект проверки, охватывает также следующие документы:

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Приказ МНС РФ от 7 декабря 2001 г. N БГ-3-02/542 «Об утверждении формы декларации по налогу на прибыль организаций»;

Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом (Приказ МФ РФ от 24 декабря 1998 г. №68н);

Указания об отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора простого товарищества (Приказ МФ РФ от 24 декабря 1998 г. №68н)

Информация, полученная в ходе проведения аудита, может использоваться органами государственной власти (налоговыми, таможенными органами) при проведении ими определенных контрольных мероприятий.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: