Треугольник компромиссов

 

Фактически, вектор доминирующей в малом интегральном сосуде мотивации поведения всегда находится под давлением трех сил, в основе которых совокупности факторов доминант потребностей трех функциональных уровней системы доминирующих потребностей.

 

Как уже говорилось выше, такая ситуация обязывает психику стремиться к компромиссу, который бы позволил учесть максимальное количество факторов доминант потребностей всех трех функциональных уровней, при минимальной затрате энергии на организацию поведения. Для осуществления этого процесса система индикации психики должна давать в фокусе осознания мембраны восприятия общую картину трех доминант

 

~ 143 ~

сразу. Этот процесс усложняется тем, что с одной стороны для организации эффективного социально ориентированного поведения психика должна иметь устойчивую позицию «Я» в фокусе осознания (поскольку социально ориентированное поведение психика организует именно относительно «Я»), а с другой стороны, чтобы сформировать общую картину трех доминант сразу, фокус осознания должен выйти за пределы «Я»,

 

и из нейтральной позиции соотнести характер и качество давления на вектор мотивации суммарного сосуда со стороны совокупностей факторов доминант всех трех функциональных уровней.

 

Для человека не имеющего опыт погружения в расширенные состояния сознания, это представляется чем-то нереальным. Вероятнее всего, после прочтения фразы «выйти за пределы «Я» возникает ассоциация с состоянием алкогольного, либо наркотического опьянения, когда сознание и субъективное восприятие себя искажены действием химического вещества. Когда после опьянения приходит трезвость, память о себе в состоянии опьянения может восприниматься как опыт нахождения вне «Я». Но это совершенно не то, что имеется в виду в этой книге под опытом выхода за пределы «Я».

 

В процессе онтогенетического развития личности с «Я» происходит интересный феномен, который позволяет психике экономить энергию, разгружает память, и создает благоприятные условия для формирования эффективных психологических защит. Поскольку «Я» в субъективном восприятии индивида прочно связано с образом тела и с малым интегральным сосудом, «Я» обязано кардинально меняться

 

~ 144 ~

каждый раз, когда кардинально меняется тело и содержание малого интегрального сосуда. Но что делать с прежней картиной «Я»? И как быть с необходимостью поддерживать иллюзию целостности и устойчивости «Я»? Сохраняя информацию о прежних картинах «Я» и об опыте, связанном с ними в области доступной фокусу осознания, психике было бы необходимо соотносить эти картины с актуальной ситуацией, и принимать решение о том, какая из картин сейчас является наиболее актуальной для организации социально ориентированной деятельности, таким образом, психика исчерпала бы свои возможности по структурированию и обработке информации очень быстро, что привело бы к коллапсу всей системы доминирующих потребностей. Кроме того, актуальность потребностей в настоящем состоянии малого интегрального сосуда была бы под вопросом, так как в настоящей картине «Я» существовало бы глубокое убеждение, основанное на собственном опыте, о том, что через какое-то время состояние малого интегрального сосуда может кардинально измениться, и соответственно нет никаких возможностей строить долгосрочные планы по организации и осуществлению деятельности ориентированной на удовлетворение актуальных для настоящей картины «Я» потребностей.

 

Психика решает этот вопрос, используя опыт собственного преобразования в тот момент времени, когда в восприятии сформировалось первое «Я». Тогда психика автоматически оставила в забвении картину мира, сформированную относительно изначальной внутренней точки восприятия, содержащей некое самоощущение, свободное от индуцированных позднее социальных ролей и установленных к ним требований, а также содержащее ряд фундаментальных

 

~ 145 ~

выводов и некое представление о мире, о взаимоотношениях с миром и его обитателями.

 

Используя этот опыт, психика придает забвению каждую очередную систему взаимоотношений «Я - Мир», фиксированную в речевой картине мира, каждый раз, когда в интегральном сосуде индивида происходят кардинальные изменения. То есть, фактически на каждом этапе развития малого интегрального сосуда, который связан с существенным преобразованием, либо реорганизацией актуальных моделей поведения, реализуемых относительно доминирующих в интегральном сосуде в настоящее время потребностей.

 

В норме этот процесс происходит в несколько этапов, пройдя которые актуальное «Я» преобразуется:

 

1)Осознание, либо ощущение деструктива в социально ориентированной деятельности в связи с использованием актуального «Я», принятие необходимости формирования нового «Я» (необходимости внесения кардинальных изменений в старое).

 

2)Формирование представления о новом «Я» (попытка ощутить состояние нового «Я», поиск «символического представителя» нового «Я», попытка определить ключевые ценности нового «Я»)

 

3)Тестирование новых моделей поведения, освоение образа нового «Я». (освоение поведенческой роли нового «Я»; совершение действий в ассоциированной с новым «Я» позицией восприятия; произвольное изменение мизансцены

 

 

~ 146 ~

жизни, либо моделирование альтернативного социума и действий в нем, в воображаемой реальности)

 

4)Выбор в пользу нового «Я», закрепление нового самоощущения. Реализация качественно нового социально ориентированного поведения, закрепление устойчивой позиции нового «Я» через получение результата действий в ассоциированной позиции с новым «Я».

 

5)Прекращение энергетических затрат на поддержание прежней иллюзии «Я» (структурное изменение в системе отношений «Я - Мир»; формируются новые представления о возможных проявлениях «Я» в окружающем мире; в реальном или воображаемом поведенческом эксперименте раскрываются новые грани социума, которые в свою очередь устремляют новые требования, к уже новому «Я»; и относительно которых формируются новые амбиции «Я»).

 

После пятого этапа, прежнее представление о собственном «Я» и связанное с ним представление об окружающем мире и о системе взаимоотношений «Я» с миром, просто перестают существовать в актуальной речевой картине мира.

 

Прежнее «Я» становится как бы невидимым для актуальной речевой картины мира. Память о прежних состояниях «Я» остается в виде эмоциональных и поведенческих паттернов характерных для прежних этапов развития малого интегрального сосуда, а также в виде системы образов связанной с этими паттернами.

 

~ 147 ~

После пятого этапа преобразования «Я», именно система образов, связанная с эмоциональными и поведенческими паттернами, является новым способом кодирования информации о прежнем «Я», благодаря которому психика сохраняет память о предыдущих этапах развития малого интегрального сосуда.

 

Так развивающееся «Я» превращается в гирлянду систем взаимоотношений «Я - Мир», из которых одна является актуальной, то есть она представлена в речевой картине мира в настоящий момент, и относительно неё формируется в настоящем социально ориентированное поведение. А другие (более ранние) остаются кодированными в памяти, в виде эмоциональных и поведенческих паттернов, а также системы образов, связанной с ними, прежние состояния «Я» не представляются целостными в восприятии, так как не имеют действующую в речевой картине мира в настоящем времени, объединяющую их в целостную структуру, систему ценностей, убеждений и представлений о мире. В связи с этим, они не выдерживают конкуренции с актуальным «Я», и психике не нужно тратить энергию на сопоставление существующих состояний «Я» в процессе организации актуального поведения.

 

Так вот, выходом за пределы «Я» в настоящей теории называется выход фокуса осознания за пределы существующей

 

в настоящее время системы отношений «Я - Мир», что подразумевает выход фокуса осознания в диссоциированную позицию по отношению к актуальному в настоящее время состоянию «Я», и к системе представлений о взаимосвязях и отношениях этого «Я» с окружающим миром. Гипносуггестивные техники, представленные в практическом методе, применяемом

 

~ 148 ~


к настоящей теории, позволяют проделать такую внутреннюю работу в определенных психокоррекционных целях. Например, с целью произвольного моделирования будущего состояния «Я», или с целью актуализации, либо исследования и коррекции эмоциональных и поведенческих паттернов предыдущих состояний «Я». А так же с целью выхода в нейтральную по отношению к «Я» позицию (внутренняя точка восприятия), для получения более широкой картины от системы индикации суммарного сосуда.

 

Поскольку способность выхода за пределы «Я» и получение информации о давлении всех трех доминант на данном этапе развития психики человека не является чем-то обыденным (а скорее, является чем-то настолько невероятным, насколько невероятным могла бы показаться в первобытном племени способность организации мыслительного процесса с помощью речи), психика стремится прийти к компромиссу доминант, удерживая в фокусе осознания актуальное состояние «Я», и продолжая организовывать деятельность относительно него.

 

Что является причиной возникновения трех точек псевдо компромиссов доминант, пройдя через которые, «Я» приобретает необходимые свойства, позволяющие устремиться

 

к единственному реальному компромиссу всех трех доминант системы доминирующих потребностей.

 

 

~ 149 ~





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: