Треугольник компромиссов доминант системы

 

доминирующих потребностей      (рис.13)

 

 

Рисунок 13. На рисунке изображены три круга, обозначающие совокупности факторов доминант потребностей трех функциональных уровней: социальный уровень (С.ф.), биологический уровень (Б.ф.), интегральный уровень (Ин.ф.) Точки пересечения совокупностей, обозначающие варианты компромиссов доминант: био-интегральный компромисс (К1); био-социальный компромисс (К2); социо-интегральный компромисс(К3); био-социо-интегральный компромисс (К4). И три прямых линии, соединяющие точки К (1,2,3) изображающие траекторию перехода от одного компромисса к другому в обход точки К4.

 

На рисунке 13 наглядно видно, что единственным компромиссом доминант, включающим в себя совокупность

 

~ 150 ~


факторов всех трех функциональных уровней, является био-социо-интегральный компромисс, обозначенный на рисунке точкой под номером К4.

 

Остальные же варианты компромиссов подразумевают включение в себя совокупностей факторов двух функциональных уровней и тотальное игнорирование совокупности факторов третьего, оставшегося функционального уровня. Именно по этой причине в момент достижения точек компромиссов К (1,2,3), давление со стороны совокупности доминанты третьего оставшегося функционального уровня усиливается и не дает сохранить устойчивость позиции. В связи с чем точки компромиссов К (1,2,3) не являются устойчивыми, и в случае их достижения, психика стремится с новой силой в другую точку компромисса, которая включает в себя ранее игнорируемую совокупность факторов доминанты, поскольку именно эта совокупность начинает оказывать максимальное давление. Поэтому точки компромиссов К (1,2,3) можно считать точками псевдо компромиссов.

 

Точка компромисса (Кn) – состояние, при котором происходит максимально возможное насыщение наиболее значимых (доминирующих) потребностей двух, или трех (в зависимости от значения «n») функциональных уровней системы доминирующих потребностей.

 

Точка компромисса достигается в результате реализации субъектом поведенческой стратегии, ориентированной на достижение определенного состояния психики, которое соответствует конкретной точке компромисса.

 

 

~ 151 ~


Эти состояния определяют вектор доминирующей мотивации малого интегрального сосуда так же, как вытянутая на палке перед носом морковь определяет вектор движения ослика на рисунке 14

 



Рисунок 14.

 

 

Для био-социального компромисса (К2) – это состояние полной реализации в социуме потенциала ЭГО-центрированной личности. Это то состояние, которое описано коллегами в гуманистической психологии, как состояние при достижении самоактуализации личности. Это недостижимое состояние. Чем ближе малый интегральный сосуд приближается к К2, тем больше становится давление интегральной доминанты, которое сообщает «Я», что есть нечто важное для психики вне «Я».

 

~ 152 ~


Именно поэтому те малые интегральные сосуды, которые используют наиболее эффективные модели в стремлении к К2 чаще всего приходят к тому, что реализовав потребности власти, почестей, материального достатка и, создав максимально благоприятные условия для удовлетворения своих биологических потребностей в социуме, они все равно продолжают субъективно ощущать существенный, и значимый для них дискомфорт. Этот дискомфорт вызван все тем же нарастающим давлением интегральной доминанты на их систему доминирующих потребностей.

 

В результате чего они либо начинают испытывать сильное стремление к религиозному опыту, в котором они стремятся познать «волю Бога», либо стремятся преодолеть этот дискомфорт, реализуя какие-то альтруистические действия, ориентированные на благо человечеству; либо не выдерживают напряжения, и осознанно или неосознанно реализуют различного рода саморазрушающие модели поведения, которые в итоге приводят их к разным вариантам дезадаптации в социуме (или к разрушению социума, в случае если речь идет о власть имущих людях), вплоть до их личного био-социального коллапса, который может проявляться как в социальной деградации, так и в психосоматической. Такие душевные терзания знакомы людям, которые в своей жизни поднялись с низов социума до его высот.

 

В целом, можно выделить две общие поведенческие стратегии, реализуемые людьми в современном обществе в стремлении к точке компромисса К2 в разной степени успешности.

 

 

~ 153 ~


Первая стратегия – это стремление поглотить социум со всеми его проявлениями, сделать его частью своего внутреннего пространства, взять под контроль энергию социума и реорганизовать её так, чтобы социум был ориентирован на удовлетворение биологических потребностей конкретного суммарного сосуда. Это стратегия «бей»

 

Вторая стратегия – это стремление к слиянию с социумом, в надежде на достижение идеального социо-биологического гомеостаза. Стремление познать свойства социума, законы распределения «энергии» социума, чтобы в дальнейшем подстроиться под них, или встроиться в них, и получить блага социума, предназначенные для удовлетворения биологических потребностей конкретного малого интегрального сосуда. Стратегия «беги»

 

Для био-интегрального компромисса – это состояние самоощущения вне «Я» и вне социума, в совокупности с ощущением интеграции и слияния с окружающей средой и волей высшей силы, управляющей ей. Или совершенно доброй

 

в отношении конкретного малого интегрального сосуда вселенной, обладающей глубинной мудростью. В психологии аналог такого состояния принято называть трансперсональным переживанием и связывать с опытом внутриутробной жизни человека. Аналогичные состояния способны проживать адепты различных восточных практик, ориентированных на созерцание внутреннего мира с целью интеграции сознания во вселенную. «Морковкой» для этого вектора мотивации является подсознательная память о внутриутробном опыте человека, именно по этой причине, состояние био-интегрального компромисса тоже является недостижимым.

 

~ 154 ~


Можно лишь создавать психическую иллюзию различными способами, тем самым обостряя давление социальной доминанты в те моменты, когда иллюзия сталкивается с реальностью и рушится.

 

В современном обществе, наиболее успешные в своем стремлении к точке компромисса К1 малые интегральные сосуды – это либо представители передовых направлений психологии, использующие в своей практике психотехники, позволяющие осуществить регресс во внутриутробный опыт, либо достичь состояния, которое представляется восприятию как погружение во внутриутробный опыт. Поскольку при разрушении такой непродолжительной иллюзии напряжение социального вектора срабатывает как пружина, и интегральная доминанта стремительно удаляется из восприятия, чаще всего это приводит к субъективно ощущаемому так называемому духовному кризису (тоска по интегральной доминанте), и раскрывает перед малым интегральным сосудом необходимость реорганизовать социально-ориентированную деятельность, поскольку прежняя социально – ориентированная стратегия субъективно начинает представляться как не имеющая смысла (в отрыве от интегральной доминанты), либо просто неэффективная, с точки зрения конечного результата («все материальное – пустое, надо стремиться к духовному»).

 

 

Еще наиболее успешными малыми интегральными сосудами на этом пути являются адепты различных направлений

 

в восточных религиях, которые избавляют себя от социальных забот и амбиций, существуя на пожертвования мирян и на их оплату за различные ритуальные услуги, при этом регулярно практикуя техники работы с сознанием, которые также как и

 

~ 155 ~


вышеупомянутые психотехники создают иллюзию присутствия в точке компромисса К1.

 

В целом можно выделить две общие поведенческие стратегии, реализуемые людьми в современном обществе в стремлении к точке компромисса К1, в разной степени успешности.

 

Первая стратегия – это произвольное и целенаправленное стремление к точке К1. Использование различного рода психотехник, позволяющих остановить внутренний диалог, погрузиться в глубокий транс, и на какое-то время создать иллюзию присутствия в точке К1. Стратегия «бей».

 

Вторая стратегия - неосознаваемое, подавленное, или отрицаемое стремление к точке К1. Психосоматическое стремление к внутриутробному регрессу (практически всегда раскрывается при работе с глубинной травмой в психотерапии). Неосознаваемое стремление создать в социуме условия схожие по ассоциативным признакам с условиями нахождения в утробе. Например, уединиться, скрыться от опасностей окружающего мира в каком-то закрытом от всех месте, чтобы там было все необходимое, либо был бы доступ ко всему необходимому. В зависимости от уровня притязаний, это могут быть очень разные вещи, например: собственный необитаемый остров, на который поступали бы продукты и информация, либо личный чердак, подвал, гараж, бункер и т.д. Механическое воздействие на восприятие, через употребление химических веществ (алкоголь, наркотики, психотропные препараты и т.д.) с целью отключить внутренний диалог и получить опыт свободы от субъективного

 

 

~ 156 ~


ощущения физического и психологического дискомфорта (отключить «Я») Стратегия «беги».

 

Для социо-интегрального компромисса – это состояние полного отрешения от плотских желаний, и от ценностей общества, ориентированного на стремление к К2, постижение интегральной доминанты (воли высшей силы), слияние с ней, и трансляция вектора интегральной доминанты в социум (стать проводником, или каналом высшей силы в социуме).

 

Наиболее успешными суммарными сосудами, устремившимися к точке компромисса К3, в современном обществе являются действительно искренние в своих поступках

 

и помыслах, в своем стремлении к результату адепты аскетических направлений религий (монахи, захиды, хасиды).

 

Состояние, являющееся «морковкой» для точки компромисса К3 глубоко и красноречиво проективно описано в книге христианского Богослова Иоанна Лествичника «Лествица», которая используется христианскими монахами, как инструкция к достижению «спасения» и «вечной жизни».

 

 

Цитата:

 

СЛОВО 29.

 

О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии

 

и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения.

 

3. Итак, истинно бесстрастным называется и есть тот, кто тело свое сделал нетленным, ум возвысил превыше всякой

 

~ 157 ~


твари, все же чувства покорил уму, а душу свою представил лицу Господню, всегда простираясь к Нему, даже и выше сил своих.

 

Состояние точки компромисса К3 также является недостижимым. Чем ближе приближается малый интегральный сосуд к точке К3, тем больше в нем субъективно ощущается давление биологической доминанты, в результате чего происходит либо реорганизация деятельности, с учетом биологической доминанты (будущий Будда, который ушел от пяти аскетов к умеренной жизни; Иоан Лесвичник, который вернулся с горы Синай в монастырь и стал Игуменом), либо суммарный сосуд устремляется к уничтожению биологической доминанты (устремляется к смерти физического тела, в помыслах, или поступках) пытаясь приблизиться к К3.

 

В первом варианте малый интегральный сосуд удаляется от К3, так как субъективная значимость биологической доминанты увеличивается и возвращает его ближе к К2. Во втором варианте, осознанные, или неосознанные помыслы о желанной физической смерти, в лучшем случае, приводят к отрицанию биологической доминанты, что делает невозможным познание интегральной доминанты, в результате чего возникает хронический духовный кризис (тоска по интегральной доминанте) и стремление к самообвинению и самонаказанию за собственные спонтанные биологически и био-социально ориентированные желания. А в худшем случае, приводят к деградации системы организации и реализации

 

~ 158 ~


деятельности в суммарном сосуде, в результате чего, К3

 

ориентированная         деятельность          сочетается          с

 

неконтролируемыми интенсивными проявлениями биологической доминанты (похоть, чревоугодие, проективная жестокость в отношении устремленных в К2 и К1  других, и т.д.). Непосредственно сама физическая смерть тела отдаляет малый интегральный сосуд ото всех существующих точек компромиссов, поскольку, согласно современным научным данным, мертвое физическое тело не обладает функционирующей психикой, и как следствие, не обладает системой доминирующих потребностей.

 

В целом можно выделить две общие поведенческие стратегии, реализуемые людьми в современном обществе в стремлении к точке компромисса К3 в разной степени успешности.

 

Первая стратегия – активное произвольное стремление

 

к точке К3. Стремление создать новый или влиться в уже существующий субсоциум, в котором основной или одной из наивысших ценностей является стремление к познанию воли высшей силы (раскрытие и осознание интегральной доминанты), через отрешение от биологических и биосоциальных желаний, и постоянное обращение к высшей силе с запросом на раскрытие своей воли и помощь в направлении мотивации, либо фактических действий в соответствии с вектором воли высшей силы. Такое стремление реализуется с группой единомышленников, как правило, в религиозных сообществах. Стратегия «бей».

 

 

~ 159 ~


Вторая стратегия – выход в диссоциированную по отношению к интегральной доминанте позицию. Выделение в собственном восприятии символического представителя собственного «Я» в интегральном поле (представление о собственной душе, которая болит), который является объектом и индикатором давления интегральной доминанты (аккумулирует информацию

 

о грехах). При этом интегральная доминанта (высшая сила) при условии существенной значимости конфронтации, (большого накопления дискомфорта от грехов), или при условии ярко выраженного несоответствия био-социального и интегрального вектора

 

мотивации (противоречие фактического поведения интегральной миссии), может вмешиваться в планы «Я», инициируя и реализуя неосознаваемое «Я» поведение, а именно интегрально ориентированное поведение, таким образом, что взаимодействие с другими суммарными сосудами, приводит к разрушению планов «Я», противоречащих интегральному процессу.

 

При этом в речевой картине мира существует значимое и устойчивое убеждение о том, что после физической смерти тела (абсолютного обнуления биологической доминанты), символический представитель «Я», то есть «образная душа», окажется в ситуации полного раскрытия вектора интегральной доминанты, то есть окажется на высшем суде, получит информацию обо всех своих грехах, и узнает свой приговор. После чего стопроцентно реализует поведение, ориентированное относительно вектора интегральной доминанты, то есть будет существовать так, как укажет воля высшего Судьи, либо каяться в бесконечных пытках в аду, либо насыщать всевозможные субъективно значимые сосуды в идеальных условиях в раю. Поскольку К3 – это точка социо-

 

~ 160 ~

интегрального компромисса, и в первом и во втором случае, в диссоциированном от «Я» воображаемом мире, символический представитель «Я» в интегральном поле реализует поведение, ориентированное относительно вектора интегральной доминанты в интегрально ориентированном социуме, организованном относительно вектора мотивации интегральной доминанты. Тут конечно речь идет о представлениях о райских садах и чертогах ада с их обитателями.

 

Таким образом, выход в диссоциированную по отношению к интегральной доминанте позицию освобождает «Я» от необходимости целенаправленно стремиться к раскрытию интегральной доминанты и к реализации своей интегральной миссии. Этот процесс, как бы, откладывается в восприятии до физической смерти. Стратегия «беги».

 

Био-социо-интегральный компромисс К4– это компромисс трех доминант - биологического, социального и интегрального уровней системы доминирующих потребностей.

 

Единственный из возможных, эффективный с точки зрения энергозатратности поведения и качества насыщения значимых сосудов системы доминирующих потребностей вариант компромисса доминант. В настоящее время потенциал К4 не раскрыт обществом, так как полностью он может проявиться лишь в случае включения всего человечества как интегральной группы в процесс устремления к К4, тогда интегральная система доминирующих потребностей сможет

 

реализовать    поведение     человечества     в      целом,

 

ориентированное на удовлетворения потребностей человечества в целом.

 

~ 161 ~


В результате этого, вероятнее всего, человечество найдет наиболее оптимальные модели поведения для всего человечества, как биологического вида, и создаст максимально благоприятные условия для успешной реализации динамического процесса системы доминирующих потребностей на всех трех функциональных уровнях.

 

Поскольку К4 подразумевает осознание интегральной доминанты, в актуальных для человечества Священных книгах тоже можно обнаружить проективное описание этого состояния.

 











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: