Развитие творческих способностей личности как психолого-педагогическая проблема

 

Творчество означает созидание нового, под которым могут подразумеваться как преобразования в сознании и поведении человека, так и порождаемые им продукты, которые он отдает другим. Согласно такому пониманию, не только созданные картины, машины, теории, но и все факты личностного роста человека могут рассматриваться как творческие. Некоторые исследователи, напротив, сужают термин "творчество", включая в него только познавательную деятельность, которая ведет к новому или необычному видению проблемы или ситуации. Есть более расширенное определение, в соответствии с которым в центре проблематики творчества находятся не познавательные процессы и не личностные качества, а сущностные проблемы бытия человека в мире, его открытость новым возможностям.

С этой позиции, весь мир культуры - продукт творчества человека. Все предметы обыденной жизни некогда появились в воображении их создателей, а теперь стали кристаллизованным, или реализованным, воображением. Огромные пирамиды, величественные храмы, стройные здания, дороги и мосты, дамбы и аэропорты и даже простые табуретки сначала возникли в чьем-то сознании как возможные. Творческая деятельность начинается с мечты, поскольку новое сначала надо обозначить, представить, назвать, поэтому творчество делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. [68, с.32]

творческая способность подросток песня

Вслед за О. Зельцем Л.С. Выготский выделял два типа деятельности человека: - репродуктивную деятельность, при которой человек в той или иной мере повторяет созданные или выработанные ранее приемы;

творческую деятельность, при которой человек создает то, чего еще никогда не существовало до него. [5].

К сожалению творчество, как наиболее человеческая деятельность пока наименее осмыслено. В целях уточнения основного направления в развитии творческих способностей старших дошкольников следует вычленить профильную для нашего исследования составляющую - творчество.

Еще древнегреческие ученые стремились развивать в своих учениках творческое мышление, предпринимали попытки осмыслить отличие творческих начал человеческого поведения от нетворческих. Но "когда обнаружилось, что экономика нации, государств находится во всевозрастающей зависимости от их интеллектуально-творческих ресурсов, потребность в изучении закономерностей и фактов творческого мышления приобрела необычайную остроту" [38, с.32]. Гуманисты всех эпох оценивали роль творчества в формировании личности чрезвычайно глубоко. "Человек, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, углубляет свой жизненный опыт и становится иным по психологическому складу", - утверждал Б.В. Асафьев. [6, с.225].

Категория "творчество" относится к числу общенаучных понятий, имеющих важное методологическое значение для педагогики. В нашей стране выполнены фундаментальные исследования по проблемам психологии творчества (А.В. Брушлинский, Б.М. Кедров, Е.А. Пономарёв, С.Л. Рубин, О.К. Тихомиров), общих и специальных способностей (Е.И. Игнатьев, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов). Специальное значение имеют разработанные психологические принципы творческого развития детей в дошкольном детстве и начальной школе (Л.А. Венгер, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин). [48, с.30].

По типу продукта, который получается в результате созидательной активности, различают творчество художественное, интеллектуальное и техническое. Одно можно только увидеть, другое - только услышать, третье - только прочесть, а четвертое - увидеть, услышать и потрогать, в пятое сесть и перелететь в другой город, а шестое нельзя ни увидеть, ни услышать, ни потрогать и можно даже не понять. Но все это - воплощенная мечта. Все это некогда было только в воображении творцов, а ныне доступно восприятию всех. Внешне столь несовместимые разновидности художественного, интеллектуального и технического творчества на практике оказываются тесно связанными.

Характеризуя творчество, одна часть исследователей делает акцент на полученном результате, другая - на процессе его получения.

Многие ученые пытались понять условия рождения нового и последовательность происходящих при этом событий. Выделили три фазы в созидании нового решения: накопление фактов, или опыта, вызревание (или "высиживание") будущего проекта или образа и, наконец, рождение нового. Процесс вызревания представляется наименее ясным, так как происходит преимущественно неосознанно. Внезапность решения отмечается многими. Идея часто приходит в необычное время и в необычном месте.Ф. Шиллер назвал состояние, возникающее в процессе творчества, "неожиданностью души".И. Бродский в Нобелевской лекции сказал: "поэт есть средство существования языка. Начиная стихотворение, поэт, как правило, не знает, чем оно кончится, и порой оказывается очень удивлен тем, что получилось, ибо часто оказывается лучше, чем предполагал". [15].

В силу особенностей функционирования психики человек осознает конечный результат мыслительного процесса, но не в состоянии понять путь, который привел к нему. Сейчас существует множество классификаций творческого процесса и все фиксируют тот факт, что рождение идеи включает как сознательные и рациональные моменты (подготовка, завершение), так и бессознательные, интуитивные (инкубация, озарение), трактуемые как центральное звено творчества.

При описании процесса художественного творчества опираются на понятие катарсиса (греч. отреагирование), предложенное З. Фрейдом. Многие теоретики полагают, что именно отреагирование является основой эстетической реакции. Чтобы стать объектом творчества, нечто должно задеть художника, эмоционально возбудить либо красотой внешней формы, либо непонятностью содержания. Тогда собственное видение кусочка мира художник запечатлеет на холсте, а ученый воспроизведет в формуле.

Таким образом, все исследователи сходятся в том, что творчество является процессом, который, как фейерверком, озаряется внезапным решением. Но, как и празднику предшествуют будни, этому мгновению всегда предшествует скрытая от глаз длительная и напряженная внутренняя работа. Глубокий анализ фактов показывает, что само предвосхищение является результатам длительного сознательного труда Психика человека, представляя собой внешнюю предметную деятельность, перенесенную вовнутрь и преобразованную, естественно, имеет ту же структуру (строение), что и указанная деятельность. [51, с.32].

Структура любого объекта понимается как выявление элементов этого объекта и их взаимосвязей.Л.С. Выготский подчеркивал, что "структурный анализ имеет дело с реальными объективно существующими элементами и видит свою задачу не только в выделении этих элементов, но и в выяснении связей и отношений, существующих между элементами". В структуре деятельности можно выделять разные элементы. В данной работе (вслед за философами и психологами) выделяются следующие основные макроэлементы любой деятельности

 

Цель
Предмет
Орудия
Операции (или действия)
Субъект деятельности
Продукт

 

Представленные компоненты деятельности можно описать так:

цель (и мотив) - то, что должно быть достигнуто и то, что побуждает человека действовать,

опредмеченная потребность: предмет, соответствующий потребности);

предмет - то, что подлежит преобразованию, исследованию;

орудия - то, с помощью чего осуществляется преобразование

или исследование предмета деятельности;

операции - процедуры воздействия орудиями на предмет;

субъект деятельности - ее носитель;

продукт - результат, который получается в итоге.

Операции в структуре деятельности могут быть либо собственно операциями, Т.е. воздействиями, непосредственно направленными на данный предмет деятельности, либо действиями, каждое из которых имеет свою цель, свой предмет, свои орудия и операции, но все действия подчинены общей цели и побуждаются мотивом деятельности.: [5].

Креативностью называются творческие возможности (способности) человека, которые Могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности. Они характеризуют личность в целом и ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания. Креативность рассматривается обычно с трех сторон: как процесс творчества, как его продукт и как свойство личности. Этот термин тесно связан с теорией Д. Гилфорда, который различал в ней оригинальность, беглость, гибкость. Гибкость как способность к переосмысливанию функций объекта, возможность использования его в различных качествах. Гибкость мышления позволяет обнаруживать ранее не используемые признаки объекта и, анализируя их, решать возникшую проблему. Сейчас в рамках креативности выделяют оригинальность, или способность давать необычные ответы; семантическую гибкость, то есть умение обнаруживать различные способы использования предмета; образную гибкость, то есть способность видеть новые свойства объекта; семантическую спонтанность, то есть легкость возникновения разнообразных идей. [26, с.2].

Согласно концепции творческого развития человека Я.А. Пономарева, фундаментальной составляющей человеческой психики является способность действовать в уме, которая связывается со степенью сформированности общих способностей для любых форм поведения, в том числе и творческого, особенностей его психологического механизм [7]. а. Его мысль продолжает Д.Е. Богоявленская, полагающая, что творческие способности - это максимальный уровень развития способностей, а потому они связаны с интеллектом. Исследования креативности как способности к творчеству рассматривают - креативность и интеллект как независимые параметры, которые встречаются в природе во всех возможных вариантах: есть люди с высоким интеллектом и высокими креативными способностями, низким интеллектом и высокими креативными способностями, высоким интеллектом и низкими креативными способностями и с низкими обоими показателями, Нет резкой черты между высоким интеллектом и средним, а творчество не только зиждется на способностях человека, но и требует включения его эмоциональных, ценностных и личностных особенностей. Чтобы созидать, необходимо не только обладать некоторыми способностями к определенному виду деятельности, но и овладевать необходимыми умениями и навыками, уметь трудиться, стремиться к завершению начатого, несмотря на активное противодействие мира любым изменениям. У людей, имеющих одинаковый интеллект, продуктивность определяется мотивацией и интересом к задаче. [3].

Только на первый взгляд понятие "способности" кажется очевидным. На самом деле есть, по крайней мере, три проблемы, которые волнуют педагогов и не могут быть решены однозначно: представления о природе способностей, об их типах и диагностике, о закономерностях их развития и формирования.

Способности - это психические образования, позволяющие успешно осуществлять ту или другую деятельность и достигать в ней значительных результатов. Однако сами по себе способности к музыке или математике еще не делают человека музыкантом или математиком. Требуется интерес к делу, творческая направленность, специальное обучение, работоспособность, волевые качества характера, определенные свойства личности.

Способности представляют собой сложную самоорганизующуюся систему - ансамбль психических свойств, где врожденные предпосылки или задатки - только одно, необходимое, но не достаточное условие для успешной деятельности. Необходим также опыт такой деятельности и обучение ей. Деятельность сама формирует способность к ее успешному осуществлению.

Как общие так и специальные способности развиваются на основе задатков - врожденных структур мозга и его анализаторов - органов слуха, зрения, психомоторной координации, чувства ритма и т.п. Наиболее общей творческой способностью можно считать способность личности к саморегуляции, т.е. чувствительность нервной системы к изменениям во внешней среде, пластичность в выборе тактик поведения и способов решения проблем, а также высокий уровень психической активности (энергетики). Общие способности имеют не только интеллектуальные, но и эмоционально-волевые компоненты.

Каждый ребенок рождается с определенным набором задатков, и педагогу важно знать условия их развития. Способности, широта и уровень направленности, волевые качества характера образуют целостную систему и могут при благоприятных обстоятельствах оформиться в талант. [54. с.12 - 13].




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: