Семинар-практикум для родителей и педагогов

«Умные пальчики»

Цель: расширение знаний и умений родителей и педагогов при подготовке детей к школе и развитии мелкой моторики детей.

Ход семинара-практикума:

Одно из направлений нашей деятельности в рамках работы по подготовке детей к школе - реабилитационная, коррекционная и развивающая работа по укреплению мышц и совершенствованию функций кистей рук у детей, О необходимости целенаправленной работы в этой сфере написано немало статей, книг, проведено много исследований, с разных сторон освещающих проблему корреляции функциональных возможностей кистей рук детей с их речевым и интеллектуальным развитием. Важный аспект работы - подготовка руки дошкольника к обучению письму.

Часто приходиться слышать от учителей: «Интеллект первоклассника развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики.... Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно. Чем больше строк пишет, тем хуже становится каллиграфия».

Развитый мозг и неразвитая рука - закономерное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно ввергать педагогов и родителей в панику: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать.

Письмо первоклассника – это продукция (плохая или хорошая) работы мелких мышц руки, руководимых мозгом. Мелкие мускулы детской руки развиваются в упражнениях. И труд и упражнения – это не обязательно письмо. Рисование, которым любят заниматься дошкольники, игры, включающие в дело руку, самообслуживание, участие в домашних делах, ежедневная гимнастика, пальчиковая гимнастика – вот краткий перечень тех упражнений, которые можно организовать в каждой семье.

Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умения ребенка пользоваться этими движениями – держать ручку, карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Неуклюжесть пальчиков говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически - в детском саду, дома, во дворе, во время выездов на природу - с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, приносить им и себе радость.

(Приложение 1)

 

Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения не только в первом классе, но и в дальнейшем.

Мы рекомендуем с этой целью использовать игровой самомассаж кистей рук, являющийся эффективным и универсальным средством реабилитации тонких движений,средством коррекции нарушений письменной речии развивающе-оздоровительным средством.

Как известно, массаж - это мощный биологический стимулятор, воздействующий на функции кожи, уровень снабжения организма кислородом и питательными веществами, на выведение продуктов распада, на сократительные способности и работоспособность мышц массируемой кисти руки, а также на эластичность суставов и связок.

Самомассаж кистей рук является к тому же средством повышения иммунитета, поскольку на ладонях расположены нервные окончания. Если их деятельность активизируется, улучшается функциональное состояние внутренних органов. При этом в процессе самомассажа укрепляются мышцы, суставы и связки не только массируемой, но и массирующей кисти.

Помимо этого игровой самомассаж кистей рук - важная составляющая сенсорного воспитания: ощущения, возникающие одновременно в обеих кистях рук ребенка, отличаются друг от друга не только происхождением, но и разными условиями восприятия, потому что массируемая рука пассивно воспринимает механические раздражения, а массирующая рука еще и создает их.

Игровой самомассаж - это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга (в речеслуховые, зрительные, эмоциональные и творческие зоны) поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Развиваются межполушарное взаимодействие, работа полушарий.

Традиционная пальчиковая гимнастика вызывает возбуждение локальных участков мозга, а игровой самомассаж оказывает тотальное воздействие на кору, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг.

Положительная эмоциональная мотивация занятия «повышает общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации из внешнего мира» (А.Г. Хрипкова и др.). Игровой самомассаж является эффективным средством совершенствования и таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация, а также развитие речевой и творческой сфер.

По данным современных исследований, игровой самомассаж кистей рук способствует прочищению энергетических каналов, освобождению их от застоявшейся негативной энергии и насыщению позитивной, а по нашим наблюдениям, он содействует также снижению двигательной и эмоциональной расторможенности, коррекции гиперактивности.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы.

Мы рекомендуем проводить игровой самомассаж в виде отдельного 5-минутного занятия ежедневно или в виде динамической паузы на занятиях.

(Приложение 2)

Для того, чтобы лучше подготовить ребенка к школе, требуется постоянно тренировать координацию руки, укреплять мелкие мышцы кистей рук, сделать мелкие движения более уверенными, точными. В результате ребенок будет лучше писать, рисовать, вырезать ножницами и т. д. Учеными-психологами установлена прямая корреляционная зависимость между развитием интеллектуальных способностей и речи ребенка и развитием мелкой моторики рук. Поэтому рекомендуемые нами следующие упражнения имеют очень большое значение для развития ребенка.

(Приложение 3)

Игры со счетными палочками и нехитрые задания помогут ребенку развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием о симметрии. Далее мы предлагаем вариантыупражнений, которые малыш может выложить из тех же палочек на ровной поверхности. Начинать советуем с простых геометрических фигур. В процессе игры необходимо объяснить ребенку, как называется та или иная фигура, как сложить домик из квадрата и треугольника, солнце - из многоугольника и т.п.

(Приложение 4)

Для большего эффекта желательно придерживаться следующих психолого-педагогических условий:

—использовать прописи-чистовики для ребенка, имеющего трудности с тонкой моторикой;

—оценивать усилия, а не соответствие общему стандарту, хвалить даже за небольшие успехи;

—не торопиться переходить к написанию слов и фраз, можно сосредоточиться на письме отдельных букв;

—ни в коем случае не заставлять ребенка переписывать набело (будет получаться все хуже и хуже);

—соблюдать принцип постепенности и умеренности нагрузки, опираться на игру, чередовать нагрузки с релаксационными упражнениями;

—упражнения должны доставлять ребенку удовольствие, не превышать 10—15 мин.

(Приложение 5)

Приложение 1

Массаж. Массируйте, разминайте кисть от мизинца к большому пальцу. Затем мысленно проведите линию там, где кончается ноготь, несколько раз нажмите на него довольно сильно, как иголочками. Именно крайние фаланги пальцев рефлекторно влияют на развитие высших корковых функций головного мозга, поэтому как можно чаще раздражайте их: похлопывайте, разминайте. Постукивайте по подушечкам своими пальцами, возьмите детские пальчики, начав с мизинца, постукивайте ими о стол. Массировать нужно обе руки – ведь каждая отвечает за свое мозговое полушарие.

Шершавая, неровная поверхность. Ребенку очень полезно двигать ладошкой по жесткой бумаге, камню. Предложите ребенку закрыть глаза, тогда ощущения обострятся. Не поленитесь и вырежьте из наждачной бумаги буквы алфавита, тогда каждую он действительно «прощупает», и вы одним выстрелом убьете двух зайцев: и буквы ребенок выучит, и мелкую моторику разовьет.

Гимнастика для рук. Особое внимание уделяйте большим пальцам. Пусть ребенок двигает ими в стороны и по кругу. Учите доставать большими пальцами до центра ладошки. А чтобы не было скучно, разучите с ним стишки (потешки) – они очень нравятся детям:

                 Пальчик толстый и большой

                 В сад за сливою пошел.

                 Указательный с порога

                 Показал ему дорогу.

                 Средний пальчик - очень меткий,

                 Он сбивает сливы с ветки.

                 Безымянный – поедает.

                 А мизинчик-господинчик –

                 В землю косточки сажает.

В такт ребенок должен двигать пальчиками вверх, вниз, назад, вперед, складывать их в кулачок, разнимать.

Мозаика. Чем мельче, тем лучше. Пусть ребенок складывает из нее буквы, фигурки.

Собственные пальчики. Из них не трудно составить, например, буквы. Пусть ребенок попробует. Получилось? Кстати, алфавит для многих детей долго остается лишь абстракцией, а ребенок, складывающий буквы из пальчиков, усваивает его быстрее.

Пластилин. В доме, где есть ребенок, коробка с этим разноцветным материалом должна быть обязательно. Пусть лепит что угодно: мнет и крутит колбаски, шарики – массирует точки на пальцах и ладонях.

Для развития мелкой моторики рук ребенка можно использовать разнообразный материал. Многое найдется дома. Вам может пригодиться для работы с детьми следующее:

· различные коробочки для собирания в них пуговиц, камешков, косточек от фруктов, семечек от овощей и фруктов и т.п.;

· мозаика (мелкая и крупная);

· бусы и пуговицы разной величины;

· свободные катушки для наматывания на них ниток и веревочек;

· дощечки с множеством отверстий или от мозаики для «вышивания».

 

Приложение 2

ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ

Поглаживание

Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев - это «лучи солнца».

Солнышко лучами

Гладит нас, ласкает.

Солнце, как и мама,

Лишь одно бывает.

Г. Виеру

Примечание. Предварительно попросите ребенка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения - от кончиков пальцев к лучезапястному суставу.

 

Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.

Сорока, сорока,

Где была? Далеко.

Дрова рубила,

Печку топила,

Воду носила,

Кашку варила,

Деток кормила.

Спиралевидное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками двух-пяти пальцев (от кончиков пальцев до лучезапястного сустава).

Свистели метели,

Летели снега.

Стелила постели

Большая пурга,

Стелила постели

Морозам она,

И было метелям

Совсем не до сна.

Мы утром в окошко

Взглянули на сад -

Сугробы в саду,

Как подушки, лежат.

В. Степанов

 

Зигзагообразное поглаживание (обратить внимание ребенка на то, что рука напоминает дерево: предплечье - это ствол, а кисть с растопыренными пальцами - крона).

Дунул ветер на березку,

Разлохматил ей прическу.

Ветер очень торопился,

Улетел, не извинился.

М. Пляцковский

Растирание

Прямолинейное растирание выпрямленными ладонями друг друга.

Первый вариант

Чьи руки зимою всех рук горячей?

Они не у тех, кто сидел у печей,

А только у тех, а только у тех,

Кто крепко сжимал обжигающий снег,

И крепости строил на снежной горе,

                                     И снежную бабу лепил во дворе.

                    В. Берестов

На первые две строчки стихотворения дети потирают руки; проговаривая третью и последующие строчки, сжимают и разжимают кулаки.

Второй вариант

Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец - боковой,

Называется Большой.

Пальчик второй -

Указчик старательный,

Не зря называют его

Указательный.

Третий твой пальчик

Как раз посредине,

Поэтому Средний

Дано ему имя.

Палец четвертый зовут

Безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье,

Братец младший - любимчик.

По счету он пятый,

Зовется Мизинчик.

Л. Хереско

Примечание. Первые две строки сопровождают растирание ладоней, следующие строки - растирание пальцев подушечкой большого пальца противоположной руки.

 

Гребнеобразное круговое растирание ладонной впадины (средними и концевыми фалангами).

Мурка лапкой носик мыла,

Сидя утром у окошка.

Мурка моется без мыла,

                                   Потому что Мурка - кошка.

                     В. Левин

Примечание. Предварительно вместе с ребенком желательно вспомнить, как умывается кошечка.

 

Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).

Диво дивное - паук,

Восемь ног и восемь рук.

Если надо наутек,

Выручают восемь ног.

Сеть плести за кругом круг

Выручают восемь рук.

B.  Суслов

 

Пиление ладони пальцами противоположной руки.

Принялась она за дело.

Завизжала и запела.

ла, ела дуб, дуб.

Поломала зуб, зуб.

C. Маршак

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы.

 

Пиление (продольное и поперечное) ладони ребром ладони противоположной руки.

Пилит, пилит пила,

И жужжит, как пчела,

И визжит, и поет,

Соням спать не дает.

Циркулярное растирание кистей рук («намыливание» рук мылом).

Не секрет для нас с тобой,

Каждый знает это -

Руки мой перед едой

И после туалета.

Разминание

Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.

Толстушка-ползушка,

Дом-завитушка,

Ползи по дорожке,

Ползи по ладошке,

Ползи, не спеши.

Рога покажи.

Немецкая народная песенка (перев. Л. Яхнина)

Желательно вместе с ребенком вспомнить, как медленно ползет улитка.

 

Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони.

Гуси, гуси!

Га-га-га!

Есть хотите?

Да-да-да!

Так летите же домой.

Серый волк под горой

Не пускает нас домой.

                                           Русский фольклор

Примечание. Предварительно попросите ребенка руками изобразить гуся.

Вибрация

Пунктирование двумя-пятъю пальцами (игра на пианино).

Кто там топает по крыше?

Кап-кап-кап.

Чьи шаги всю ночь я слышу?

Кап-кап-кап.

Я усну теперь едва ли.

Кап-кап-кап.

Может, кошек подковали?

                                 Ж. Давитьянц

 

Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки.

Кто на розовой заре,

На росистом серебре

Барабанит, барабанит

По сосновой по коре?

Дятел петь захотел,

Дятел носом песню спел.

                                               Э. Мошковская

Примечание. Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности: чем больше угол, тем воздействие более сильное и глубокое.

 

Поколачивание ладони кончиками сложенных в щепоть пальцев.

Уложили дятла спать

В деревянную кровать.

Он в кровати всем назло

Продолбил себе дупло.

                                            В. Линькова

Примечание. Обратите внимание ребенка на то, что кисть, сложенная в щепоть, напоминает голову птицы.

 

Поколачивание ладони кулаком противоположной руки.

Тук-тук-тук,

                                       Молоток - мой лучший друг.

                                                                                 Г. Виеру

Примечание. Мягкость и эластичность поколачивания достигаются хорошим расслаблением мышц предплечья и кисти массирующей руки.

Поглаживание

Легкое плоскостное поглаживание тыльной поверхности кисти.

Во дворе у Толика

Маленькие кролики.

Беленькие кролики,

Целых восемь штук.

По утрам мы с Толиком

Кормим наших кроликов,

И едят морковку

Кролики из рук.

                                         В. Кодрян

Примечание. Массируемая рука «изображает» кролика, а массирующая гладит ласковыми, аккуратными движениями.

 

 

Приложение 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: