Администрирование — формулирование общих це- лей и политики компании, а менеджмент— контроль за
их реализацией. Таков первоначальный и узкотехничес- кий смысл менеджмента. Демократизация собственно- сти привела к специализации контроля. Прежде соб- ственник контролировал и капитал, и производство. Теперь его заменило общество пайщиков, а контроль над производством был передан в руки сообщества про- фессионалов. Менеджеры и администрация, назначае- мые акционерами, стали их представителями на про- мышленном предприятии.
Увеличивался объем производства, ускорялись темпы оборота капитала, расширялись банковские операции, сфера сбыта продукции, возник маркетинг. Управление уже не могло оставаться сферой прило- жения наивного сознания и здравого смысла. Оно требовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техник, которым надо было обучаться специально.
Специализация менеджера
|
|
В фабричную эпоху (XIX в.) работа менеджера ограничивалась процессом производства, весьма дале- ким от научной организации труда. Позже менеджмент распадается на множество подфункций — планирова- ние, делопроизводство, сбыт, закупки, организация, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретает четкую калькуляционную основу — все переводится в формулы и на деньги. Создается современная система бюджета предприятия.
Таким образом, каждый производственный про- цесс выделился в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Но как только функций стало много, появилась проблема их координации и соединения на новой основе. Возник вопрос: как их объединить? Оказывается, только одним способом — закрепить за каждой функцией штат специалистов (отдел, подразделение), а общие за- дачи отдать менеджеру. Так возникли прообразы ны- нешних отделов кадров, планового отдела, ОТиЗа, от- дела главного технолога и других.
|
снабжением. После этого функция менеджера-специ- алиста дробится вновь: вместо одного появляется со- общество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Отныне менеджер координирует работу специалистов. В этом ему помогают ученые, которые изобрели особые инст- рументы координирования деятельности людей, в ча- стности, систему принятия решений, определения це- лей политики компании, философию управления.