Становясь массовыми объединениями, мафия и преступная группировка перестают существовать. Принципы закрытой группы — жесткая дисциплина, тотальный контроль за всеми членами, идейное един- ство — эффективны лишь в малом социальном про- странстве, в узком кругу единомышленников, друзей или подельников. Тем не менее
Превращение закрытой организации в открытую — универсально-историческая модель эволюции любой политической или экономической организации.
Малый бизнес зарождается и возникает как закрытое сообщество. Небольшая группа друзей — к примеру, быв- ших однокурсников^- задумывает создать свой собствен- ный бизнес. Последний функционирует успешно до тех пор, пока закрытая группа остается таковой. Но вот дела пошли в гору: растет товарооборот, расширяются произ- водственные площади и финансовые потоки, увеличива- ется персонал. Вместе с тем ширится круг проблем, с которыми никогда не сталкивалась малая группа, и для
решения которых она не приспособлена в принципе. 391
|
|
В большом сообществе отношения обезличивают- ся, личный контроль заменяется служебным, деталь- ный — частным. Идейная или личная преданность эволюционирует в аморфную лояльность. Сплочен- ность перерастает в солидарность, наличие которой является признаком большой группы. Утрачивается способность принимать мгновенные решения и доби- ваться их неукоснительного исполнения. Крупная орга- низация превращается в неповоротливого монстра. Уровень доверительности снижается, перестает рабо- тать система жесткого отбора персонала, происходит неконтролируемая утечка информации.
В подобных условиях наблюдается удивительное явление — вершиной управленческой пирамиды ста- новится закрытая группировка. Основатели организа- ции формируют замкнутую управленческую элиту, которая отгораживается от остального персонала. Эли- та делит между собой основную прибыль и дефицит- ные блага, пропускает в свои ряды избранных, мани- пулирует поведением служащих.
Убедившись в невозможности построить по обра- зу своему и подобию всю организацию, первоначаль- но закрытая группировка локализуется и строит «свет- лое будущее» на небольшом участке организационного пространства. В этом направлении эволюционировали социалистические государства, политические партии и профсоюзы, деловые организации по всему миру.
Деловая фирма, прошедшая путь от закрытой ма- лой группировки до массовой открытой организации, призвана обслуживать широкие слои потребителей, будь то производство товаров или оказание услуг. Без этого ее существование становится бессмысленным, ибо именно потребители дают ей деньги.
|
|
Ориентация на других — непременное условие функ- ционирования открытой организации.
Большевики стремились к власти еще и для того, чтобы донести до всего мира коммунистические идеи. Последние и были их «товаром». Таким образом, поли- тическую партию можно рассматривать как разновид- ность деловой фирмы. Все, кто работает на вербовку сторонников, стремятся к расширению круга потреби- телей. Различия между политической партией и дело- вой фирмой заключаются в их целях и ориентации.
|
партии деньги — вторичный момент. Они — сред- ство, а не цель.
Деньги нужны партии для агитации, привлечения новых сторонников, получения доступа к средствам мас- совой информации, организации боевых дружин и т. п. Главное для нее — «продажа» потребителям идей и иде- ологических фетишей. Если деловая фирма вначале узнает, в каких товарах нуждается потребитель, а затем производит и продает их, то политическая партия, при- шедшая к власти, не интересуется мнением потребите- ля, а как бы заранее знает, в чем состоят его духовные потребности. Она навязывает потребителю собственную продукцию, т. е. играет на себя. Играет на себя и ма- фия, которая также не интересуется потребностями населения, рынком сбыта и конъюнктурой, насильно прививая другим свой образ мыслей и действий. Рас- сматриваемые организации следует отнести к типу принудительных формирований, практикующих насиль- ственные методы добывания денег и дефицитных благ.
Закрытая организация ориентирована только на^ себя. Она не стремится к тому, чтобы удовлетворить потребности широких слоев населения, воспринимае- мых ею в качестве «чужих».